Новые высокотемпературные провода SuperLinx
Выпускаются небольшими партиями/ длинами, с маркировкой и окраской
Украина формирует свою газовую инфраструктуру и правила для интеграции в рынок ЕС. На инфраструктурном фронте её интерконнекторы с соседями, обширная трубопроводная сеть и хранилища делают её все более важным европейским игроком. О постепенном открытии для ЕС правил свободного рынка свидетельствуют цены на газ, следующие за ценами ЕС. Привлекательные тарифы и таможенные правила Украины свидетельствуют о ее решимости продолжать этот путь. Все еще сохраняются проблемы, в частности: капитальный ремонт распределительного сектора и гарантии для розничной конкуренции. А пятилетний транзитный контракт правительства с «Газпромом» истекает в 2024 году, что может положить конец давней роли Украины как основного европейского газотранспортного коридора. Прогресс, достигнутый на данный момент, показывает, что опасения относительно способности России использовать энергетическую политику в качестве геополитического инструмента для ограничения передачи власти ЕС Украине преувеличены.
В 2009 году в статье, опубликованной в журнале Journal of European Public Policy, аналитики прогнозировали, что использование Россией энергетической политики в качестве геополитического инструмента ограничит возможности для передачи полномочий Европейского союза в Украине.
Оглядываясь назад, опыт Украины за последние пять лет в реформировании своего рынка природного газа и приведении его в соответствие с принципами свободной торговли ЕС не только опровергает предсказание авторов, но и демонстрирует, что страна находится в состоянии передать знания своим ближайшим региональным соседям.
Однако предстоит решить еще много вопросов, не в последнюю очередь это касается консолидации институтов для обеспечения того, чтобы достижения не могли быть отменены политиками, имеющими связи с Москвой, например, когда группа из сорока семи членов парламента недавно обратилась в Конституционный Суд Украины с заявлением о неконституционности разукрупнения газотранспортных операций.
В то же время Украина проводит согласование с европейскими хабами на физическом и рыночном уровнях, а также гармонизирует свои законы и практику с законами и практикой ЕС, в целом обеспечивая ощутимые результаты как внутри страны, так и на региональном уровне.
Интеграция Украины в европейский газовый рынок обусловлена в первую очередь инфраструктурой, а именно системой транспортировки, которая на своем самом длинном участке протяженностью 1500 км с востока на Запад делает ее одним из основных коридоров для направления российского трубопроводного газа европейским покупателям.
Отношения Украины и ЕС углубились после Майдана 2014 года, когда страна инициировала комплексную реформу газового рынка, прекратив поставки российского газа и решив вместо этого создать новые физические интерконнекторы для импорта объемов газа из своих центральноевропейских соседей — Венгрии, Польши и Словакии.
Хотя еще многое предстоит сделать, например, обеспечить предсказуемость и надежность регулирования, Украина — с лета 2019 года — стала привлекательным местом хранения газа для европейских компаний.
Эта тенденция ускорилась в 2020 году.
Благодаря своему 30-миллиардному кубометровому хранилищу — крупнейшему в Европе — Украина была востребована такими компаниями, как крупные немецкие коммунальные компании RWE и Uniper, польский действующий PGNiG и громкие швейцарские торговые компании Axpo и DXT Commodities для разгрузки избыточного предложения, вызванного обильным глобальным предложением сжиженного природного газа (СПГ) и падающим спросом.
Спешка с хранением газа на украинских объектах спровоцировала рост импорта в Украину на 59 процентов в годовом исчислении за первые четыре месяца 2020 года, а также шквал торговой активности на соседних европейских газовых рынках.
Данные, собранные базирующейся в Лондоне независимой товарной разведывательной службой (ICIS), показывают четкую положительную корреляцию между экспортом из Словакии в Украину в летний сезон (когда компании закачивают газ в хранилища) и всплесками ликвидности на словацком внебиржевом (OTC) газовом рынке.
В соседней Венгрии с марта по апрель 2020 года ежедневный экспорт газа в Украину удвоился и составил 15 миллионов кубометров. Между тем, данные, опубликованные венгерскими биржевыми площадками ceegex spot и hudx futures, показывают 15-процентный месячный рост объемов торгов на обеих биржах в апреле.
Благодаря быстрому заполнению европейских хранилищ газа компании-нерезиденты обратились к Украине, чему способствовали не только большие мощности страны по хранению газа, но и такие услуги, как ближнемагистральные перевозки, тарифы и таможенное складирование.
Что касается краткосрочных услуг, то компании, заинтересованные в хранении газа на украинских объектах, могут импортировать объемы газа в страну по более дешевому тарифу по сравнению с обычными долгосрочными тарифами. Кроме того, если они хранят газ на украинских таможенных складах, то компании получают трехлетнее исключение из таможенного оформления.
Интеграция газового рынка Украины в более широкий рынок ЕС отражается не только на том, что он стал явным драйвером ликвидности для соседних газовых хабов, но и на том, что его цены совпадают с ценами соседних газовых хабов ЕС.
С тех пор как Украина начала дерегулирование своего газового рынка и либерализацию импорта, часть объемов газа была продана в пунктах пересечения границы с соседними Венгрией, Польшей и Словакией или куплена и продана на украинской виртуальной торговой точке (UAVTP).
Когда цены на европейские хабы резко упали до рекордных минимумов в мае 2020 года, цена на UAVTP пошла на спад во всех европейских хабах.
Эти тенденции свидетельствуют о том, что цены на UAVTP становятся все более чувствительными к спросу и предложению, что является явным признаком того, что украинский рынок становится все более устойчивым. Ожидается, что рынок еще больше укрепится, поскольку в июле этого года на свободном рынке появится больше объемов газа, которые в настоящее время продаются домохозяйствам по регулируемым ценам.
Принципиально важным для Украины является то, что интеграция ее газового сектора в более широкий европейский энергетический ландшафт происходит не только благодаря транспортной инфраструктуре и все более активному газовому рынку, но и посредством выравнивания регулирования.
Как договорная сторона Энергетического Сообщества, института ЕС, призванного распространить принципы свободного рынка ЕС на соседние государства, не являющиеся его членами, Украина обязалась принять и внедрить положения и кодексы блока.
Тринадцать из двадцати четырех пограничных пунктов Украины охвачены соглашениями о присоединении, и пропускная способность, как ожидается, будет выставлена на аукцион в соответствии с календарем, установленным Европейской сетью операторов систем передачи газа (ENTSOG), начиная с июля 2020 года.
На самом деле, Украина проявляет больше желания подписать соглашения о соединении в соответствии с сетевыми кодексами ЕС, чем некоторые государства-члены ЕС сами.
Оператор передающей системы Украины (GTSO) уже несколько лет ведет переговоры со своим румынским коллегой «Трансгазом» о подписании соглашений о присоединении ко всем пяти пограничным пунктам между Румынией и Украиной. Однако до сих пор румынский оператор энергосистемы согласился подписать только один договор и по-прежнему неохотно принимает последующие меры в отношении остальных четырех.
Имея уже разукрупненные операции передачи, либерализованный импорт и постепенно дерегулированные цены — все жизненно важные шаги к созданию функционального рынка газа — Украина теперь может рассмотреть возможность обмена своими знаниями с другими странами, такими как Молдова, Грузия и государства Западных Балкан. Как договаривающиеся стороны Энергетического сообщества, эти государства также находятся в процессе либерализации своих газовых секторов и интеграции их в более широкий газовый рынок ЕС.
Украинский газовый рынок отнюдь не идеален. Еще предстоит решить множество задач, таких как капитальный ремонт распределительного сектора для обеспечения учета всех отгруженных объемов газа и надлежащего обеспечения конкуренции в розничной торговле.
Украина также должна задуматься о своем положении на более крупном европейском рынке, поскольку пятилетний транзитный контракт правительства с Газпромом истекает в 2024 году, что потенциально может положить конец его давней роли в качестве основного европейского газотранспортного коридора.
Однако вехи, которые были достигнуты всего за короткий период времени, показывают, что передача власти ЕС возможна в Украине. Украину можно было бы даже считать европейским примером успеха при условии, что она по-прежнему привержена пути позитивных политических изменений.
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter