Концепция создания систем современного учёта электроэнергии в ОАО «Холдинг МРСК»

Как инфраструктурная организация ОАО «Холдинг МРСК» заинтересовано в создании и развитии современных систем коммерческого учёта электроэнергии (КУЭ). Под системой коммерческого учёта на розничном рынке понимается сочетание целей, задач, средств их решения и широта охвата в территориальном, временном и информационном аспекте [1]. Концепция создания систем современного учёта в ОАО «Холдинг МРСК» направлена на организацию средств КУЭ на границе балансового раздела в электроустановках распределительных сетевых компаний (РСК) и внедрение интеллектуальных приборов учёта электроэнергии.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОАО «ХОЛДИНГ МРСК»
В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ


Задача организации современного учёта электроэнергии поставлена Президентом Российской Федерации (поручение от 29.03.2010 г. № Пр — 839) и Председателем Правительства Российской Федерации (поручение от 12.04.2010 г. № ВПП9-2324, подпункт «н» п. 2). В целях унификации требований к системам современного учёта электрической энергии ОАО «Холдинг МРСК» разработан проект стандарта «Положение о технической политике по учёту электроэнергии в распределительном электросетевом комплексе», в котором изложены обязательные минимальные технические требования к оборудованию, предназначенному для организации измерительного комплекса, автоматизированного сбора данных средств учёта и консолидации данных на «верхнем» уровне. Функциональные возможности приборов учёта установлены на уровне интеллектуальных систем (многотарифность, отключение/ограничение режима потребления, почасовая фиксация учётных показателей, измерение показателей качества электроэнергии и т.д.). Кроме этого в стандарте сформулированы требования к переходу на единые протоколы передачи информации. Основные направления стандарта нашли отражение в Методических рекомендациях по техническим характеристикам систем и приборов учёта электрической энергии на основе технологий интеллектуального учёта [2].


ПРОГРАММЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ
УЧЁТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ


С целью обеспечения координации действий дочерних зависимых обществ ОАО «Холдинг МРСК» (далее — ДЗО) при создании современных систем учёта электроэнергии решением Правления Холдинга от 25.03.2010 г. утверждены Стратегия создания/модернизации систем учёта электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в сетях ДЗО и методика формирования Программ перспективного развития систем учёта электроэнергии (далее — Программ), определяющие порядок и приоритетность организации систем учёта в сетях ДЗО. Целями Программ являются:
• повышение эффективности (в том числе энергетической) деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии путём обеспечения достоверного, своевременного и легитимного учёта электрической энергии (мощности), передаваемой по распределительным сетям ДЗО ОАО «Холдинг МРСК»;
• своевременное и надёжное обеспечение всех участников рынка электроэнергии достоверной информацией о фактическом движении товарной продукции (электроэнергии и мощности), необходимой для функционирования рынков электроэнергии;
• создание благоприятных условий для развития конкуренции между энергосбытовыми компаниями и технологической основы для развития рынков электроэнергии;
• снижение коммерческих потерь и идентификация точных мест их возникновения.

Реализация Программ позволит решить следующие основные задачи:
• оснащение средствами учёта электроэнергии границ балансовой принадлежности распределительных сетей ДЗО ОАО «Холдинг МРСК»;
• обеспечение возможности управления режимами потребления и контроля основных показателей качества электрической энергии по центрам питания и по границам балансовой принадлежности распределительных сетей;
• анализ потребителями собственного электропотребления и оптимизации затрат;
• сокращение потерь электроэнергии в распределительных сетях.

Решаемые задачи соответствуют законодательству в области измерений и функционирования рынков электрической энергии, а также Федеральному Закону от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261—ФЗ.


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
РАЗРАБОТАННЫХ ПРОГРАММ


По состоянию на 01.01.2011 г. в зоне ответственности ДЗО расположены 22 233,7 тыс. точек поставки, в том числе 20 890,4 тыс. точек поставки коммерческого учёта и 1 343,3 тыс. точек технического учёта. Из всего объёма точек поставки в 84% учёт электроэнергии не соответствует требованиям современного учёта либо отсутствует. Наихудшее положение у потребителей мелкомоторного сектора, у бытовых абонентов многоквартирных домов и в частном секторе.

Исходя из основных положений Программ, установлена следующая приоритетность этапов проведения работ:
• модернизация/организация средств коммерческого учёта электроэнергии, в т.ч.
• установка средств учёта электроэнергии на безучётных присоединениях;
• замена существующих средств учёта, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (НПА);
• установка (перенос) комплексов учёта электроэнергии на границе балансовой принадлежности сетей;
• модернизация/организация технического учёта электроэнергии на объектах МРСК;
• автоматизация процесса сбора и обработки учётных данных.

Параметрами Программ предполагается в 2011—2015 гг. модернизация/организация учёта более чем 15,8 млн точек учёта с последующей автоматизацией снятия показаний, планируемые затраты в ценах 2010 года составят около 140 млрд руб. (без НДС). При этом по состоянию на 01.03.2011 г. обеспечено источниками финансирования порядка 35% необходимых затрат.

С целью учёта требований федерального законодательства об энергосбережении (учёта риска неисполнения требований потребителями самостоятельно) в 2011—2012 гг., помимо модернизации/ организации учёта в электроустановках сетевой организации на границах балансовой принадлежности с потребителями, планируется модернизация коммерческого учёта на границе балансовой принадлежности с многоквартирными жилыми домами в объёме 300 тыс. шт., у потребителей — физических лиц, проживающих в частных и многоквартирных домах, в объёме 15 млн шт. Также в период с 2013 по 2015 гг. будет выполнен перенос точек коммерческого учёта, организованных в электроустановках потребителей — юридических лиц со значительным электропотреблением, на электроустановки РСК.

Центром компетенций по реализации Программ определён Научно-исследовательский инжинириговый центр ОАО «Холдинг МРСК» (ОАО «НИИЦ МРСК»), функции которого заключаются в разработке научно-технической политики компании, комплексном инжиниринговом обеспечении её проектов и программ.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗРАБОТАННЫХ ПРОГРАММ

Внедрение современных систем учёта позволит получить эффект для многих заинтересованных сторон:
• государство получит возможность контролировать структуру энергопотребления и сокращение энергоёмкости;
• генерирующие станции смогут снизить объёмы ввода новых мощностей с учётом сокращения электропотребления потребителей, а также работать с большей экономичностью вследствие сглаживания пиков графиков нагрузки;
• сбытовые компании смогут сократить сроки оборачиваемости задолженности и уменьшить количество обращений потребителей, получат возможность реализации дополнительных функций биллинга и предложения потребителям дополнительных тарифов и услуг;
• потребители получат возможность улучшения качества электроэнергии и дополнительных услуг, а также управления объёмами энергопотребления, что в свою очередь позволит им эффективно экономить семейный бюджет.

Основной вклад в получаемый эффект для сетевых компаний даёт снижение потерь электроэнергии и соответствующий рост выручки за счёт достоверного формирования объёма оказанной потребителям услуги.

При реализации Программ в запланированном объёме (без учёта работ, не обеспеченных источниками финансирования) в базовых условиях 2010 года эффект снижения потерь электроэнергии составит 4,5 млрд кВт•ч. При полном выполнении Программ с учётом работ, на которые в настоящее время не определён источник финансирования, эффект снижения потерь электроэнергии в целом по ОАО «Холдинг МРСК» в базовых условиях 2010 г. достигнет 10,2 млрд кВт•ч.

Отдельно стоит отметить состояние дел в области учёта электроэнергии в республиках Северного Кавказа. Комплексная программа мер по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии на 2010—2012 гг. в распределительных сетях на территории Чеченской Республики, Республики Дагестан и Республики Ингушетия (далее — Комплексная программа) предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по организации, модернизации и автоматизации учёта электроэнергии по всем точкам коммерческого учёта, а также по ключевым питающим центрам, на которых необходим технический учёт электроэнергии. Общее количество точек учёта, охватываемых настоящей программой, составляет 636 тыс. шт., объём финансирования мероприятий Программы оценивается в 5 млрд руб. Реализация Комплексной программы является необходимым условием устойчивого функционирования и развития электроэнергетики в Чеченской Республике, Республике Дагестан и Республике Ингушетия.


ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УЧЁТА


Апробация технических решений интеллектуального учёта электрической энергии, проработка организационных моментов и вариантов снятия возможных административных барьеров и технологических ограничений, сдерживающих развитие интеллектуальных систем учёта, разработка типового технико-экономического решения для тиражирования планируется в рамках запущенного пилотного проекта в городе Пермь. Для этого в январе-феврале 2011 г. был проведён конкурс на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по созданию комплексной системы учёта электроэнергии на основе технологии Smart Metering для нужд ПО «Пермские городские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго». В ходе конкурентных переговоров были выбраны пять организаций с передовыми техническими решениями для установки систем учёта электрической энергии на пяти площадках в городе Пермь. Реализация проекта позволит уже в 2012 г. протестировать в реальных условиях пять передовых на сегодняшний день технических решений в области интеллектуального учёта, сформировать нормативную стоимость точки учёта, определить единые технические решения в области организации интеллектуального учёта электрической энергии, подготовить предложения в законодательство РФ для возможности тиражирования полученного опыта на всей территории РФ.

Дополнительно ОАО «Холдинг МРСК» рассматриваются возможности реализации пилотных проектов в других субъектах Российской Федерации. Помимо указанных целей, по результатам пилотных проектов планируется:
• дать фактическую оценку декларируемых производителями возможностей систем учёта;
• определить оптимальные решения по организации интеллектуального учёта и обеспечению информационного обмена;
• сформулировать системные проблемы и определить возможности их урегулирования;
• разработать методы стимулирования энергоэффективного потребления электроэнергии конечными потребителями.


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ
КОММЕРЧЕСКОГО УЧЁТА


В рамках развития систем коммерческого учёта на розничном рынке ОАО «Холдинг МРСК» в ближайшей перспективе планируется:
• принятие единой технической политики в области учёта. Такое решение позволит стандартизировать требования к системам учёта электрической энергии на основе интеллектуальных систем, применяемых в группе компаний ОАО «Холдинг МРСК», и обеспечить возможности дальнейшей их интеграции в единую систему;
• участие в установленном порядке в подготовке документов, регламентирующих технические и организационные требования к системам учёта;
• создание условий для долгосрочных взаимоотношений (долгосрочных контрактов) с производителями и поставщиками, которые позволят поставщикам, опираясь на заключённые контракты, под востребованные объёмы реализации расширять производство и снижать стоимость оборудования.


ЛИТЕРАТУРА


1. Коммерческий учёт электроэнергии на оптовом и розничном рынках. / Л.В. Андреева, Л.К. Осика, В.В. Тубинис под общей редакцией Л.К. Осики — М.: АВОК-ПРЕСС, 2010, 384 с.
2. Методические рекомендации по техническим характеристикам систем и приборов учёта электрической энергии на основе технологий интеллектуального учёта. Утверждены Приказом Минэнерго Российской Федерации 22.03.2011, №86, 32 с.