Как организована биржевая торговля электроэнергией в Великобритании
В последние два десятилетия на европейском рынке электроэнергии произошли радикальные перемены. Отрасль, в которой когда-то преобладали контролируемые государством монополии, подверглась масштабной приватизации и либерализации. Сегодня практически во всех странах ЕС создан свободный рынок электроэнергии, а все потребители имеют право и возможность самостоятельно выбирать поставщика. Важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются энергетические биржи, на которых проводятся торги электроэнергией. Одной из первых основала такую биржу Великобритания, во многом установив тем самым стандарты для ряда других европейских стран.
От монополии — к бирже
Процесс либерализации британского рынка электроэнергии стартовал в начале 90-х годов, когда правительство премьер-министра Маргарет Тэтчер начало приватизацию отрасли. В Шотландии были созданы две вертикально интегрированные компании, переданные в частные руки, а в Англии и Уэльсе — три крупные генерирующие корпорации, поставляющие э/э 12 региональным сбытовым компаниям. Сети в 1990 г. были переданы в отдельную компанию National Grid, выполнявшую роль Системного оператора.
Тогда же, в 1990 г., начался процесс постепенной дерегуляции рынка. Различным группам потребителей э/э последовательно предоставлялись права самостоятельного выбора поставщика с одновременным переходом от регулируемых цен к рыночным. Контроль над ценообразованием осуществлялся государственным регулятором — Администратором рынков газа и электричества (OFGEM). В 1999 г. процесс либерализации был завершен: все британские потребители получили возможность приобретать э/э у любого лицензированного поставщика, количество которых постоянно увеличивалось. На британский рынок выходили новые игроки, в том числе иностранные компании.
На оптовом рынке э/э Англии и Уэльса до 2001 г. существовал так называемый Пул, в который входили все генерирующие компании, обладающие мощностями выше определенного минимального уровня. Все участники Пула получали единую цену за э/э, которая определялась как самая высокая успешно предложенная цена по текущим контрактам между генерирующими компаниями и лицензированными поставщиками.
В марте 2001 г. Пул был заменен т.н. Новыми правилами по торговле электроэнергией (New Electricity Trading Arragements, NETA), которые в 2005 г. в связи с присоединением к системе Шотландии были трансформированы в BETTA (British Electricity Trading and Transmission Arragements). Эти правила действуют на британском рынке и сейчас.
В соответствии с BETTA, торговля электроэнергией в Великобритании осуществляется посредством заключения двусторонних соглашений между производителями, поставщиками и потребителями либо через посредника — брокера или биржу. Торговля проводится в течение получаса каждый день по каждому сегменту Балансирующего рынка.
Участниками этого рынка выступают, с одной стороны, генерирующие компании или объединения нескольких мелких поставщиков, а, с другой, крупные потребители, поставщики э/э, покупающие ее для своих клиентов, либо объединения потребителей. Балансировка спроса и предложения осуществляется в соответствии с Балансирующим кодексом (Balancing and Settlement Code), за выполнением которого следит специальная государственная неприбыльная организация Elexon, которая также предоставляет участникам рынка технические возможности для участия в этом процессе.
Торговля э/э, поставляемой в конкретный получасовой промежуток, проводится до так называемого "Закрытия ворот" (Gate Closure), которое наступает за час до начала этого промежутка. Например, если речь идет о поставках э/э с 12.00 до 12.30, все участники рынка обязаны известить Системного оператора (компанию National Grid) о своих окончательных позициях. Эти данные называются Окончательное физическое уведомление (Final Physical Notifications, FPN) и определяют реальную потребность в э/э в течение того или иного получаса.
Внесение дальнейших изменений в эти позиции не допускается. Если оказывается, что генерирующая компания произвела больше э/э, чем заявила на данные полчаса, или поставщик переоценил свою потребность в э/э, излишки приобретаются у них по Системной продажной цене (SSP). Аналогично дополнительные, непредвиденные потребности в э/э оплачиваются покупателем либо генерирующей компанией, неожиданно снизившей выработку, по Системной покупной цене (SBP). В первые годы существования этого механизма SSP была существенно ниже рыночной, а SBP — существенно выше, но в 2005 г. эти цены уровнялись.
В настоящее время в британской энергосистеме действует более гибкий механизм регулирования отклонений от FPN. Каждый участник рынка может подать заранее заявку на дополнительную мощность либо предложить возможную "лишнюю" э/э, указав желаемую цену, а Системный оператор в соответствии с реальным состоянием энергосистемы назначает свою цену, которую автоматически вынуждены принимать все компании, обратившиеся с заявками и предложениями. Как правило, чем сильнее отклонение от FPN, тем менее выгодны условия для участника рынка, допустившего это отклонение
Подобный механизм придает системе дополнительную гибкость и позволяет, в частности, создавать резерв мощности на случай непредвиденных изменений спроса. Кроме того, Системный оператор имеет договора о предоставлении услуг по балансированию с некоторыми производителями и потребителями э/э, которые могут оперативно регулировать мощности. В частности, эту роль в Великобритании выполняют ГЭС, хотя их доля в общем энергобалансе составляет всего 3.5%.
Непосредственно торговля э/э между участниками рынка осуществляется по двум каналам. Во-первых, это прямые контракты между продавцом и покупателем, которые могут заключаться на срок от одного часа до нескольких лет до наступления реального срока поставки. Как правило, это форвардные соглашения между крупными генерирующими компаниями и крупными потребителями/поставщиками на срок от суток до года. Во-вторых, краткосрочные контракты, которые обычно покрывают последние 24 часа перед поставкой э/э и заключаются на энергетической бирже.
Предметом биржевой торговли являются стандартизированные блоки (10 МВтч э/э в определенный получасовой период следующего дня). Такая форма торговли дает генерирующим и энергоснабжающим компаниям возможность провести "тонкую настройку" к текущей ситуации, прикупив недостающие объемы э/э либо оперативно продав вдруг возникшие излишки.
Кроме того, в биржевой торговле могут принимать участие трейдерские компании, ведущие спекулятивные или хеджевые операции на рынке э/э. Хотя роль таких фирм, на первый взгляд, выглядит не совсем благовидной, они, тем не менее, также важны для нормального функционирования биржевого рынка. Торговля контрактами, а не реальной э/э, придает рынку дополнительную ликвидность, что позволяет устанавливать более "рыночные" цены на э/э и снижать роль отдельных крупных поставщиков и покупателей.
Биржа в работе
Первая независимая британская энергетическая биржа UK Power Exchange (UKPX) основана в июне 2000 г. шведской компанией OM, оператором Стокгольмской фондовой биржи (позднее OM приобрела и Лондонскую биржу LSE). Это была онлайновая торговая система, в которой поначалу осуществлялась только продажа форвардных контрактов на продажу э/э на срок до 18 мес. В 2001 г., после ввода в действие NETA, на UKPX была начата торговля спотовыми контрактами на ближайшие 24 часа. Кроме того, свое подразделение в Великобритании под названием APX-UK создала в 2001 г. нидерландская Amsterdam Power Exchange (APX) — первая в Европе энергетическая биржа, начавшая работу в мае 1999 г.
В 2003-2004 гг. на британском биржевом рынке произошла консолидация: APX приобрела APX-UK и UKPX. В настоящее время эта компания после еще нескольких слияний называется APX-ENDEX. Она осуществляет торговлю газом и э/э на рынках Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании, ее акционерами являются нидерландский государственный оператор электросети TenneT, а также нидерландская и бельгийская газовые компании Gasunie и Fluxys. Непосредственно торги э/э в Великобритании проводятся ее местным подразделением APX Power UK.
По данным APX-ENDEX, ее членами являются около 350 компаний, но в торгах э/э в Великобритании участвуют не все из них. В 2010 г. спотовые контракты на APX Power UK заключали 58 компаний, из них 9 банков и прочих финансовых институтов, а форвардные — только 6 (из них 4 финансовые). Биржа предлагает своим членам следующие позиции:
- фьючерсные контракты на 2 и 3 мес., 4 квартала и 4 сезона (зима, весна, лето, осень) на суточную поставку э/э;
- фьючерсные контракты на 3 мес., 4 квартала и 4 сезона на поставку э/э в период пикового спроса (от 8.30 до 17.30 CET).
Эти контракты закрываются за 2 (2-3-месячные) или 3 (все остальные) дня до наступления срока их выполнения. Заключение сделок проводится в Интернет-системе от компании Trayport. Автоматический клиринг осуществляется через систему European Commodity Clearing (ECC), хотя участники сделок по обоюдному желанию могут выбрать и другой механизм.
Срочные контракты (prompt market) предусматривают торговлю "блоками" продолжительностью от 8 часов до 4 недель.
Здесь участники могут заключать соглашения на поставку э/э: ночью (с 23.00 до 7.00); в первую половину дня (с 7.00 до 15.00 — блок 3+4); в пиковый (с 7.00 до 19.00), внепиковый (23.00 - 7.00 + 19.00 - 23.00 тех же суток), расширенный пиковый (с 7.00 до 23.00) периоды; в течение суток (с 23.00 до 23.00); уикэнда (с 23.00 в пятницу до 23.00 в воскресенье); недели (с 23.00 воскресенья до 23.00 следующего воскресенья); в рабочее время (с 7.00 до 19.00 ежедневно с понедельника по пятницу). Заключение контрактов проводится по скользящему принципу в течение 7 дней; 2 или 4 недель до начала выполнения контракта в зависимости от типа соглашения. Торги проводятся через электронную систему EuroLight, которая также проводит автоматический клиринг.
Спотовые контракты на 0.5, 2 и 4 часа заключаются начиная с полуночи следующих суток (для получасовых контрактов) и 23.00 — для остальных.
Торговля четырехчасовыми блоками начинается за 7 дней до наступления контрактного периода по скользящему принципу, двух- и получасовыми — за 49.5 часов.
В конце 2008 г. на APX Power UK введена еще одна форма торговли — аукцион по продаже часовых блоков на следующие сутки. Предполагалось, что участники рынка будут анонимно и не зная цен, предложенных остальными продавцами и покупателями, поставлять свои заявки в электронную систему, где должно было происходить их сведение. Подведение результатов аукциона проводилось ежедневно в 10.30, после чего эти данные "на завтра" передавались в систему Elexon.
Как считали авторы идеи, участники аукционов будут подавать заявки и предложения с различными ценами, благодаря чему становилось возможным определение стоимости э/э на каждый час следующих суток. Подразумевалось, что эти цены должны стать важным индикатором британского рынка э/э.
Однако предложенный механизм не вызвал особого энтузиазма у биржевиков. Обороты аукционов, как правило, составляли, в лучшем случае, несколько тысяч МВтч в сутки, так что объективная картина рынка не получалась. В сентябре 2009 г. эта форма торговли была отменена.
Вообще деятельность APX Power UK оказалась не настолько активной, как хотелось бы инициаторам. Небольшими были обороты по фьючерсным контрактам, и в конце 2010 г. торговля ими была приостановлена "с целью разработки новых продуктов". Оборот по спотовым и срочным контрактам в 2010 г. составил соответственно 9.71 ТВтч и 2.68 ТВтч, что в совокупности составляет немногим более 3% от общего оборота британского рынка э/э (около 370 ТВтч). Рекордный суточный оборот, достигнутый 20.12.10 г., был равен 83.2 ГВтч.
Таким образом, в Великобритании энергетическая биржа реально играет роль механизма "тонкой настройки", позволяющего поставщикам и покупателям э/э корректировать свои текущие потребности в дополнение к прямым контрактам.
Эта ситуация не совсем устраивает британские власти. В их представлении биржа также должна играть важнейшую роль в установлении рыночных цен на э/э, как в континентальной Европе. В Германии, например, оборот торгов по э/э на биржах в прошлом году в несколько раз превысил реальный уровень ее выработки в стране.
В принципе, британский рынок э/э не страдает от отсутствия конкуренции: ее стоимость как для домохозяйств, так и для промышленных потребителей находится на среднем для Западной Европы уровне. Тем не менее, ситуация, когда более 96% поставок э/э в стране осуществляются по прямым договорам между поставщиками и потребителями, считается не совсем нормальной.
Биржи и конкуренция
Пик активности на британском биржевом рынке э/э пришелся на 2002 г., когда в работе UKPX участвовали независимые поставщики, появившиеся в ходе либерализации 90-х годов, а также инвесторы, вкладывавшие значительные средства в торговлю контрактами. Крупнейшим "маркет-мейкером" в то время была небезызвестная американская компания Enron, пытавшаяся играть роль глобального посредника на различных товарных рынках.
Однако с 2003 г. начался спад. Enron обанкротилась, а кроме нее никто не захотел всерьез заняться спекуляциями с электрическими контрактами. Более того, скандал с Enron насторожил OFGEM, которая ужесточила требования к участникам биржевых торгов. Компания, намеревающаяся торговать контрактами на э/э, должна была иметь высокий кредитный рейтинг или предоставлять залог, покрывающий значительную часть ее открытых позиций.
Это привело к тому, что биржа фактически стала недоступной для небольших энерготрейдеров. Ряд административных барьеров был возведен и перед иностранными компаниями. Например, для участия в торговле им надо было обязательно регистрировать в Великобритании дочернюю фирму, на которую распространялись все положения о кредитном рейтинге и финансовой устойчивости. Это означало нерациональное отвлечение значительного капитала.
Негативно на биржевой торговле э/э сказался и действующий в стране механизм NETA/BETTA. Регулирование было направлено, прежде всего, на достижение наилучшей сбалансированности энергорынка. От этого выигрывали вертикально интегрированные компании, которые одновременно генерировали и поставляли э/э и поэтому могли более точно определить потребности на каждый конкретный период, и проигрывали более мелкие фирмы, представленные только в одном секторе (только генерация или только продажи), которым было гораздо сложнее соблюдать требования.
В результате, почти сразу же после внедрения NETA в британском секторе розничных поставок э/э начались процессы концентрации. Мелкие трейдеры не выдерживали конкуренцию и прекращали свою деятельность либо присоединялись к крупным компаниям, которые, в свою очередь, сливались друг с другом. В настоящее время 99.9% британского рынка э/э контролируется "большой шестеркой" в составе компаний nPower (принадлежит немецкой группе RWE), EDF Energy (EDF Group, Франция), E.ON (Германия), British Gas (подразделение компании Centrica), Scottish Power и Southern Electric.
Аналогичные процессы происходили и в секторе генерации. После введения в систему торговли дешевой э/э британских АЭС в 2001 г., закрытия большого числа старых угольных энергоблоков и замены их на современные парогазовые, оптовые цены на э/э в стране упали, что поставило в невыгодное положение, прежде всего, независимых производителей. Ряд иностранных компаний (в частности, AES, AER, TXU), пришедших на британский рынок генерации в конце 90-х годов, были вынуждены уйти, продав активы той же "большой шестерке". На сегодняшний день на ее долю приходится около 70% генерируемой в Великобритании э/э.
Получается, что, в основном, компании "большой шестерки" продают э/э своим же сбытовым подразделениям. В этой системе существование биржи оказывается лишь вспомогательным. Как заявляли в 2008 г. представители E.ON и Centrica, оптовый рынок и так работает достаточно хорошо, а цены на нем вполне отражают уровень затрат на генерацию э/э.
Тем не менее, создавшаяся ситуация не устраивала британские власти. Великобритания, в частности, постоянно подвергалась критике в Европейской комиссии за недостаточно "рыночные" условия в энергетическом секторе. Повышение ликвидности рынка считалось одной из приоритетных задач и в OFGEM. В 2008-2009 гг. эксперты и представители руководства регулятора обсуждали возможность введения неких административных механизмов, призванных ограничить влияние "большой шестерки" на национальном энергетическом рынке и стимулировать биржевую торговлю. Но в условиях тяжелого экономического кризиса было решено не делать "резких движений": основные надежды были возложены на "естественное" развитие событий.
Futures and Options Association (FOA) — европейская ассоциация торговцев деривативами — в 2008 г. предложила достаточно неожиданный выход из положения. Если APX Power UK плохо выполняет свою роль, надо открыть еще одну биржу. На тендере победил проект, представленный консорциумом в составе американо-шведской компании NASDAQ OMX Commodities и крупнейшей энергетической биржи мира (по обороту) Nord Pool Spot, проводящей торги э/э в Скандинавии, Дании и Эстонии. Основанная ими биржа N2EX начала работу 1.01.10 г.
N2EX предлагает своим участникам, которых на данный момент насчитывается 23, спотовые и срочные контракты, а также аукционы по продаже часовых блоков "на завтра". При этом на спотовом рынке данная биржа обладает более широким набором продуктов, чем APX Power UK: от получасовых блоков до целых суток. С 31.01.11 г. на N2EX планируется введение фьючерсных контрактов на э/э. Кроме того, возможно заключение производных финансовых контрактов (деривативов), без реальной купли-продажи э/э. Торговля осуществляется в онлайновой системе CONDICO, клиринговые услуги оказываются компанией NASDAQ OMX Stockholm.
Пока новая биржа демонстрирует более впечатляющие результаты, чем APX Power UK. В первый же год работы ее оборот составил 19.6 ТВтч, из которых 2.6 ТВтч было продано через систему аукционов. Рекордный показатель дневных торгов, достигнутый 14.01.11 г., составил 235.9 ГВтч. Правда, руководство APX Power UK обещает взять реванш, развивая другое перспективное направление — интернационализацию британского рынка э/э.
Исторически международная торговля э/э была не слишком развита в Европе. Этому препятствовали различные регуляторные режимы, ценовые контрасты, нежелание правительств терять контроль над стратегическим сектором экономики. Однако создание первого в регионе интернационального рынка в Скандинавии в 2002 г. на базе Nord Pool Spot продемонстрировало ряд преимуществ новой системы.
С 2006 г. процесс создания общего рынка э/э начался и в континентальной Европе, объединив сети Нидерландов, Бельгии и Франции. А в марте 2010 г. шесть энергетических бирж (среди них APX-ENDEX и Nord Pool Spot) приняли решение о запуске проекта PCR (Price coupling of regions, "Выравнивание цен по регионам"), в рамках которого планируется создать единую торговую систему, покрывающую 17 стран Западной и Северной Европы (включая Прибалтику), в которых вырабатывается около 80% э/э в ЕС. Реализовать этот проект планируется в течение 2011 г.
Сейчас британская энергетическая система не связана с континентальной. Но в апреле текущего года должна быть завершена прокладка 1000-мегаваттного кабеля BritNed, который соединит сети Великобритании и Нидерландов и сделает возможной межгосударственную торговлю э/э. По мнению генерального директора APX-ENDEX Берта ден Оудена, благодаря подключению континентальных ресурсов, объем биржевой торговли на APX Power UK может увеличиться в несколько раз и превысить 35 ТВтч в год, что соответствует около 10% оборота британского рынка э/э.
На первый взгляд, цель достаточно скромная. Однако, без сомнения, биржевая торговля э/э в Великобритании в ближайшие годы будет набирать обороты.