Кабельная промышленность в годы Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг.

До Великой Отечественной войны в СССР существовало пять кабельных заводов, при чём все они были построены ещё до революции 1905 года. Кабельная промышленность до войны выпускала широкую номенклатуру кабельных изделий. Это силовые кабели с бумажно-пропитанной изоляцией на 10–35 кВ, кабели с резиновой изоляцией широкой номенклатуры, кабели телефонные, провода для авиации и морского флота, кабели дальней связи, эмалированные провода и обмоточные провода. Многие кабели и провода не уступали лучшим зарубежным аналогам. Развивалась страна, укреплялась промышленность, СССР стал уверенно завоёвывать политические позиции в мире. И тут война! Она как вихрь ворвалась в мирную жизнь советских людей.

Оборонной промышленности и фронту для организации обороны страны понадобилось много кабельной продукции, прежде всего полевых кабелей, телефонных кабелей, кабелей для авиации, танкостроения и морского флота. Руководство страны, видя скорость наступления немецких войск, понимало, что надо эвакуировать промышленность в глубь страны – на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию.

Так началась история завода «Уралкабель»

Первым был завод «Укркабель» (г. Киев), который был остановлен 7 июля, а уже через 3 дня первый эшелон из 20 вагонов был отправлен в г. Свердловск. 22 июля был отгружен с завода последний эшелон с оборудованием. Всего их было отправлено двенадцать. Прибывшее с Украины оборудование было размещено на территории Верх-Исетского металлургического завода. Под оборудование вновь создаваемого завода предоставили помещения цехов, совершенно не приспособленных для организации кабельного производства, но другого выхода не было. Вместе с оборудованием в Свердловск были эвакуированы и семьи работников завода «Укркабель» во главе с директором Грабиным Л.Б. и главным инженером Н.И. Белорусовым.

Самоотверженно трудились киевляне и свердловчане над созданием завода: и днём и ночью без тепла, необходимого инструмента, на голом энтузиазме уже к сентябрю 1941 года было Карта эвакуации оборудования кабельных заводов во время Великой Отечественной войны смонтировано и запущено оборудование. В сентябре был установлен план выпуска кабельной продукции на сумму 650 тыс. руб., а до конца года завод дал продукции на 2,5 млн руб. Первое название вновь созданного завода – «Верх-Исетский кабельный завод» или «Вискабель».

Карта эвакуации оборудования кабельных заводов во время Великой Отечественной войны

2 декабря 1941 г. эшелон с оборудованием и семьями рабочих прибыл в Свердловск из Москвы, с завода «Москабель». «Вискабель» встречал эвакуированный цех по изготовлению авиационных и автотракторных проводов. С оборудованием из Москвы приехали 59 человек рабочих с семьями, которые 5 декабря 1941 г. были зачислены в штат завода. Руководил эшелоном 25-летний инженер завода «Москабель» Самуил Яковлевич Мендлин, который сразу же был назначен начальником цеха авиационных и автотракторных проводов. Цех авиационных и автотракторных проводов был пущен раньше срока, за что С.Я. Мендлин был награждён орденом «Знак Почёта».

Самуил Яковлевич стал начальником производства, а с 1944 г. – главным инженером завода. Так началась славная история завода «Уралкабель», который сегодня входит в состав холдинга «Кабельный альянс», которому также принадлежат заводы военных лет «Сибкабель» (Томск), «Электрокабель» (Кольчугино), «Экспокабель» (Подольск).

Севкабель и создание "Куйбышевкабеля" («Куйбышевский завод кабелей связи» (КЗКС), позже «Волгокабель»)

Трудную судьбу в годы войны пережил завод «Севкабель» (Ленинград). До войны это был самый большой кабельный завод в стране, выпускающий широкую номенклатуру кабельных изделий. В первую же неделю войны заметно опустели цеха завода. За короткое время в армию и народное ополчение с завода ушли 752 человека. На предприятии был сформирован небольшой отряд, вошедший в Василеостровский истребительный батальон. Бойцы батальона несли охрану улиц, заводов, вылавливали диверсантов. Завод намечалось перебазировать в город Куйбышев. Решено было прежде всего демонтировать наиболее ценное оборудование, установленное в последние предвоенные годы.

В жаркие июльские дни скрежет металла там и тут слышался в притихших цехах. Обливаясь потом, перепачканные машинным маслом и ржавчиной, люди работали молча, дорожа каждой минутой. Станки снимали с фундаментов с помощью кранов, талей, домкратов, а иногда действовали и обыкновенным ломиком. Транспорт на перевалочных операциях почти отсутствовал: его ещё раньше передали фронту. Отдельные узлы и детали маркировали и вместе с инструментом укладывали в ящики, а затем доставляли на железнодорожную станцию или грузили на баржи.

В августе 1941 года первый железнодорожный эшелон с кабельным оборудованием был отправлен к месту назначения – на станцию Кинель Куйбышевской области. За ним вскоре последовали другие составы. И в эти же дни часть станочного парка своего завода кабельщики отправили в тыл водным путём – по Мариинской системе на Волгу. Всего за полтора-два месяца напряжённой работы было эвакуировано 240 единиц ценного оборудования, среди них четыре крутильно-изолировочных станка, трёхфонарный станок, две бронемашины. Кроме того, баржей в тыл страны были отправлены готовые кабельные изделия, главным образом силовые кабели, на сумму 8 миллионов рублей. В годы войны эта продукция пришлась как нельзя кстати для оборонной промышленности.

Вместе с эшелонами оборудования в Куйбышев были направлены около 30 кадровых рабочих и специалистов. Им электротехническая промышленность страны обязана рождением в Куйбышеве, почти на пустом месте, нового кабельного завода, который уже в военные годы стал одним из ведущих предприятий отрасли. Завод разместили прямо у железнодорожной станции в зданиях железнодорожных мастерских. За короткое время было смонтировано оборудование для производства силовых кабелей с бумажно-пропитанной изоляцией, установочных и полевых проводов, обмоточных проводов и проводов с эмалевой изоляцией.

Связисты прокладывают полевой кабель на линии фронта

Завод получил имя «Куйбышевкабель». В середине 60-х годов XX века завод входил в объединение «Куйбышевский завод кабелей связи» (КЗКС), сменил имя в период приватизации на «Волгокабель», а в начале XXI века прекратил своё существование. Часть оборудования была куплена заводом «Рыбинсккабель». Отправив большую часть оборудования на «Куйбышевкабель», оставшиеся рабочие – в основном женщины, ветераны и дети – наладили производство поясков для снарядов различных калибров, детонаторных проводов, панцирных проводов для танков, кабелей для магнитных мин и специальных саперных кабелей для подключения к проволочным заграждениям. Ни на один день не прекращался выпуск полевых телефонных и телеграфных проводов. Было освоено изготовление облегчённых полевых проводов связи.

Армейское командование давало высокую оценку труду севкабелевцев, о чём свидетельствовали письма и телеграммы, поступавшие на предприятие из частей и соединений.

Вот один из таких документов: «Директору завода «Севкабель». Прошу объявить благодарность коллективу завода за досрочное и качественное обеспечение средствами связи Красной Армии. Начальник Главного управления связи Красной Армии».

Севкабель в период блокады Ленинграда. Очень трудный кабель связи

Ближе к осени 1941 года для предприятия был установлен жёсткий лимит расходования электроэнергии и пара. К зиме он всё более сокращался. Остро стала ощущаться нехватка материалов. Действуя инициативно, находчиво, кабельщики сами изыскивали и пускали в дело остатки незавершённого производства, медной катанки, фасонного подката. Пришло время, и последние остатки сырья были полностью исчерпаны. В условиях вражеской блокады завод не мог рассчитывать на привозной материал. Очень острым был вопрос об изыскании заменителей дефицитных продуктов, и коллективными усилиями он был решён. Тогда же, в октябре 1941 года, начался систематический обстрел завода вражеской артиллерией, расположенной на ближних подступах к Ленинграду.

За один лишь этот артиллерийский налёт на заводе были убиты 7 человек, 28 кабельщиков получили ранения, надолго выведшие их из строя. В один из октябрьских дней 1941 года в кабинете директора завода А.К. Козловского раздался телефонный звонок:

– Говорят из Смольного. Завтра Вас просят явиться на заседание Военного совета фронта. Подготовьте сведения о наличии кабелей связи и возможности их изготовления.

Положив трубку, директор пригласит в кабинет секретаря партбюро А.В. Глотова, главного инженера Д.В. Быкова и некоторых других руководителей цехов и отделов. В основном все знали, о чём могла пойти речь на Военном совете. С начала блокады перестали действовать телефонные и телеграфные коммуникации, проходившие по захваченной врагом территории. Вести переговоры со Ставкой Верховного Главнокомандования, другими городами страны и с Волховской группировкой войск Ленинградского фронта осаждённый Ленинград, ставший и сам фронтом, мог только по радио. Совещание в Смольном вёл член Военного совета, секретарь Ленинградского обкома партии А.А. Жданов.

Все участники совещания в Смольном понимали, что проложить телефонную и телеграфную линию можно было только по дну Ладожского озера – в той части его акватории, через которую поддерживалась связь с Большой землёй. К этому времени армейские связисты успели провести рекогносцировку местности. Для прокладки линии они выбрали наиболее узкий участок озера между маяком Осиновец и мысом Чёрным, примерно в районе населённого пункта Кобона, где действовала знаменитая Дорога жизни. Назначенный главным инженером завода в январе 1941 года Дмитрий Вениаминович Быков, работавший на «Севкабеле» с 1925 года, предложил единственно возможное в сложившихся обстоятельствах решение: изготовить из имеющихся на заводе полевых телефонных проводов четырёхжильный кабель необходимой длины. В тот же вечер стало известно, что на помощь Ленинграду в сооружении линии связи спешит Москва.

Из столицы сообщили об отправке самолётом с завода «Электропровод» 40 км речного телефонного кабеля. Это было важное и своевременное подспорье. Сжатые сроки потребовали от севкабельцев упрощения технологии изготовления телефонного кабеля. Кабель был изготовлен и с помощью военных связистов парохода «Буй» и специалистов завода «Севкабель» дождливой осенью 1941 года был проложен по дну Ладожского озера. Зная беспокойный характер Ладожского озера, связисты и кабельщики не рассчитывали на длительный срок работы кабеля. Так оно и случилось: не предназначенный для прокладки в воде, он продержался недолго. Но и за короткий срок эта первая линия связи, носившая экспериментальный характер, сыграла немаловажную роль в оперативных планах командования Ленинградского фронта. 

Тем временем продолжались поиски других вариантов кабельной связи с Большой землёй, а на «Севкабеле» уже комплектовали более надёжный кордельный кабель. Вторую линию связи смонтировали 29 октября 1941 года из найденного на складах Балтийского флота морского бронированного кабеля. Но и эта линия не обеспечивала устойчивой связи без помех. Командование флота предложило «Севкабелю» ускорить производство кабеля, который полностью гарантировал бы связь с Москвой.

В труднейших условиях первой блокадной зимы немногочисленный коллектив завода изготовил около 30 км такого кабеля. С открытием навигации 1942 года он был вывезен на Ладогу, смонтирован и проложен неподалёку от действовавшей линии связи. Оба телефонных кабеля всю войну работали безотказно. Они первыми прорвали кольцо вражеской блокады. Подобно кровеносным сосудам связь с Москвой – сердцем Родины – несла осаждённому городу живительные токи, крепившие уверенность людей в победе.

Тот самый "кабель жизни"

В истории «Севкабеля» блокадных лет событием столь же важным и примечательным, как сооружение линии связи, явилось изготовление голого медного провода и силового кабеля для возобновления подачи энергии с Волховской гидроэлектростанции, отрезанной от Ленинграда, но находившейся в руках наших войск.

Наряду с Дорогой жизни эта энергетическая магистраль сыграла огромную роль в обороне города-героя. Её по праву назвали «кабелем жизни». Для осуществления этой генеральной задачи Военный совет Ленинградского фронта в январе 1942 года предложил «Севкабелю» изготовить в первую очередь необходимое количество голого медного проводника.

Прокладка силового кабеля с баржи по дну Ладожского озера

В феврале 1942 года заводу выделили минимальный, строго рассчитанный лимит электроэнергии, и это несколько облегчило выполнение ответственного задания. Инженеры и рабочие смогли восстановить технологические линии и весной 1942 года изготовили 100 км силового кабеля. Первая линия была проложена по дну Ладожского озера 23 сентября 1942 года. Всего для подачи электроэнергии были проложены 4 линии по 23 км. Все годы войны «Севкабель» боролся и выживал в сложнейших условиях блокады, но все эти годы он продолжал работать, героически помогая армии и флоту.

В 1945 году выпускалось лишь 40 % кабельной продукции от довоенного уровня. Однако за 2 года после победы заводу удалось восстановить и превзойти максимальный довоенный объём.

«Электропровод» в годы войны

Все судьбы военных лет схожи. Похожа история работы завода «Электропровод» в годы войны. 10 октября 1942 года Государственный комитет обороны постановил перебазировать в глубокий тыл из Москвы и Московской области предприятия, производящие боевую технику, вооружение и боеприпасы. Были названы места эвакуации заводов – Уфа, Свердловск, Томск, Куйбышев. Наступили напряжённые дни демонтажа оборудования, формирования уезжающих бригад, погрузки и отправки эшелонов.

С тяжёлым чувством разбирали и снимали станки, машины, аппараты те, кто работал на них годами, десятками лет. Казалось, вместе с оборудованием отрываются кусочки сердца. Люди трудились угрюмо, сосредоточено, молча.

«Чудеса героизма показывали электропроводцы при пуске Томского кабельного завода, – рассказывал бывший директор завода «Электропровод», а затем начальник Главкабеля М.Ф. Ерёменко. – Перед коллективом кабельщиков, отправлявшихся на восток, была поставлена задача наладить производство военно-полевых проводов. А для этого должны быть источники пара. В Томск электропроводцы приехали на пустое место. Всё надо было начинать сначала. Где взять паровые котлы? Придумали использовать обычный паровоз. Но как подвезти его к заводу? До ближайшей железнодорожной линии 5 км, прокладывать рельсовый путь невозможно из-за отсутствия времени и самих рельсов. И электропроводцы решили эту задачу так: достали четыре отрезка стандартных рельсов, проложили их в обычном порядке, вкатили на них паровоз и продвинули его на несколько метров вперёд. Освобождавшуюся пару рельсов подставляли впереди паровоза и опять продвигали его. Источник пара таким оригинальным способом был доставлен к заводу.

За октябрь и часть ноября, пока не пришло распоряжение о прекращении эвакуации, с московского завода «Электропровод» было вывезено около 85 % оборудования. Оставшееся оборудование было старым, малопригодным. Людей на заводе тоже не хватало. Мощность завода резко упала. Это были самые мрачные дни в истории завода. Многим рабочим, оставшимся в Москве, не хотелось покидать родное предприятие, и они охотно выполняли разные работы по двору как грузчики, уборщики, так как в цехах их рабочих мест уже не существовало. Небольшая группа токарей и слесарей делала запалы для минометов.

Участок проводов с волокнистой изоляцией

Вот что рассказал Михаил Фёдорович Ерёменко: «Фронт подступал к Москве. Нас вызвали в Наркомат обороны и сообщили, что армия испытывает трудности в средствах связи. Как помочь? Нас просили об этом подумать. Собрались мы на заводе «Электропровод», туда же пришли представители «Москабеля». Учитывая отсутствие оборудования на заводах, я предложил выпускать военно-полевые провода простейшей конструкции – или в виде медной проволоки, покрытой эмалью, или в виде медной жилы, изолированной резиной, без хлопчатобумажной пряжи. Но где же взять оборудование? И вот пришла довольно дерзкая мысль – получить некоторое количество кабельного оборудования из блокированного Ленинграда. Воинская часть выделила для нас транспортный самолёт. Я связался с ленинградцами. Переброской оборудования занимался ленинградец Г.Д. Архангельский. Вылеты производились ночью. Доставленное из Ленинграда оборудование мы отправляли на заводы «Электропровод» и «Москабель».

Наладить выпуск прожекторных кабелей – такая задача была поставлена перед заводом «Электропровод» Наркоматом электропромышленности в 1942 году. В то время на заводе не было ни крутильной машины, ни шприц-пресса для изготовления этих кабелей. Станкостроительный отдел получил срочное задание. Из разрозненных частей была собрана машина, на которой стали скручивать жилы сечением до 50 мм2 . Для наложения шланга М.М. Петров предложил использовать горизонтально-обмоточную машину. Для обмотки начали изготавливать специальную шланговую резину. И пошёл кабель на фронт. Наркомату судостроительной промышленности понадобились кабели для ремонта военных кораблей. Коллектив завода освоил и эти кабели.

Охраняя завод "Электропровод". Бойцы команды наблюдения Л. Соболева (Кузьменко) и Р. Ельчиц-Занская на крыше заводского корпуса

Наркомсудпром Н. Носенко специальным приказом отметил успешную работу коллектива завода, объявил ему благодарность и наградил значками «Отличник социалистического соревнования».

Работники завода «Электропровод», который в годы войны назывался «Предприятие № 198», собрали 100 тыс. руб. (большие деньги в то время) на строительство авиаэскадрильи «Москва», за что их поблагодарил специальным письмом И.В. Сталин.

Огромная работа по восстановлению завода, начатая в конце 1941 года, пуск импортного оборудования привели к росту мощности производства: оборот предприятия к 1 сентября 1942 года был доведён до 25,5 млн руб. в год, то есть с ноября 1941 года он возрос в 2,5 раза. В 1943–1944 гг. оборудование завода ещё пополнилось. Прибыли 17 бронеоплёточных машин фирмы «Бутт», 4 тростильные машины для пряжи фирмы «Лесони», 4 тростильные машины для пряжи фирмы «Бутт», 3 сеялки, револьверные, токарные, сверлильные станки. Всё больше заполнялись производственные помещения, увеличивались количество и ассортимент выпускаемых кабельных изделий.

Кольчугинский кабельный завод

В октябре 1941 года Правительство приняло Постановление об эвакуации Кольчугинского кабельного завода. Эшелоны увозили на восток оборудование, работников. В Ташкент, Уфу, Краснокамск направлялись оборудование и рабочие во главе с директором и начальниками цехов. Кольчугино покинули 1820 кабельщиков, некоторые уезжали с семьями. Ехали они до Ташкента 44 дня. Приехав в Ташкент, в первую очередь разгрузили вагоны с оборудованием. Даже подросткам 15–16 лет нашлась работа – разгружали ящики с инструментами.

По мере восстановления машин, за ними закрепляли рабочих. Первым пустили волочильный цех. В 1941-ом году даже в Узбекистане зима выдалась холодной. Узбеки говорили, что это русские привезли такой холод. Под корпуса цехов отдали зерновые хранилища – огромные одноэтажные здания, которые не отапливались. Волочильщики, чтобы согреться, клали в костры кирпичи, работали в телогрейках, но проволоку уже давали. Работали без выходных по 12 часов, даже подростки, не достигшие 17 лет. Питание состояло из 800 граммов хлеба и жидкого супа, иногда к этому добавлялся пончик.

Директор завода К.Ф. Сафонов заботился о людях, умудрялся доставать где-то в степи черепах. Завод заработал, пошла продукция для фронта – провода полевые, телеграфные, ПТФ, ПТГ и другие. Завод в Кольчугино опустел, замер. Но уже в конце декабря ситуация на фронте под Москвой переменилась, и было принято решение работу завода в Кольчугино возобновить.

Исполняющий обязанности директора Александр Григорьевич Блоков получил задание приступить к восстановлению завода и наладить выпуск простейших изделий. Задача исключительно трудная, если учесть, что всё надо было начинать с нуля.

В марте 1942 года в Кольчугино возвратили половину металлоткацкого оборудования, поскольку в Краснокамске не нашлось места для его установки. Вместе с ткацкими станками вернули и часть волочильного оборудования.

С фронта приезжали бойцы с одной просьбой-требованием: «Дайте провода, дайте кабель!»

Роль связистов и связи на той войне трудно переоценить, потому что оборванный телефонный провод порой стоил жизни не одной сотне бойцов. Понимая задачу, завод в 1942 году освоил выпуск полевых проводов марки ПТФ-7 с резиновой изоляцией в пропитанной оплётке для телефонной связи в воинских частях и соединениях.

В сентябре 1942 года вышло распоряжение Главка о вывозе в Кольчугино оборудования с завода «Севкабель». Из Ленинграда также были командированы рабочие и ИТР. Директором назначили Александра Тимофеевича Ухорского, некоторое время работавшего директором завода «Москабель». Он сразу же приехал в Кольчугино и начал подготовительную работу по восстановлению. Главк решил не возобновлять производство многих довоенных изделий, а специализировать завод на выпуск проводов и кабелей с резиновой изоляцией.

В 1944 году из США поступило кабельное оборудование, в том числе хорошие оплёточные машины, сигары для скрутки гибких токоведущих жил и каландр. Но резиноделательного оборудования по-прежнему не было, и это не позволяло наращивать выпуск проводов и кабелей с резиновой изоляцией. Резину приходилось возить из Москвы с завода «Электропровод».

Летом 1945 года начало прибывать трофейное оборудование из Австрии и Германии. Демонтировать оборудование на кабельных заводах «Фельтен-Гильом» в Австрии и фирмы «Бергман» в Германии выезжали наши механики во главе с А.Г. Блоковым. Так ковались военные страницы истории Кольчугинского кабельного завода.

Завод «Москабель»

Как известно из истории завод, «Москабель» был основан инженером Михаилом Михайловичем Подобедовым 16 июня 1895 года. До войны это крупное кабельное предприятие имело самый крупный цех силовых кабелей в Европе, открытый в 1939 году. Завод изготавливал кабели и провода для авиации, строительства Московского метрополитена. Война изменила лицо завода, ритм его работы, уклад жизни всего коллектива. В первые же её дни свыше 250 москабельцев ушли на фронт. Большинство из них до последней̆ минуты работали в цехах и отправлялись в военкомат прямо от станка. Ушедших на войну заменили их жены и дети.

Завод «Москабель», как и все предприятия страны, переводил производство на военный̆ лад. Жизнь коллектива подчинилась главной̆ задаче: «Всё для фронта, всё для победы!».

В цехах осуществлялась перестройка работы в соответствии с новыми требованиями. Был установлен 12-часовой рабочий̆ день. Переналаживалось, ремонтировалось и создавалось новое оборудование, непосредственно на рабочих местах шла организованная подготовка недостающих специалистов. Уже к сентябрю «Москабель» был готов к выпуску военной̆ продукции, а в конце 1941 года он пополнил список литерных предприятий и стал именоваться Заводом № 330 Народного комиссариата электро промышленности СССР.

В октябре 1941 года враг приблизился к Москве. Столица стала прифронтовым городом. В соответствии с Решением принятым Государственным комитетом обороны 10 октября завод подлежал эвакуации в Томск и Свердловск. Началась подготовка оборудования и имущества к перевозке. Погрузочные работы вели те же рабочие, которые долгие годы трудились на этих машинах. Им помогали работники других цехов, зачастую отстояв смену, а то и полторы.

Части машин смазывали, упаковывали, обшивали досками. В течение трёх дней̆ всё хозяйство цеха авиационных проводов было отправлено на восток. За ним последовали волочильные, изолировочные и эмалировочные станки...

Особенно трудным был демонтаж оборудования в цехе силовых кабелей̆. Приходилось выбивать из бетона рамы крутильных и трёхфонарных машин, свинцовых прессов, снимать сушильно-пропиточные котлы весом от 10 до 100 т. Нужно было снять ценнейшее оборудование, обеспечить его комплектную отгрузку, чтобы ни один болт не был потерян. Оборудование, на котором выполнялись срочные заказы для действующей̆ армии, работало до последней̆ минуты перед его разборкой̆.

Одним из таких ответственейших заказов было изготовление медных поясков для снарядов. Вывезенные на восток механизмы стали базой̆ для создания во время войны кабельных заводов в Томске и Свердловске.

Но вот началось контрнаступление Красной̆ армии. Эвакуация московских предприятий прекратилась, стало налаживаться производство и на «Москабеле». В эти дни «Москабель» фактически стал единственным заводом в стране, способным давать фронту кабельную продукцию. Поэтому понятно то чувство высочайшей̆ ответственности, которое было свойственно работникам, оставшимся в то время на предприятии.

Оборудование, погруженное, но не отправленное на восток, было возвращено на свои места. На заводских свалках удалось обнаружить несколько списанных ранее машин, восстановить их и пустить в дело. Собственными силами были изготовлены литцекрутильные и парокрутильные машины, механизмы для изготовления полевого телефонного кабеля. Некоторую часть оборудования удалось вывезти из осаждённого Ленинграда.

Осенью 1941 года в цехе кабелей̆ связи было организовано производство военно-полевых телефонных проводов. Конструкция их была примитивна: две проволоки, изолированные хлопчатобумажной̆ пропитанной̆ пряжей. На сырой̆ земле «время жизни» таких проводов измерялось часами или, в лучшем случае, сутками, но как нужна была на передовой̆ такая, пусть даже кратковременная связь!

В 1942 году было полностью восстановлено производство танковых проводов, телефонных кабелей̆: на 60 % выпуск продукции волочильного отделения цеха 01, на 70 % – выпуск обмоточной̆ меди. Был налажен выпуск проводов для авиации, полевых телефонных кабелей̆, вновь освоено производство лент и поясков для снарядов.

К концу 1942 года производственные мощности завода выросли на 25 %.

В августе 1943 года коллективу было вручено переходящее Знамя Государственного комитета обороны. 21 января 1944 года за образцовое выполнение заданий Правительства по обеспечению изделиями военной̆ электротехники армии, танковой̆ и авиационной̆ промышленности и за успешную разработку и освоение образцов новой̆ техники завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В военные годы самоотверженный̆ труд москабельцев неоднократно отмечался высокими правительственными наградами – орденами и медалями.

Возглавлял заводской̆ коллектив один из замечательных организаторов кабельной̆ промышленности Иосиф Иосифович Мамлин. С 1930 года его жизнь была связана с заводом «Электропровод», где он прошёл путь от рядового инженера до главного инженера. Пробыв два года главным инженером Главкабеля, он с конца 1940 года стал директором завода «Москабель». За годы войны он неоднократно отмечался высокими правительственными наградами, в 1944 году ему был вручён орден Ленина. В памяти заводчан он остался как знающий̆ специалист, отличный̆ организатор, требовательный̆, но справедливый̆ руководитель.

Всю войну проработал главным инженером завода Владимир Алексеевич Привезенцев – будущий̆ доктор технических наук, профессор, впоследствии заведующий̆ кафедрой кабельной̆ техники Московского энергетического института.

Военная формула кабельных заводов "5+5"

Таким образом, страна вошла в Великую Отечественную войну имея в промышленности пять кабельных заводов («Москабель», «Севкабель», «Укркабель», «Электропровод», Кольчугинский кабельный̆ завод), а к концу войны имела в своём составе ещё 5 вновь построенных на эвакуированном оборудовании и два завода построенных заново. На оборудовании «Москабеля» были созданы «Куйбышевкабель» и «Сибкабель»; на оборудовании «Электропровода» – «Сибкабель», «Уралкабель», «Уфимкабель» и «Куйбышевкабель»; на оборудовании «Севкабеля» – «Куйбышевкабель»; на оборудовании Кольчугинского кабельного завода – «Уфимкабель» и «Ташкенткабель».

Война ещё не закончилась, но Правительство страны понимало, что для восстановления народного хозяйства потребуется много кабельной̆ продукции, в том числе новейшей̆. Как только начали теснить врага от Москвы, было начато строительство крупного завода «Подольсккабель», в 1943 году – строительство в городе Харькове завода «Южкабель».

Новый кабельный «Подольсккабель» («Винилпровод»)

Важную роль в деле обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны сыграл завод «Подольсккабель». Шёл восемнадцатый день войны. Советские войска с боями оставили Псков и Житомир. На фоне острой нехватки проводов для нужд армии Народный комиссариат электропромышленности 9 июля 1941 года Приказом № 132 принял недавно образованный подольский завод «Винилит» в состав объединения Главкабель и подчинил его на правах самостоятельного хозрасчетного цеха московскому заводу «Электропровод».

Новый завод получил название «Винилпровод». История завода «Винилпровод» («Подольсккабель» с 1954 года) началась в 1929 году, когда на территории нынешнего завода «Микропровод» была организована артель «Технохимжирработник».

В 1939 году по инициативе руководства завода «Электропровод» и его директора Бершадского Л.И. на базе этой артели стало устанавливаться оборудование для производства поливинилхлоридного пластиката, артель была переименована в завод «Винилит». Надо отдать должное специалистам завода «Электропровод» и завода «Винилит», которые в конце 30-х годов, используя шприц-пресса Ярославского завода «Ярак», разработали и отработали технологию производства медных проводов с поливинилхлоридной изоляцией.

9 июля 1941 года был создан завод «Винилпровод», директором которого 30 сентября 1941 года был назначен Горелкин Н.В. (бывший посол СССР в Италии), а в начале октября 1941 года он получает приказ Наркомата электро промышленности СССР о немедленной эвакуации завода в Уфу. Эвакуацией завода руководил главный инженер завода Семён Михайлович Межиборский.

К концу января 1942 года приказом начальника Главка Ерёменко М.Ф. Горелкина Н.В. возвращают из эвакуации и дают задание, чтобы завод «Винилпровод» во II квартале дал продукцию так необходимую фронту. Восстановлению завода помогают подольские предприятия «ЗИО», ПТУ-12 и Электромеханический завод.

В июле 1942 года завод выполнил установленный план по выпуску кабельной продукции. В сентябре 1942 года пост директора завода занимает грамотный, энергичный, а главное находчивый и трудоспособный человек – Леонид Яковлевич Фарбер. В 1943 году заводу был установлен план – 54 000 км самых различных марок проводов, причём многие из них пришлось осваивать впервые.

Леонид Яковлевич Фарбер

На заводе не хватало мощностей, топлива для котельной, людей, потому что многие ушли на фронт. Чтобы справиться с этими трудностями, дрова заготавливали сами, мастерили станки и инструмент для производственных нужд. Кроме того, пробивная натура Фарбера Л.Я. обеспечила завод в 1945 году двадцатью новыми кабельными линиями, а Главк выделил еще 800 тысяч рублей на капитальное строительство завода. Сумма по тем временам огромная.

Благодаря Фарберу Л.Я. завод «Винилпровод» стал флагманом кабельной промышленности СССР. Проработает Фарбер Л.Я. в качестве директора завода до 1951 года. А дальше его судьба закинет строить новые кабельные предприятия, такие как «Камкабель», «ВНИИКП».

История завода «Южкабель»

Глядя на современный облик производственных корпусов Харьковского завода «Южкабель», тяжело поверить в то, что в те далекие военные и послевоенные годы всё начиналось на пустыре, на окраине города, где ещё до Великой Отечественной войны был заложен фундамент цехов предприятия № 332 – филиала Харьковского электромеханического завода.

7 октября 1943 года Народным комиссаром электротехнической промышленности СССР был издан Приказ № МК-298 о создании в Харькове предприятия по изготовлению кабельно-проводниковой продукции. В двенадцати километрах от центра города выделили 12 гектаров пересечённой оврагами земли. Поблизости не было ни дороги, ни линии электропередачи, ни подъёмных железнодорожных путей. Задача, казалось, была невыполнимой. Ведь страна находилась в руинах, шла война, не хватало рук и материалов.

Для создания крупного предприятия в Харькове, получившего номер 804, Всесоюзным управлением Главкабель была назначена группа руководителей – директор завода Ю.А. Зыбин, главный инженер В.И. Юзефов и два опытных, квалифицированных инженера Н.В. Кудрявцев и Н.Н. Гарниер.

Ю.А. Зыбин – талантливый инженер и умелый организатор. Именно таким он проявил себя, работая в разных должностях на кабельных заводах Сибири. А начинал он свою трудовую биографию в семнадцать лет разнорабочим на Кольчугинском кабельном заводе. Смекалистого и старательного парнишку сразу же заметили руководители. Начали учить и постепенно приобщать к выполнению сложных заданий. Вскоре он стал волочильщиком, а потом освоил практически все специальности кабельного производства. Юрий Александрович работал бригадиром, мастером, начальником цеха. В Харьков Ю.А. Зыбина направили с завода «Севкабель», потому что в Главке были уверены в нём – не подведёт ни при каких обстоятельствах. И Ю.А. Зыбин благодаря личной настойчивости и колоссальной работоспособности оправдал доверие.

При нём были построены все производственные корпуса, которые в основном в таком же виде эксплуатируются и сегодня. Его заслуга в том, что в Харькове есть завод «Южкабель».

– Приходилось работать в тяжелейших условиях, – рассказывал В.С. Роменский, который пришел на завод уже 20 октября 1943 года и впоследствии работал главным энергетиком. – Не хватало рабочих. Из транспорта была пара лошадей и трофейная повозка, а из инструментов – лопаты, молотки и гаечные ключи.

Потом уже был организован строительный участок силами Харьковского отделения Главюгстроя под названием ОСМЧ-26. Руководителям завода тогда предстояло решить главные задачи – обеспечить строительную площадку электроэнергией от Змиевской ГРЭС, проложить 1100 метров железнодорожной ветки для доставки грузов, прибывающих на станцию Лосево в адрес завода, организовать производство кабельных изделий в корпусе № 3, сдать в эксплуатацию ремонтно-механический и ремонтно-строительный цеха, проложить водопровод к предприятию, построить для рабочих жильё.

Ровно через месяц после издания приказа об организации нового предприятия на стройплощадке зажглась первая лампочка. Сколько было радости на лицах энтузиастов, ведь она, кроме всего прочего, символизировала и первую победу над разрухой, холодом и безнадёжностью. С появлением электричества укрепилась вера в необратимость реализации намеченных планов.

– Производственный корпус цеха обмоточных проводов преображался, – вспоминал Н.В. Кудрявцев. – Разбитые оконные проемы почти полностью закладывали кирпичом, а в оставшиеся маленькие отверстия вставляли осколки битого стекла.

С подачей к цеху электроэнергии начали устанавливать оборудование. В 1941 году оно эвакуировалось с завода «Укркабель» на Харьковский электромеханический завод, где пролежало все годы оккупации. Естественно, оно было разукомплектовано, разбито, многие детали поржавели. Весь этот почти что металлолом на подводах приходилось переводить к обустраиваемому корпусу и здесь уже приводить в порядок.

Н.В. Кудрявцев был опытным кабельщиком. Многие годы проработал на заводе «Укркабель» мастером, начальником цеха, главным инженером. Воевал. В первые месяцы Великой Отечественной войны был ранен и стал работать начальником цеха на электромеханическом заводе в Харькове, а во время эвакуации предприятия – в Сибири. С началом строительства кабельного завода управлением Главкабель был направлен в Харьков для организации нового производства. Николаю Васильевичу тогда было 40 лет и о нём как опытном профессионале знали не только на Украине. В последующие годы он много ездил по кабельным заводам страны, передавая свой богатый опыт молодым инженерам. В конце 50-х годов Н.В. Кудрявцев вышел на заслуженный отдых – раны, полученные в двух войнах, давали о себе знать. Но и на пенсии он не прерывал связи с коллективом. В первые годы на стройплощадке завода было всего пять эмальпечей типа М-24, несколько тростильных машин, многоходовых вертикальных обмоточных станков и один двухходовой горизонтальный.

Первую пробную продукцию новое предприятие выпустило 7 марта 1944 года, приурочив его к Международному женскому дню. К началу 1944 года на производстве уже работали 58 человек. И численность заводчан постоянно росла. Сюда были откомандированы специалисты с Кольчугинского кабельного завода и выпускники техникума по обработке цветных металлов и сплавов. Многие из них впоследствии стали руководителями отделов и цехов. Корпуса завода росли на глазах.

Были реконструированы и введены в эксплуатацию энергоцех, ремонтно-механический цех, кузница. Достаточно сказать, что подрядчик в 1944 году выполнил план по строительно-монтажным работам на 180 %, что дало возможность смонтировать на подготовленных производственных площадях поступающее из Германии оборудование для волочильного и обмоточного цехов. Всего из Германии поступили десять единиц различного оборудования. В кратчайшие сроки они были установлены и сданы в эксплуатацию. Это позволило увеличить объём выпуска продукции.

Если в I квартале изготовили лишь 4,2 тонны обмоточных проводов, которые поставили Харьковскому электромеханическому заводу, то за весь 1944 год было выпущено уже 68 тонн обмоточных проводов. К началу 1945 года в основном было завершено техническое проектирование. А 23 апреля 1945 года предприятие № 332 из филиала Харьковского электромеханического завода было преобразовано в государственный союзный кабельный завод № 804 и Министерство электропромышленности СССР утвердило его устав и производственно-технический паспорт.

Специальным постановлением министерства заводу «Южкабель» было выделено оборудование завода «Сименс» в Будапеште, полученное по репарации. Для его демонтажа и отправки в Харьков откомандировали бригаду слесарей. Таким образом, летом 1945 года на «Южкабель» поступили семь эшелонов оборудования, в основном предназначенного для изготовления силовых кабелей с резиновой изоляцией, обмоточных и эмальпроводов, а также металлоконструкции для строительства нового корпуса. Главк предложил незамедлительно организовать на базе прибывшего трофейного оборудования производство силовых кабелей с бумажной изоляцией, что закономерно вызвало необходимость сооружения новых корпусов, не предусмотренных первоначальным планом.

К началу 1946 года завод уже имел 286 единиц различного оборудования. Кроме трёх основных цехов ввели в эксплуатацию ещё собственный лаковарочный участок, фильерную мастерскую, цех товаров народного потребления, выпускавший шнуры для бытовых проводов, ёлочные украшения – всего восемь видов изделий. Как ни сложно было, создали еще и испытательную лабораторию для осуществления входного контроля сырья и готовой продукции. Невозможно в короткой статье описать все страдания и тяготы, которые советский народ преодолел за годы Великой Отечественной войны. Кабельная промышленность и кабельщики многое пережили – голод, бомбёжки, эвакуацию заводов и людей, создание новых производств на пустом месте. Выстояли и победили, обеспечив страну так необходимой кабельной продукцией. И за всем этим стояли люди, патриоты своего дела.

Вот имена тех, кто руководил кабельными заводами во время войны:

  • Завод «Севкабель»: А.К. Козловский – директор, Д.В. Быков – главный инженер.
  • Завод «Москабель»: И.И. Мамлин – директор, В.А. Привезенцев, Петухов – главный инженер.
  • Завод «Электропровод»: М.Ф. Ерёменко, Л.И. Бершанский – директор, Г.К. Русецкий – главный инженер.
  • Завод «Уралкабель»: Л.Б. Грабин, Д.Г. Елин, В.С. Горчаков – директор, Н.И. Белоруссов – главный инженер.
  • Кольчугинский кабельный завод: А.Г. Блоков, А.Т. Ухорский – директор. 
  • Завод «Куйбышевкабель»: Х.Ф. Клибанов, А.Т. Ухорский – директор, Е.Н. Гриншпун – главный инженер.
  • Завод «Подольсккабель»: Н.В. Горелкин, Л.Я. Фарбер – директор, С.М. Межиборский – главный инженер.
  • Завод «Южкабель»: Г.А. Зыбин – директор, В.И. Юзеров – главный инженер.

Выдающийся кабельщик

И наконец, несколько слов об одном из самых выдающихся кабельщиков страны – Ерёменко Михаиле Фёдоровиче.

Михаил Фёдорович Ерёменко

1941 год – самый тяжёлый год для страны. 22 июня началась Великая Отечественная война, а уже 23 июня М.Ф. Ерёменко приказом Народного комиссара электропромышленности СССР был назначен начальником Главного управления кабельной промышленности – Главкабеля. С тех пор вплоть до 1971 года он бессменно руководил кабельной промышленностью СССР. Интересен жизненный, сопряжённый с трудностями путь этого выдающегося человека.

Михаил Фёдорович Ерёменко родился в 1904 году в семье рабочего металлургического завода в городе Енакиево в Донбассе. В возрасте 14 лет поступил работать на завод, где трудился отец, подручным слесаря, фрезеровщиком, электромонтёром. В 1923 году был направлен заводом на учёбу на рабфак Киевского политехнического института. После окончания рабфака в 1926 году М.Ф. Ерёменко поступил учиться в Киевский политехнический институт, из которого в это время выделяется Киевский химико-технологический институт. Этот институт в 1932 году и окончил Михаил Фёдорович.

Ещё в 1929 году, будучи студентом, М.Ф. Ерёменко начал работать на киевском заводе «Укркабель», быстро пройдя ступени от лаборанта до заведующего лабораторией и начальника производства. В 1931 году Михаил Фёдорович – уже главный инженер завода, и под его непосредственным руководством проводится расширение и реконструкция завода, превращение его из кустарных мастерских в современное предприятие.

1937–38 годы вошли в историю нашей Родины с недоброй славой. Не минула чаша сия и М.Ф. Ерёменко. В 1938 году он был исключён из партии и по ложному доносу арестован как враг народа. Михаил Фёдорович находился под следствием до января 1939 года, но затем был освобождён из-за прекращения дела.

После освобождения М.Ф. Ерёменко вызвали в Москву и назначили главным инженером и директором завода «Электропровод». Это случилось перед самым началом войны. Быстрое наступление фашистских войск заставило Правительство принять решение о перебазировании существующих кабельных заводов на восток. Вскоре после назначения М.Ф. Ерёменко выезжает на Кольчугинский кабельный завод и организует эвакуацию части оборудования этого завода на восток страны. На базе прибывшего оборудования создаются новые заводы, которые начинают работу для фронта часто под открытым небом. Так возникли заводы «Куйбышевкабель» (позднее «Волгакабель»), «Уралкабель», «Томкабель» (ныне «Сибкабель»), «Ташкенткабель» (ныне «Узкабель»), «Подольсккабель», «Уфимкабель».

На руководство этими заводами М.Ф. Ерёменко назначает высококвалифицированных специалистов. Именно эта плеяда руководителей, возглавлявшие рабочие коллективы, обеспечила безостановочную работу кабельных заводов во время войны и восстановление разрушенного хозяйства страны в послевоенный период. В те годы кабельщики производили не только свою непосредственную продукцию – кабели и провода, но и пояски для артиллерийских снарядов.

После окончания Великой Отечественной войны М.Ф. Ерёменко командируется в Германию в качестве члена правительственной комиссии. Под его руководством в тот период работала группа специалистов-кабельщиков, отправляющих трофейное кабельное технологическое оборудование в Советский Союз. Это оборудование тогда сыграло важную роль в наращивании объёмов кабельного производства.

После войны продолжают создаваться новые кабельные заводы. В 1947 году по инициативе М.Ф. Ерёменко в Москве образован головной институт кабельной промышленности с филиалами в ряде городов страны (ныне ВНИИ кабельной промышленности). Благодаря инициативе и грамотной работе Михаила Фёдоровича, в СССР было построено и введено в эксплуатацию более 30 кабельных заводов. Вот такие выдающиеся руководители возглавляли и развивали нашу промышленность.

Уроки истории для кабельной промышленности

Великая Отечественная война стала временем не только жестоких боёв и страданий, но и колоссальных изменений в промышленности Советского Союза. Одной из ключевых отраслей, сыгравшей важную роль в обеспечении фронта и тыла, была кабельная промышленность.

Кабельные заводы оказались на переднем крае производственной борьбы, обеспечивая армию и народ необходимыми средствами связи и электрообеспечения. Несмотря на все трудности, кабельные заводы внесли значительный вклад в победу Советского Союза. Обеспечив армию качественными кабелями и средствами связи, они помогли в организации боевых действий и поддержании коммуникаций.

Производственные успехи в данной области, как и в других отраслях, стали возможны благодаря самоотверженному труду рабочих и инженеров, которые в условиях войны проявили выдающуюся настойчивость и изобретательность.

Кабельные заводы во время Великой Отечественной войны являются ярким примером того, как промышленность способна адаптироваться к вызовам времени. Их работа не только способствовала обеспечению армии всем необходимым, но и продемонстрировала силу и единство народа в борьбе за свободу и независимость. Эти достижения в области кабельной промышленности стали важной страницей в истории отечественной экономики, напоминающей о невероятной стойкости и мужестве во время войны.

Список источников

  1. Барбашин И.П., Басов А.В., Богданов П.П., Рощин С.И., Богуш Е.Ю., Булычева Г.И., Поспелов П.Н. История Великой̆ Отечественной̆ войны Советского Союза 1941–1945 гг.: в 6 т. – Т. 5: Победоносное окончание войны с фашистской̆ Германией̆: Поражение империалистической̆ Японии (1945 г.). – М.: Воениздат, 1960–1965. – 658 с.
  2. Ламан Н.К., Белоусова А.Н., Кречетникова Ю.И. Заводу Электропровод – 200 лет. – М.: Энергоиздат, 1985. – 336 с.
  3. Наш завод – наша гордость. – Екатеринбург: Аристократ, 2016. – 148 с.
  4. Русский̆ кабельный̆. 100 лет АО «Москабельмет», 1895–1995. – М.: Наука, 1995. – 351 с.
  5. Шитов М.А. Северный̆ Кабельный̆. – Ленинград: Лениздат, 1979. – 264 с.
  6. Васильев Е.Б. На рубеже тысячелетий. – М.: Изд. «Торговый Дом ВНИИКП», 2020.
  7. Козловский Ю.В. Только доблесть бессмертна: Рассказ о подольских кабельщиках. – М.: Изд-во МГАП «Мир Книги», 1994. – 248 с. ISBN 5-7043-0697-7.
  8. Золотарев В.М. и др. «Южкабель». Вчера, сегодня, завтра. – Харьков: Дом рекламы, 2018. – 192 с.
  9. Васильев Е.Б. Проводники победы // Кабели и провода. 2020. № 3 (383). С. 41–51.
  10. Архивные документы.

DOI: 10.62994/2072-215X.2025.19.82.001

Узнайте больше о том, как кабель помогал защищать Родину и приближал победу в спецпроекте "Кабель победы"