Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Все началось с Матвеевских курсов

Для России особое место в историческом  плане занимал рубеж XIX—XX веков, когда в обществе и правительственных кругах созрело понимание необходимости внедрения в жизнь современных достижений в области электричества и тогда еще только наметившейся электроэнергетики. Планы развития электротехники и электроэнергетики в России стали формироваться уже в 1917 г. В апреле 1918 г. В.И. Лениным были разработаны «Наброски плана научно-технических работ», где важнейшее место занимала составляющая электрификации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. В декабре 1920 г. был принят план ГОЭЛРО. Достаточно точно значимость электрификации для экономики России отразилась  в словах Г.М. Кржижановского: «…электричество является великой силой для подъема производительности труда, ибо оно благотворно влияет во всех трех решающих направлениях: напряженности, механизации и рационализации процессов труда. А раз это так, то становится ясным, почему электрификация должна лежать в основе всего плана народного хозяйства, должна быть теми лесами, с помощью которых должно быть возведено все здание  народного хозяйства». План ГОЭЛРО, несмотря на чрезвычайные условия, в которых жила страна и каждый ее гражданин, был успешно выполнен.

Успешная реализация плана ГОЭЛРО не случайное событие, она была предопределена,  с одной стороны, той исторически сложившейся основой, которая шла от исследований выдающихся  российских ученых, таких, как В.В. Петров (1961—1834), П.Л. Шиллинг (1786—1837), Э.Х. Ленц (1804—1865), Б.С. Якоби (1801—1874), П.Н. Яблочков (1847—1894), А.Н. Лодыгин (1847—1923), В.Н. Чиколев (1845—1898), Н.Н. Бернадос (1842—1905), Н.Г. Славянов (1854—1897), М.О. Доливо-Добровольский (1861—1919), и других известных электротехников, а с другой — значительными усилиями просветительской направленности.


ИЗОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Исследования выдающихся российских ученых часто значительно опережали время. Чрезвычайно интересные и важные  для электротехники и электроэнергетики  изобретения сделаны выдающимся российским ученым П.Н. Яблочковым. Подавляющее большинство людей воспринимает  его как изобретателя дуговых ламп, так называемых свечей Яблочкова. Но этот выдающийся ученый, экспериментатор  был автором еще целого ряда идей. Системы электроснабжения, которые предлагались в то время, очень трудно было назвать электроэнергетическими системами в сегодняшнем понимании этого определения, но первые шаги уже делались. П.Н. Яблочковым впервые была предложена система генератор–линия– нагрузка, причем нагрузка не сосредоточенная, а распределенная. Он также предложил  в качестве промежуточного звена между питающей сетью и осветительной нагрузкой использовать трансформатор, им впервые высказана идея создания централизованной электрической станции. Особый интерес представляют разработки  М.О. Доливо-Добровольского. Его изобретения в области трехфазного  тока дали мощный толчок не только в развитии теории электротехники, но и в практическом внедрении по существу всей цепочки производства,  преобразования, передачи и потребления электроэнергии. Доливо-Добровольский экспериментально и теоретически доказал возможность получения трехфазного вращающегося  магнитного поля, что позволило создать трехфазный электродвигатель и обеспечить стремительный шаг вперед.  В 1896 г. российский инженер Р.Э. Классон реализовал идеи трехфазного  тока в России. Им с разрешения  Артиллерийского ведомства была создана система, состоящая из гидроэлектростанции, трехфазной линии  электропередачи, которая через трехфазные трансформаторы запитывала двигатели и освещение Охтинского порохового завода в Петербурге.  Гидроэлектростанция состояла из двух параллельно работающих гидрогенераторов  различной мощности, что в определенном смысле позволяло  называть весь комплекс электроэнергетической  системой. Позже была реализована параллельная работа  гидростанции и дизельной станции, находящихся в 20 км друг от друга недалеко от Пятигорска.

В конце XIX века в России, даже в самых удаленных уголках ее, появились люди, интересующиеся электротехникой,  возможностями применения ее идей для практических целей. Для многих научных, общественных и государственных деятелей стала очевидной  необходимость организации общественного или иного объединения, поддерживающего широкое внедрение  в производство технических решений в области электричества.


ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ РТО


В 1879 г. П.Н. Яблочковым, А.Н. Лодыгиным, В.Н. Чиколевым, Д.А. Лачиновым, Н.П. Булыгиным, В.Я. Флоренсовым, О.Д. Хвольсоном были предприняты шаги по организации в Русском техническом обществе электротехнического  отдела. Официальное  оформление отдела состоялось 30 января 1880 г., когда его членами были 56 человек, причем это были не только ученые, но и инженеры, работники и владельцы промышленных предприятий, военные инженеры, моряки и т.д. Отдел одной из своих основных целей ставил просветительную деятельность. Достаточно точно и исчерпывающе цели и задачи описал М.А. Шателен в своей книге «Русские электротехники XIX века»: «…благодаря  личному авторитету основателей VI отдела и его членов, а также умелому направлению деятельности отдела с первых же шагов новый отдел  Технического общества быстро завоевал авторитет. Он стал ставить перед собой и принимать к исполнению задачи исключительно большого значения. Первой из них была, конечно,  задача ознакомления широких слоев населения с достижениями электротехники, с изобретениями и научными работами русских электротехников, с возможностями, которые электротехника открывала и в промышленности, и в быту».

При Русском техническом обществе организовывается Электротехническая школа, в которой подготовка шла по конкретным задачам электротехники  с приложением к производственным  задачам. VI (электротехнический)  отдел Русского технического общества играл очень важную роль не только в просветительской работе. Он стал базой для проведения экспериментальных исследований, поддержанных ведущими учеными.

К концу XIX века в России открывается  целый ряд политехнических институтов, в которых подготовка специалистов  для работы в различных областях, связанных с электротехникой, осуществлялась в недостаточной мере. К значительным событиям того времени можно отнести издание в 1909 г. (перевод с немецкого) Руководства к практическим занятиям по электротехнике.

Анализ содержания Руководства показывает, что большинство работ посвящено экспериментальным исследованиям,  которые до сего дня культивируются во многих учебных и научно-исследовательских заведениях электроэнергетического профиля.

Издание получило активную поддержку  в среде специалистов и государственных  деятелей. 12 декабря 1913 г . Е.В. Галкин (автор перевода) передал один экземпляр Руководства  в дар выдающемуся деятелю России графу С.Ю. Витте. Экземпляр Руководства с дарственной надписью инженера-электрика Е.В. Галкина в настоящий момент хранится в Санкт-Петербургском государственном политехническом  университете. Причем произошла не просто передача книги, а была получена поддержка в начинаниях инженера-электрика Е.В. Галкина.


МАТВЕЕВСКИЕ КУРСЫ


Начинания были продолжены, а «Руководство к практическим занятиям по электротехнике» и имя Е.В. Галкина не оказались случайно промелькнувшими  в истории электротехники и электроэнергетики фактами. Идея о необходимости широкого распространения знаний по электротехнике, продиктованная жизнью, не замыкалась в стенах академических учебных заведений, а описанные события подтолкнули к созданию Электротехнических курсов в 1918 году. Сначала они были созданы как Матвеевские электротехнические курсы — по названию улицы, на которой располагалась администрация  курсов, находящихся в ведении Народного комиссариата торговли и промышленности.

В предисловии к Ежегоднику электротехнических  курсов, опубликованных в 1920 г., Е.В. Галкин пишет: «В конце ноября 17-года возникла мысль о создании учебнаго заведения особаго типа, специально приспособленнаго для обучения взрослых… Таким образом и было вызвано к жизни учебное заведение, поставившее своей целью распространение электротехнических знаний и сведений и получившее наименование «Электротехнические курсы». Матвеевские электротехнические  курсы в 1918 г., по существу, положили начало дополнительному профессиональному образованию в электротехнике и электроэнергетике России. В дальнейшем Электротехнические курсы меняли свою подчиненность, корректировалось название, но направленность в их деятельности сохранялась.

Успешная реализация плана ГОЭЛРО поставила перед электроэнергетикой  следующую важнейшую для экономики страны задачу — создание  Единой энергетической системы Советского Союза. Масштабность целей и задач потребовала не только создания ряда НИИ, академических высших учебных заведений, расширения  номенклатуры заводов энергомашиностроения  и электроаппаратостроения, но и выхода на новый уровень дополнительного профессионального образования.


ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПРИКАЗА


Важнейшей вехой в истории развития  системы повышения квалификации  стал приказ народного комиссара тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе от 4 декабря 1933 года №1019: «Повышение квалификации  в области новейших достижений  техники и освоения нового оборудования  инженерно-технических работников предприятий тяжелой промышленности в условиях выполнения плана второй пятилетки приобретает ныне важное значение.

Проводимая в настоящее время ГУУЗом работа по повышению квалификации  ИТР характеризуется недостаточным  охватом учебой мастеров и дипломированных инженеров, техников. А также недооценкой этой работы со стороны директоров предприятий.

В целях улучшения дела повышения  квалификации инженерно-технических кадров предприятий тяжелой промышленности

Приказываю:
1. Ввести обязательное периодическое  прохождение инженерно-техническими работниками предприятий  курсов по повышению квалификации. ГУУЗу совместно с сектором кадров в месячный срок разработать план проведения обязательного  повышения квалификации ИТР.
2. Всю работу по повышению квалификации ИТР сосредоточить  в учебно-курсовых комбинатах  ГУУЗа. ГУУЗу в месячный срок наметить практические мероприятия  по организационно-методическому укреплению учебно-курсовых комбинатов.
3. Для обеспечения эффективности  мероприятий по повышению квалификации ИТР втузам, техникумам  и школам ФЗУ, а равно и заводам и фабрикам оказывать учебно-курсовым комбинатам активную  помощь кадрами и лабораториями.
4. ГУУЗу совместно с Техпромом произвести разграничение работы  в области повышения квалификации  инженерно-технических работников предприятий.
5. ГУУЗу разработать форму удостоверения  для оканчивающих курсы по повышению квалификации. Директорам предприятий предлагаю прохождение курсов по повышению  квалификации заносить в послужные списки ИТР.
6. Возлагаю персональную ответственность  на директоров предприятий  за своевременное выделение  кандидатов на курсы по повышению квалификации ИТР, за создание нормальных условий для учебы курсантами, за обеспечение  курсов учебными помещениями,  оборудованием и организацию питания курсантов.
7. Директорам предприятий вменяю в обязанность внимательно следить за ходом учебы на курсах и о всех дефектах сообщать нач. ГУУЗа».

По существу, приказ не только обязывал проходить периодическое повышение квалификации, но и заставлял осуществлять контроль за обучением  руководителей предприятий. С одной стороны, необходимость в поддержании уровня квалификации инженерно-технических работников и специалистов, а с другой — понимание  этой необходимости со стороны государственных деятелей привели к тому, что отдельные курсы повышения квалификации и курсовые комбинаты были преобразованы в институты.

В 1934 г. Электротехнические курсы,  размещавшиеся в то время на 10-й линии в доме № 3 Васильевского  острова, реорганизовались в Ленинградский энергетический институт повышения квалификации ИТР.

С началом Великой Отечественной  войны деятельность института была приостановлена и возобновилась только в 1952 году.

Сегодня Петербургский энергетический институт повышения квалификации является современным образовательным  учреждением, имеющим филиалы в Новосибирске, Челябинске и Набережных Челнах и берущим свое начало от Матвеевских электротехнических курсов с 1918 года.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно