Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Предприятия отрасли

Завод мечты

— Виктор Владимирович, какие основные причины стали побудительным мотивом для создания совершенно нового завода «Таткабель»?

— Трудно говорить о причинах принятия решения строить завод в Казани. Меня пригласили сюда, когда оно уже было принято. Но насколько мне известно, руководство Татарстана давно считало, что необходимо иметь собственное производство кабельно-проводниковой продукции энергетического назначения. Предприятие ОАО «Татэнер-го» в то время являло собой одно из передовых предприятий энергетической отрасли России в сфере инновационного развития. А Республика Татарстан была и остаётся регионом с высокими темпами развития. Нужен был отечественный современный кабель, поскольку объём закупок импортного кабеля в последнее время имел устойчивый рост. И на определённом этапе возникла идея построить собственное предприятие по выпуску кабелей энергетического назначения.

— Строительство завода и начало его работы пришлись на пик мирового финансового кризиса 2008—2009 годов. Как в этих условиях удалось не только завершить строительство, но и начать выпуск продукции?

— Было очень сложно. Что помогло? Первое — диверсификация производства в ГК «ИНВЭНТ», многообразие видов деятельности входящих в неё предприятий, оказание друг другу финансовой поддержки. И не только. Была очень благоприятная атмосфера взаимодействия предприятий и управляющей компании. Второе — наличие в ГК «ИНВЭНТ» строительной компании «ИНВЭНТ-Технострой» со своей хорошо оснащённой технической и материальной базой. Эта компания построила завод «Таткабель». Третье — прекрасно налаженное взаимодействие с фирмами-поставщиками основного технологического оборудования. Компании NIEHOFF, Maillefer, Rosendahl, CABALLE с самого начала сотрудничества зарекомендовали себя надёжными партнёрами, понимающими трудности заказчика. Тяжело было не только нам, наших партнёров также коснулся кризис. Но они максимально шли нам навстречу в вопросах изменения форм и сроков оплаты, оптимизации условий поставок оборудования. Можно сказать, что тяжёлая внешняя ситуация сплотила вокруг нас эти компании. Общей задачей стало создание, как мы говорили, «завода мечты».

— Расскажите, пожалуйста, кратко, какую номенклатуру продукции сегодня выпускает завод.

— Это кабели энергетического назначения:
• силовые кабели с пластмассовой изоляцией низкого напряжения (до 3 кВ) самого различного исполнения;
• самонесущие изолированные провода (СИП) различных видов;
• силовые кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена на среднее напряжение (6-35 кВ) различных исполнений;
• силовые кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена на высокое напряжение (до 150 кВ);
• силовые кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена на сверхвысокое напряжение (до 330 кВ). Всего номенклатура поставленной на производство продукции составляет порядка 10 000 марко-размеров кабеля.

— Вы и большинство Ваших сотрудников до прихода на «Таткабель» работали на других кабельных производствах. Какие наработки, технологии, опыт были позаимствованы у коллег и внедрены при развитии производства в Татарстане?

— Да, вы правы — специалистов-кабельщиков мы собирали из многих городов СНГ. В какой-то мере финансовый кризис помог — люди были настроены на перемену места жительства в целях получения интересной работы. В основном это молодые специалисты с незначительным опытом работы в производстве низковольтных кабельных изделий. Они приезжали со своим, индивидуальным багажом знаний. И, безусловно, в творческом процессе выбора тех или иных технологических и конструкторских решений выбирались наиболее оптимальные исходя из обмена мнениями, который был абсолютно открытым и взаимообогащающим.

— В чем, на Ваш взгляд, основные преимущества продукции «Таткабель» перед конкурентами?

— Наши конкурентные преимущества по сравнению с другими отечественными производителями — это сегодня прежде всего изготовление высоковольтных кабелей. Они определяются в основном теми технологическими возможностями, которыми завод «Таткабель» обладает, — максимальный размер сечения кабелей, уровень напряжения, наибольший размер строительной длины кабеля. Но наши друзья-конкуренты не стоят на месте, они совершенствуют своё производство, расширяют технологические возможности. Поэтому и мы не ждём, пока нас догонят в технологическом плане. Идём дальше в направлении расширения номенклатуры высоковольтных кабелей, обеспечения комплектных поставок кабельных высоковольтных систем. Одним словом — в направлении наиболее полного обеспечения потребностей потребителя продукции.

— На чём построена Ваша маркетинговая политика? Какие основные шаги предпринимает «Таткабель» для продвижения своей продукции на рынке? Взаимодействие с какими организациями наиболее эффективно в этом плане — проектными, подрядными, сетевыми компаниями или поставщиками?

— Первое — высокое качество продукции и услуг.

Второе — приоритет высоковольтных кабелей. Мы не позиционируем себя в качестве изготовителя низковольтной кабельной продукции, но производим и поставляем эту продукцию. Но не любой ценой, а только при наличии экономической выгоды. Чаще всего это бывает, когда заказчику необходима сложная в изготовлении продукция.

Третье — комплексные поставки. Предпроектные решения, проектирование, производство и поставки кабеля, поставки и монтаж кабельной арматуры, СМР по прокладке кабельных линий, окончательные испытания кабельной линии — вот основной перечень того, что мы предлагаем заказчику. Выполнение заказа «под ключ» подразумевает и принятие повышенных гарантийных обязательств на кабельную линию в целом.

Четвёртое — мы открытая фирма. Предлагаем потребителям — приезжайте, смотрите за производством своего кабеля. Наблюдайте, какие материалы используем, как соблюдаем технологии, каков уровень культуры производства, присутствуйте на различных этапах контроля качества и испытаний.

— На заводе за короткий период времени сделан действительно колоссальный объём работ, освоены сложные технологии изготовления высоковольтных кабелей. Каковы дальнейшие перспективы развития производства?

— Это освоение производства высоковольтной кабельной арматуры: в 2012-2013 гг. — арматуры 110 и 220 кВ; в 2014 г. — 330 кВ; в 2015 г. — 500 кВ.

Планируем расширение номенклатуры выпускаемых высоковольтных кабелей как по классу напряжения до 500 кВ, так и по конструктивному исполнению.

В планах — развитие сервисных услуг: проектирование, монтаж, испытания высоковольтных кабельных систем.

— В своём докладе на научно-техническом семинаре для специалистов ОАО «ФСК ЕЭС» Вы продемонстрировали технические решения, позволяющие существенно сократить перерывы в электроснабжении ответственных объектов при повреждении питающих кабельных линий. Расскажите нашим читателям, в чём их суть и как такие предложения были восприняты потребителем.

— Мы разработали эти системы по просьбе энергетиков, которые сейчас строят, а затем будут обслуживать олимпийские объекты. Они предназначены для оперативного задействования мобильных электроподстанций в случае аварийного выхода из строя сетей 110 кВ либо в период реконструкции сетей.

— Ваше общее видение рынка кабельной продукции в России? Каковы основные тенденции?

— Конкуренция на рынке будет нарастать. Появляются новые предприятия, специализированные, ориентированные на определённого потребителя, с современными методами работы. Кроме этого, иностранные компании получат в рамках ВТО практически одинаковый доступ на российский рынок с отечественными производителями.

И в этих условиях жёсткой конкуренции многим существующим сегодня заводам придётся кардинальным образом перестраиваться, чтобы остаться на кабельном рынке.

— Как Вы оцениваете текущее состояние законодательной и нормативно-технической базы в кабельной промышленности? Какие нормативные акты требуют пересмотра в ближайшее время?

— Мы сразу пошли по пути разработки собственных фирменных стандартов на продукцию. Наши СТО в основе своей содержат требования соответствующих международных стандартов. Это вынужденная мера, так как отечественных стандартов на высоковольтные кабели просто не было. Безусловно, состояние дел в области нормативно-технического обеспечения кабельной отрасли нельзя считать прекрасным. В противном случае отдельные ведомства не создавали бы свои стандарты на потребляемую кабельную продукцию. На мой взгляд, надо заменять устаревшие отечественные стандарты международными. Это будет гораздо быстрее, чем разработка отечественных ГОСТов в институтах, качественнее и тем самым эффективнее.

Внедрение новых стандартов должно быть однозначным по дате для всех производителей и потребителей. Абсолютно не так, как это происходит с заменой на новый давно устаревшего стандарта — ГОСТ 16442-80.

— Сегодня во всех отраслях экономики создаются объединения производителей и потребителей продукции. Насколько необходима подобная организация в кабельной отрасли и в чём, на Ваш взгляд, должна быть её ключевая роль?

— В кабельной отрасли такие ассоциации созданы достаточно давно. Мы входим в Ассоциации «Электрокабель» и «Интеркабель». В первой, к сожалению, начались процессы деления заводов на крупные, средние и мелкие с соответствующим неравным представительством в ходе общих собраний. Считаю эти процессы неверными, просто разрушительными.

Я с большим желанием и пользой посещаю совещания Ассоциации «Интеркабель». С желанием, потому что встречаю там коллег, партнёров, с которыми давно знаком, и всегда рад общению с ними. С пользой, потому что технические семинары в рамках этих совещаний очень информативны и интересны. Имеется возможность услышать мнение разных конкурирующих сторон.

— Что нужно учитывать в первую очередь, чтобы производить продукцию, востребованную рынком?

— В первую очередь — профессиональный маркетинг. У нас, к сожалению, зачастую маркетинг воспринимают как деятельность по организации выставок, рекламы, не более того. Маркетингом занимаются люди, не знающие продукта. Своим сотрудникам я часто ставлю в пример специалистов-маркетологов иностранных фирм-производителей оборудования по производству кабеля. Их знание своего оборудования находится на уровне конструкторов-разработчиков. Для них нет сложных вопросов по составу и техническому устройству продвигаемой на рынок продукции. Они хорошо знакомы с техникой конкурентов, знают тенденции развития в своём сегменте, способны прогнозировать потребности рынка, оценивать востребованные им новые потребительские свойства и предлагать их к внедрению.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+