История образования пожарной охраны в России
Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. С незапамятных времен стихия огня уничтожала все на своем пути, пожару приписывались сверхъестественные силы, он считался «Карой небесной за грехи людские».
В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV века, в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал 100–200 дворов, даже не упоминали. Простота возведения жилых построек, избыток строительного материала (леса было предостаточно) позволяли легко восстанавливать пострадавшие селения. Поэтому уже тогда складывалось пренебрежительное отношение населения к мерам пожарной безопасности.
Однако укрупнение городов, развитие средств производства приводило к тому, что убытки от пожаров с каждым годом становились все ощутимее.
В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. Признавая наиболее распространенной причиной пожаров беспечность населения при обращении с огнем, Иван III придал борьбе с пожарами от бытовых причин законодательную силу. Первые противопожарные правила, изданные в 1504 г., предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.
Принятие в ХV–XVI веках законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности.
С 1583 г. московские законодательные акты, касающиеся правил пожарной безопасности, становятся обязательными и для других поселений.
С 1550 г. на тушение пожаров в Москве стали высылать стрельцов, а в двадцатые годы XVII века в столице была создана первая пожарная команда.
В 1649 г. на Руси были приняты два указа, имевшие отношение к пожарному делу. «Наказ о градском благочинии» предписывал всем состоятельным людям держать во дворах медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Все дворы Москвы распределялись по частям, а списки людей, которые должны были следовать на пожар с запасом воды, хранились в Земском приказе. Этим «Наказом» впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Второй документ, датированный тем же годом, — «Уложение царя Алексея Михайловича». В нем имелся ряд статей, определявших правила обращения с огнем. «Уложение» вводило ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара по неосторожности с виновного взыскивали убытки в размере «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым, «зажигальщиков» (поджигателей) предписывалось сжигать. Через 5 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. выходит указ, в котором повелевалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.
В годы правления Петра I была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандсбойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «... и беречь от огня богатства государства Российского...».
Указом от 29 ноября 1802 г. в Санкт-Петербурге при съезжих дворах была организована постоянная пожарная команда, формируемая из солдат внутренней стражи. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.
Новой страницей в деле предупреждения пожаров и пропаганды мер пожарной безопасности среди населения можно считать появление в России в середине XIX века добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Серьезным вкладом в развитие противопожарной пропаганды в стране были книги знатоков пожарного дела, в которых они пытались систематизировать опыт работы пожарных команд, давали советы по использованию наиболее эффективных способов предупреждения пожаров и их тушения, рекомендации в области соблюдения требований пожарной безопасности в строительстве. Постоянная и плодотворная работа по освещению вопросов пожарной охраны началась лишь с образованием в
1892 г. Российского пожарного общества. Общество занималось изданием специальной литературы, организацией пожарных съездов и выставок, освещало вопросы профилактики на страницах журналов и газет (в первую очередь журналов «Пожарный» и «Пожарное дело»).
При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.
В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.
К 1917 г. в России сложилась довольно развитая система взаимодействия органов власти, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение пожаров и обучение мерам борьбы с огнем.
После Октябрьской революции 1917 г. проблемы борьбы с пожарами были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства. Уже 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который на многие годы стал определяющим документом, обозначившим основные направления развития и совершенствования пожарной охраны страны.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны. С этой реорганизацией в системе пожарной охраны было установлено единоначалие. Отдел руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями.
В 1922 году, несмотря на тяжелейшие состояние советской экономики, правительство выделило средства для приобретения необходимого противопожарного оборудования, в частности, автомашин за границей. В 1925 году в Москве завод АМО выпустил первый пожарный автомобиль АМО-Ф-15. К началу 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.
В декабре 1924 года открылся Ленинградский пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В 1930 году было образовано Всесоюзное пожарно-техническое общество, в задачи которого входило рассмотрение вопросов внедрения научно-технических достижений в практику пожарной охраны.
Для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты в 1931 году создается пожарно-испытательная лаборатория, а с 1934 года — Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория (ЦНИПЛ).
10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).
По решению ГУПО отдельные предприятия по производству пожарно-технического вооружения были объединены в специализированный трест.
В 1936 году в Ленинграде на базе института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров.
5 июля 1937 г. на базе Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории (ЦНИПЛ) был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО), с организацией которого научные исследования в области пожарной охраны приняли планомерный, целенаправленный характер.
Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре», в котором была расширена область деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это послужило дальнейшему изучению причин возникновения пожаров с целью выработки научно-обоснованных мер, направленных на их устранение.
В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу.
7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие — вернулись к тушению пожаров. Ряды пожарных пополнило много женщин. Только в 1942 году их было мобилизовано 6 тысяч человек. Простые люди, дети под руководством пожарных активно обучались способам борьбы с пожарами, учились обезвреживать зажигательные бомбы.
Трудная и важная задача разработки новых современных видов пожарно-технической продукции и модернизация существующей пожарной техники была возложена на научные и конструкторские подразделения ЦНИИПО.
Большое внимание уделялось подготовке специалистов для пожарной охраны. В 1957 году создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР в Москве.
Развивалось и международное сотрудничество в области пожарной безопасности. В 1958 году пожарная охрана вошла в состав Международного Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ).
В 1977 г. Советом Министров СССР были приняты два документа, определившие направления работы пожарной охраны: постановление «О мерах по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства» и постановление, утвердившее «Положение о государственном пожарном надзоре». Эти постановления включали в себя меры, направленные: на повышение технической оснащенности пожарных частей; улучшение тактической отработки и организации тушения крупных пожаров; усиление контроля за соблюдением мер пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось развитию научных исследований и разработок, направленных на практическую деятельность по повышению боеспособности пожарной охраны. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) получили широкое распространение работы по проектированию и внедрению автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения на различных объектах, создавались новые средства и способы тушения пожаров, началась активная работа по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность пожарной охраны.
К началу 80-х годов пожарная охрана Советского Союза практически преобразовалась в инженерную службу, в составе которой находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. военизированных сотрудников и около 30 тыс. пожарных автомобилей различного назначения.
1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.
Чернобыльская катастрофа, другие крупные пожары и аварии, приведшие к многочисленным жертвам и огромным материальным потерям, выдвинули на первый план задачу по координации и взаимодействию всех специальных служб к действиям в экстремальных условиях. Приказом МВД СССР в 1989 г. создано 8 «Региональных специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД России по проведению аварийно-спасательных работ», основными задачами которых стало: участие в тушении крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В республиканских и областных центрах созданы специализированные части с аналогичными задачами.
В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны были переданы на места в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
В 1993 г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал СПАСР МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.
21 декабря 1994 г. президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Отныне проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону — это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.
30 апреля 1999 года Указом Президента установлен профессиональный праздник пожарных «День пожарной охраны».
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России) и включена в ее состав с 1 января 2002 г.
Указанное состояние в области пожарной безопасности стало следствием несовершенства нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, накопившихся проблем в техническом оснащении подразделений пожарной охраны, организации ее работы, развала жилищно-коммунального хозяйства, незанятости населения в экономике, обострения социальных проблем. Следствием этого стало то, что более 70% людей погибает при пожарах в жилье по причине пьянства, игнорирования элементарных правил пожарной безопасности.
В настоящее время пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
• Государственная противопожарная служба;
• Муниципальная пожарная охрана;
• Ведомственная пожарная охрана;
• Частная пожарная охрана;
• Добровольная пожарная охрана.
В настоящее время общая численность подразделений ГПС составляет около 260 тыс. чел. (из них 154,5 тыс. чел. рядового и начальствующего состава и 105,5 тыс. чел. гражданского персонала).
Серьезным шагом вперед стал принятый в июле 2008 года Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Появился основополагающий закон, который урегулировал тысячи норм и правил, регламентирующих сферу пожарной безопасности.
В целях реализации плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007—2010 гг., замысла реформирования войск гражданской обороны проводится большая работа по формированию организационной структуры федеральной противопожарной службы с учетом расширения ее функций, которая позволит оптимизировать эффективность системы обеспечения пожарной безопасности в сложившихся социально-экономических условиях.
Также Принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», который определил правовое поле для организации договорных подразделений федеральной противопожарной службы.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 г. № 972 была утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», которая направлена на то, чтобы все наше общество, все уровни государственной власти были задействованы в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарные автомобили являются основными средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение боевых действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей. На начало 2009 г. производство пожарных автомобилей осуществляется на 17 предприятиях в различных регионах России. Освоено более 80 моделей пожарных автомобилей согласно действующему типажу. В 2008 г. было произведено около 1600 единиц пожарной техники. Всего на вооружении подразделений ФПС МЧС России находится более 15 700 единиц основных и специальных пожарных автомобилей, что составляет около 82% их штатной положенности.
В настоящий период МЧС России с участием ФГУ ВНИИПО и предприятий-изготовителей пожарной техники в рамках единого тематического плана НИОКР ведут активные работы по созданию в перспективе нового комплекса мобильной пожарной техники: пожарно-спасательного автомобиля для Севера, высокоманевренного оперативного транспортного средства для экстренных пожарно-спасательных работ, модульного мобильного комплекса для сбора и утилизации различных опасных веществ, модульной установки для получения и подачи газонаполненной пены, пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением для работ в туннелях.
По-прежнему значительная работа проводится МЧС России в области профилактики пожаров. Известный тезис о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить» реализуется в серьезной и разнообразной работе министерства в области пропаганды пожарно-технических знаний и обучения населения мерам пожарной безопасности.
В связи с реализацией задач по разработке и внедрению новых форм и методов воздействия на оперативную обстановку с пожарами в стране МЧС России большое внимание уделяется развитию пожарной науки. Приказами МЧС России в 2003 г. принята Концепция развития Федерального Государственного Учреждения «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России и в 2007 г. Программа развития научно-технической базы ФГУ ВНИИПО МЧС России на 2008- 2010 гг. C 2002 года штатная численность ФГУ ВНИИПО МЧС России увеличена на 87 ед. и в настоящее время составляет 1160 чел. С 2002 года объем финансирования ФГУ ВНИИПО МЧС России по статьям развития материально-технической базы увеличился более чем в 2,5 раза.
Следует отметить, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые МЧС в области предупреждения и тушения пожаров, результаты этой работы пока еще не могут полностью удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. Неутешительная статистика количества пожаров и гибели людей, при всей ее динамике к снижению этих показателей, по сравнению с ведущими странами мира остается очень серьезным негативным фактором, характеризующим общее состояние решения социальных и экономических проблем в стране.
Безусловно, одними только структурными реформами решить эту проблему невозможно. Здесь необходим целый комплекс мер, направленный на совершенствование всей системы обеспечения пожарной безопасности в целом. И это связано не только с развитием пожарной охраны, улучшением ее технического обеспечения, совершенствованием подготовки кадров, социальным обеспечением сотрудников пожарной охраны и т.д. Проблема эта гораздо шире, и основа ее решения состоит в осознании государством приоритетности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья своих граждан, сохранностью их имущества — именно тех вопросов, которые, в силу своего назначения, призвано решать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
За предоставленную информацию благодарим Центр подготовки презентационных материалов ФГУ ВНИИПО МЧС РФ.