Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Вся жизнь посвящена электротехнике

В этом году АЭН РФ отметила 20-летний юбилей, и в своём отчётном докладе П.А. Бутырин констатировал, что АЭН была создана по инициативе ведущих российских учёных и руководителей промышленности. Это было сложное для страны время: менялась система управления страной, претерпевали неоднозначные изменения все сферы народнохозяйственной деятельности. Чтобы сохранить такое важнейшее для экономики страны направление, как электротехническая наука, была предпринята попытка через создание общероссийской общественной организации объединить учёных и специалистов высокой квалификации в области электротехники, энергомашиностроения и пр. Сегодня в стране действует 50 региональных отделений АЭН РФ.

Электротехническая академия тесно сотрудничает с Российской академией наук, ведёт активную работу по решению ключевых проблем российского общества, продолжая славные традиции Электротехнического отдела Императорского русского технического общества.

Вместе с тем сегодня недостаточно взаимодействия АЭН РФ с другими академиями, государственными и общественными организациями. Налаживание более тесных контактов позволит эффективнее решать острейшие проблемы в области науки и образования.

Главнейшая из них — кадровая. «Будущее нашей Академии и отрасли в целом связано с кадрами», — сказал П.А. Бутырин.

Павел Анфимович Бутырин родился в 1949 г. в г. Челябинске в семье врачей. В 1974 г. окончил Челябинский политехнический институт (ЧПИ) и по приглашению академика АН СССР Л.Р. Неймана поступил в очную аспирантуру Ленинградского политехнического института (научный руководитель — член-корреспондент АН СССР К.С. Демирчян), которую окончил в 1978 г. В 1981 г. П.А. Бутырин начал работать в Московском энергетическом институте ведущим инженером, старшим научным сотрудником, профессором и с 1999 г. — заведующим кафедрой «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ). В 1991-1997 годах он трудился старшим научным сотрудником в Институте высоких температур АН СССР. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Разработка аналитических и численно-аналитических методов решения уравнений состояния электрических цепей».

В 2000 г. П.А. Бутырин был избран членом-корреспондентом РАН, а в 2010 г. — президентом Академии электротехнических наук РФ.

В 1995 г. П.А. Бутырин за цикл работ «Теория, проектирование и моделирование управляемых машинно-вентильных систем» вместе с д.т.н. В.И. Радиным и д.т.н. Ю.Г. Шака-ряном был удостоен премии им. П.Н. Яблочкова РАН. В 2005 г. в составе коллектива авторов учебника «Основы современной энергетики» получил Премию Правительства РФ за его создание. П.А. Бутырин — автор ряда известных работ по теоретической электротехнике, информатике, социологии техники и т.д., таких, как «Моделирование и машинный расчёт электрических цепей» (в соавторстве с академиком К.С. Демирчяном, 1978 г.), «Автоматизация физических исследований и эксперимента» (2000 г.), «Социология техники» [в соавторстве с д.ф.н. А.Л. Андреевым и д.ф.н. В.Г. Гороховым (Германия), 2009 г.]. Он соавтор и редактор нескольких учебников и учебных пособий по электротехнике для высших, средних и начальных специальных учебных заведений. В МЭИ П.А. Бутырин поставил новый учебный курс «Информационные технологии электротехники» и вместе с профессором Ф.Н. Шакирзяновым провёл модернизацию всей лабораторной базы кафедры ТОЭ, в состав которой теперь входит уникальная учебно-исследовательская лаборатория электромагнитного поля.

В настоящее время П.А. Бутырин является заместителем главного редактора журналов «Известия РАН. Энергетика», «Известия Академии электротехнических наук РФ», членом редколлегии журналов «Электричество», «Электро», а также председателем докторского диссертационного совета НИУ «МЭИ» и членом экспертного совета по энергетике Высшей аттестационной комиссии (ВАК). П.А. Бутырин — председатель Научно-методического совета по электротехнике и электронике Минобрнауки РФ и заместитель председателя Объединённого научного совета по комплексной проблеме «Электрофизика, электроэнергетика и электротехника» РАН.

Он был инициатором и одним из организаторов проведения Всемирного электротехнического конгресса (ВЭЛК-2011) в Москве в 2011 году, возродившего прерванную в 1977 году традицию регулярного проведения этих крупнейших международных форумов ведущих электротехников мира.

П.А. Бутырин проводит большую социогума-нитарную и культурологическую работу. Так, уже более 10 лет в декабре на кафедре ТОЭ НИУ «МЭИ» им организуются «Боголюбовские чтения», посвя-щённые памяти Валентина Евгеньевича Боголюбова (1915-1992 гг.) [в миру — известного учёного-электротехника, в Троице-Сергиевой лавре — отца Филадельфа (в схиме старца Моисея)], посвящённые духовной и научной картине мира. На этих слушаниях выступали видные представители церкви и науки: митрополит Волгоградский и Камышинский — Герман, проректор Царицынского богословского университета, заслуженный деятель науки и техники, профессор, а в прошлом — ректор Волгоградского политехнического института А.И. Половинкин, протоиерей к.ф.-м.н. К. Татаринцев, протоиерей д.э.н. О. Миняй-ло и др. Другая сторона этой работы — философско-социологическое исследование, проведённое П.А. Бутыриным совместно с д.ф.н. А.Л. Андреевым по перспективам развития науки, новым формам её организации, оказывающим существенное влияние на развитие общества (А.Л. Андреев, П.А. Бутырин. «Технонаука как социальный инновационный проект». «Вестник» РАН, 2011, № 3, с. 6-14). Оценка влияния состояния социокультурной среды на перспективы развития электротехники дана в работе П.А. Бутыри-на «Социокультурные пространства инновационного развития электротехники России», «Электричество», 2011, №1, с. 2-10.

П.А. Бутыриным выполнено также большое исследование по влиянию разного рода новшеств на развитие электротехники (Бутырин П.А. «Развитие высшего электротехнического образования в России». «Электричество», 2009, №8, Бутырин П.А. «Есть ли будущее у электротехнического образования и науки России». «Энергоэксперт», 2008, №3). Для наглядности этих изысканий приведём пример влияния финансово-морального состояния образования на его результативность. Во время «николаевских» реформ финансирование образования выросло с 1,8% расходной части бюджета страны в 1900 г. до 4,3% в 1913 г. Главным в гуманитарном компоненте образования был Закон Божий (или Богословие) и христианские ценности. Эффект — рост числа студентов в 4 раза, появление фундаментальной дисциплины «Теоретические основы электротехники» (1904-1905 гг.) — основы современного электротехнического образования. Приоритетной в ценностной установке старшеклассников стала профессия учителя. Результат — через 7 лет, к 1920 г., были подготовлены кадры, способные самостоятельно реализовать выдающийся План ГОЭЛРО. Далее, во время «сталинского» подъёма ассигнования на образование в 1926—1930 гг. выросли в 9,3 (!) раза, а главенствующим в гуманитарной компоненте стало марксистско-ленинское учение с квазихристианскими ценностями. Эффект — число вузов выросло в 1930-1931 гг. в 3 раза, число студентов — в 2,2 раза. Главным в ценностной установке старшеклассников стала профессия инженера. Результат — через 7 лет, в 1936 г., стал разрабатываться выдающийся План создания ЕЭС СССР.

В перестроечной России доля расходов на образование упала с 3,8% в 1994 г. до 1,57% в 2002 г. с некоторым ростом в последующие годы. В умонастроениях школьников и студентов зачастую главенствует Мамона. Результат — в начале ХХ! века произошла целая серия энергокризисов и энергокатастроф: Москва, Санкт-Петербург, Саяно-Шушенск и т.д. Состояние электротехнического образования — финансовое, моральное, гендерное, возрастное и т.д. — важнейшая компонента развития государства по научно-промышленному, а не по сырьевому пути развития. Эксперименты в этой области не допустимы, как недопустимо подчас и весьма пассивное отношение к ним электротехнической общественности.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно