Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Проблема соответствия кабелей техническим регламентам. Схема работающего рынка кабеля. Где скрыта истинная проблема присутствия контрафакта на кабельном рынке и низких цен?

Преамбула

Не первый год существует проблема соответствия кабельной продукции существующим стандартам и требованиям Технического регламента ТС 004/2011 (http://docs.cntd.ru/document/902298070), в частности для наиболее массовой и ответственной категории кабелей, предназначенных для работы в сетях с напряжением от 50 В до 1 кВ переменного тока, и от 75 В до 1,5 кВ постоянного тока.

Несмотря на то, что эта категория кабелей имеет обязательную сертификацию, на рынке трудно найти кабели полностью соответствующих техническому регламенту. Таким образом, если мы имеем рынок с действительными сертификатами на продукцию, которая не соответствует регламентам, то очевидно проблема лежит в сертификации или в оценке соответствия.

Вне зависимости от причин появления ложной или неточной оценки соответствия она приводит к «вырождению рынка», то есть когда производная от функции «Цена (качество)» стремится к нулю, теряется зависимость цены от качества, а цена спроса стремится к своему минимуму. Это не позволяет сделать простым выбор соответствующего регламенту качественного кабеля для потребителей, а производителям не даёт возможность доказать технические преимущества своей продукции и получить за него желаемую цену.

Кто должен оценивать кабель?

Главной причиной этой ситуации является не технологическая отсталость отрасли, в которой есть определенный кадровый потенциал и вложены большие инвестиции в современные технологии, а не до конца организованная оценка соответствия кабельной продукции, которая приводит к дисфункции работы всего кабельного рынка и как следствие рынка материалов для изготовления кабеля. Для многих участников рынка становится понятно, что их многомиллионные инвестиции в производство не имеют полной отдачи из-за трудностей доказывания потребителю истинного качества своей продукции и наличия необъективной конкуренции с менее качественным продуктом.

Важным практическим шагом в 2018 году явилось создание и деятельность проекта Честная Позиция (при «Ассоциации Электрокабель») в рамках которого была сделана попытка решить задачу улучшения ситуации с качеством КПП включив механизм контроля на стадии обращения продукции. Так, впервые был организован масштабный отбор образцов КПП по всей стране и ее последующий анализ в нескольких отраслевых лабораториях, что по существу является превентивной мерой перед возможным началом применения широкомасштабного государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов исключительно на стадии обращения продукции в соответствии с 6-ой главой ФЗ-184.

Сейчас очевидно, что настала пора сделать ещё несколько шагов в сторону модернизации рынка услуг по оценке соответствия продукции стандартам и техническим регламентам. Эти шаги лежат в формировании системы оценки соответствия, бескомпромиссно функционирующей на принципах работы международных систем оценки соответствия. Целью возможной новой добровольной схемы оценки соответствия регламентам для кабельной отрасли должна стать задача содействия потребителям и заказчикам в дифференцировании продукции и принятия решения о покупках. Схема оценки соответствия и ее функциональные элементы должны быть подчинены принципам, правилам и процедурам, а также управляться в соответствии со стандартами изложенными в общем корпусе ГОСТ ИСО 17000.

В результате схема оценки соответствия должна взять на себя бремя беспристрастной и объективной деятельности, которая одинаково бы оценивалась любой заинтересованной стороной:

  • производителем или поставщиком продукции (первой стороной):
  • пользователем или покупателем продукции (второй стороной);
  • независимым органом (третьей стороной).

Схема оценки соответствия для подтверждения выполнения заданных требований, должна разрабатываться с участием как минимум ассоциации производящих кабельных заводов, ассоциации торговых компаний или покупателей и органами по оценке соответствия (владельцами схем). При этом достаточно модернизировать и пересмотреть на основе принципов и процедур изложенных в ГОСТ ИСО 17000 уже существующие стандартные схемы оценки соответствия, чтобы получить сформированную систему оценки соответствия, которая могла бы восприниматься квалифицированным большинством участников рынка как единственную для подтверждения выполнения заданных требований по оценке соответствия.

Оценка по международным стандартам

Фундамент для настройки схем сертификации (оценки соответствия) это наиболее полный перечень стандартов описывающих требования, процедуры, функциональные элементы оценки соответствия – серия ГОСТ ИСО/МЭК 17000, которая была переведена и подготовлена в рамках работ по Межгосударственной системе стандартизации ГОСТ 1.2-2009 и не противоречит принципам и целям стандартизации установленным Федеральным законом ФЗ-184 "О техническом регулировании" и правилам применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Стандарты серии ГОСТ ИСО 17000-2009

ГОСТ/ИСО 17000 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
ГОСТ/ИСО 17011 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия
ГОСТ/ИСО 17020 Общие критерии работы различных типов контролирующих органов
ГОСТ/ИСО 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента
ГОСТ/ИСО 17024 Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала
ГОСТ/ИСО 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ/ИСО 17040 Оценка соответствия. Общие требования к экспертной оценке органов по оценке соответствия и органов по аккредитации
ГОСТ/ИСО 17050-1 Оценка соответствия. Декларация поставщика о соответствии. Часть 1. Общие требования
ГОСТ/ИСО 17050-2 Оценка соответствия. Декларация поставщика о соответствии. Часть 2. Подтверждающая документация
ГОСТ/ИСО 17067 Общие требования к органам, применяющим системы сертификации продукции
ГОСТ/ИСО 17007 Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для оценки соответствии

Фундаментальные понятия применяемые для этих стандартов, а именно описание функциональных элементов типовых схем оценки соответствия приведены в ГОСТ ИСО 17000-2009:

  • функция выбора, планирования и подготовки действий для сбора или представления всей информации, являющейся входными данными для следующей функции-определения;
  • функция определения, которая может включать деятельность по оценке соответствия, такую как испытания, измерения, инспекция, анализ проекта, оценивание процессов и проведение аудитов для предоставления информации, относящейся к требованиям к продукции, чтобы обеспечить переход к функциям итоговой проверки и подтверждения соответствия;
  • функция подтверждения соответствия, связанную с выдачей документов о соответствии (сертификат или знак соответствия) на основании решения, принимаемого по результатам итоговой проверки выполнения установленных требований (пункт 5.2 ГОСТ ИСО 17000:2009);
  • функция итоговой проверки, подразумевающая проведение проверки пригодности и результативности выбора и определения и результатов этих видов деятельности с точки зрения выполнения установленных требований (пункт 5.1 ГОСТ ИСО 17000-2009);
  • функция принятия решения по результатам сертификации;
  • функция инспекционного контроля, означающая систематическое повторение деятельности по оценке соответствия в качестве основы для обеспечения достоверности документа о соответствии (пункт 6.1 ГОСТ ИСО 17000-2009).

Правила составления и менеджмента схем оценки соответствия приведены в стандарте ГОСТ ИСО 17067 и ГОСТ ИСО 17007, правила и процедуры работы функциональных элементов схемы оценки соответствия излагаются в стандартах ГОСТ ИСО 17000, ГОСТ ИСО 17020, ГОСТ ИСО 17025.

Таблица формирования стандартных схем сертификации продукции по ГОСТ ИСО 17067-2015 из функциональных элементов оценки соответствия:

Операции и функции по оценке соответствия в рамках схем сертификации продукции Типы схем сертификации продукции
1b 2 3 4 5 6 N
I Выбор, включая планирование и подготовку действий, установление требований, например, в нормативных документах и отбор образцов, если он применяется x x x x x x x x
II Определение характеристик в зависимости от конкретного случая путем: x x x x x x x x
а) испытаний                
b) инспекционного контроля                
с) оценки проекта                
d) оценивания услуг или процессов                
е) других видов работ, связанных с функцией определения, например, проверки                
III Итоговая проверка x x x x x x x x
Изучение свидетельств соответствия, полученного на этапе определения, с целью установления того, выполняются ли установленные требования                
IV Принятие решения по результатам сертификации x x x x x x x x
Предоставление, сохранение, расширение, сокращение, приостановление, отмена сертификации                
V Подтверждение соответствия, лицензирование                
а) выдача сертификата соответствия или другого свидетельства о соответствии (подтверждении соответствия) x x x x x x x x
b) предоставление права использовать сертификаты или другие свидетельства о соответствии x x x x x x x  
с) выдача сертификата соответствия на партию продукции   x            
d) предоставление права использовать знаки соответствия (лицензирование) основано на инспекционном контроле (VI) или на сертификации партии   x x x x x x  
VI Инспекционный контроль, если применимо (пункты 5.3.4-5.3.8), посредством:                
а) испытаний или контроля образцов, отобранных на открытом рынке;     x   x x    
b) испытаний или контроля образцов, отобранных на предприятии-изготовителе;       x x x    
с) оценки производства, предоставления услуги или функционирования процесса       x x x x  
d) аудитов систем менеджмента в сочетании со случайными испытаниями или инспекциями           x x  

В зависимости от обстоятельств данные операции могут быть объединены с первоначальным аудитом и инспекционным контролем системы менеджмента заявителя (см. пример, приведенный в ISO/IEC Guide 53:2005) либо с первоначальной оценкой производственного процесса. Последовательность выполнения оценок может быть разной и определяется в рамках схемы.

Часто используемая и хорошо зарекомендовавшая себя на практике модель схемы сертификации продукции описана в ISO/IEC Guide 28:2004; эта схема сертификации продукции соответствует схеме типа 5.

Схема сертификации продукции должна включать, по меньшей мере, операции I, II, III, IV и Va).

Условное обозначение N добавлено для демонстрации неопределенного количества возможных других схем, в основе которых могут быть различные операции.

Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. №621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» предложено несколько типовых вариантов для схем оценки соответствия ТР ТС 04. Используя вышеприведенную таблицу из стандарта ГОСТ ИСО 17067-2015 можно настроить эти схемы дополнительно расширив и конкретизировав применение определенных функциональных элементов (таких как инспекционный контроль, подтверждение соответствия). Международный стандарт указывает на возможность тонкой настройки схемы оценки соответствия для отраслевых нужд в неопределенно большом их количестве, в то же время не вступая в противоречие с национальными требованиями (типовыми схемами ТС).

Владелец схемы сертификации

В ГОСТ ИСО 17067-2015 вводится важное определение владельца схемы сертификации, юридического лица ответственного за разработку схемы и поддержании ее в работоспособном состоянии. Определение владельца схемы оценки соответствия в ГОСТ ИСО 17067-2015 закрепляет за ним его функции «обязанности владельца по финансовому поддержанию и менеджмента схемы сертификации». На практике при обязательной сертификации в кабельной отрасли, например, менеджментом оценки качества занимаются управляющие компании аккредитованных органов по сертификации и они же фактически выступают в роли совладельцев схем сертификации с государством, поскольку основные типовые схемы сертификации разработаны государственными органами. Отсутствие детализации в описании менеджмента и процедур работы сертификационных органов, законодательно жестко закреплённые стандартные схемы сертификации, равно как и отсутствие в национальном законодательстве понятия владельца схемы не обеспечивают нужной управляемости и финансовой поддержки схемы сертификации.

Владелец схемы должен пользуясь инструментарием ГОСТ ИСО 17000-2015 уточнить назначение и процедуры работы некоторых функциональных элементов оценки соответствия в схемах прежде чем заниматься вопросами менеджмента таких схем и их финансовой самодостаточности.

Для примера проведём анализ функции определения в применяемых сейчас схемах оценки соответствия, а именно по алгоритму работы испытательных лабораторий (ИЛ) (ГОСТ ИСО 17025-2009) и по работе механизма инспекционного контроля (ГОСТ ИСО 17020-2012).

Так требования к компетентности испытательных (ИЛ) и калибровочных лабораторий достаточно полно описаны в ИСО 17025-2009, в частности в требованиях к менеджменту лаборатории указывается (п.4.1.4, примечания 1,2) на тщательный контроль за возникновением потенциального конфликта интересов, если лаборатория входит в состав более крупной организации и особенно, если она стремиться получить признание , как испытательная лаборатория выступающая «третьей стороной» (ГОСТ/ИСО 17000-2012 п. 2.3). Руководство ИЛ обязано определять процедуры и политику позволяющие избежать вовлечения в деятельность которая снижала бы доверие к ее компетенции, беспристрастности ее суждений и честности (п.4.1.5d).

В этом же документе затрагиваются технические требования по компетенциям в работе ИЛ связанные с оценкой и контролем точности измерений (повторяемость и воспроизводимость), предполагающие систематическое оценивание неопределенностей измерений (п.5.4.6) с помощью различных процедур оценки неопределённости (полное описание дано в ГОСТ/ИСО 5725), включая обязательные межлабораторные испытания (МСИ) со стандартными образцами (СО) и аттестацию измерительного оборудования (ГОСТ Р 8.568-2017). При функциональной оценке соответствия техническим регламентам результаты испытания одного и того же образца в различных ИЛ с одинаковыми методиками должны совпадать и иметь одинаковую стандартную неопределенность, так как функция итоговой оценки не требует от органа по сертификации различать отраслевые ИЛ, участвующих в схеме функциональной оценки соответствия. Сегодня ИЛ при аккредитованных органах сертификации как правило, функционируют как отдельные испытательные центры и не имеют обязательных процедур или достаточного финансирования для управления регулярными МСИ со стандартными образцами и для корректировки систематических и случайных ошибок при измерениях. Также не являются секретом часто имеющиеся конфликты интересов при нахождении лаборатории в составе более крупной организации или лаборатории аффилированной с организациями получающих услуги этих лабораторий, как от третьей стороны. Это приводит к неизбежному искажению оценки качества, вводя участников рынка в заблуждение относительно результатов определения качества.

Инспекционный контроль также не выдерживает критики по критериям регулярности, компетентности и беспристрастности. Можно привести множество примеров, когда аккредитованные сертификационные центры или организации с функциями контроля не имеют формализованных и регулярных процедур проведения инспекций. Правила, которым должны следовать инспекции изложены в ГОСТ ИСО 17020-2012 и запрещают инспекциям заниматься конструированием, изготовлением, поставкой, монтажом, покупкой, владением, пользованием или техническим обслуживанием контролируемых изделий или аналогичных конкурирующих изделий. Согласно этому ГОСТу контролирующий орган и его персонал не должны заниматься никакой деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении контроля. Все заинтересованные стороны должны иметь доступ к службам контролирующего органа. Не должно быть никаких незаконных финансовых или других условий и орган по сертификации должен гарантировать, что деятельность отдельных юридических лиц, с которыми он поддерживает отношения, не ставит под угрозу беспристрастность его деятельности. Таким образом для достижения правильной оценки соответствия потенциальному владельцу схемы сертификации выступающему третьей стороной необходимо первоначально привести функциональные элементы схемы (Функции определения и инспекционного контроля) в рабочее состояние и внимательно изучить всю схему на предмет отсутствия конфликта интереса между всеми сторонами процесса, а после этого осуществлять достаточное финансирование и менеджмент полной схемы оценки соответствия. Вообще же важной особенностью стандартов ИСО 17000 является то, что уделяется большое внимание отсутствию конфликтов интересов между сторонами процесса и управление беспристрастностью органов по сертификации (ГОСТ/ИСО 17065-2012).

Работы по сертификации должны проводиться беспристрастно и орган по сертификации несет ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает наличия каких-либо компрометирующих его коммерческих, финансовых или иных факторов. Орган по сертификации должен на постоянной основе идентифицировать касающиеся беспристрастности риски, которые возникают вследствие его деятельности, или взаимоотношений, или взаимодействия персонала (см. 4.2.12) и т.д.

Цели и задачи отраслевого объединения

Таким образом цель и задача отраслевого объединения кабельных заводов и производителей сырья возможно состоит в том, чтобы способствовать возникновению и нахождению ответственных владельцев схем оценки соответствия и возможной их консолидации для эффективной работы таких схем (возможно инициировать появление ключевых партнёров у нынешних владельцев схем). Эффективно работающая схема оценки соответствия на рынке должна иметь финансовую устойчивость и быть достаточно крупной и консолидированной , чтобы иметь необходимый уровень cash flow для операционных расходов и для поддержания всех функций оценки соответствия схемы на должном уровне.

Система оценки соответствия управляемая владельцами схем на кабельном рынке приведённая к соответствию с современными стандартами ГОСТ ИСО 17000 приведёт к необходимой, независимой фильтрации продукции по качеству и поднимет эффективность инвестиций кабельных заводов. Будут достигнуты основные цели сертификации продукции:

  1. удовлетворение потребностей потребителей, пользователей и других заинтересованных сторон путем придания им уверенности в том, что установленные требования выполнены;
  2. предоставление возможности поставщикам продемонстрировать рынку, что соответствие их продукции установленным требованиям было подтверждено беспристрастной третьей стороной.

С правильной и точной оценкой соответствия можно продать на рынке продукт с соответствующим качеством, одинаково оцениваемым и производителем и покупателем. Это формирует и техническую отраслевую политику, поскольку может защитить уникальные технические свойства продукта. И только таким образом во всем мире технически компетентные компании получают преимущество в конкурентной борьбе.

Пример

Для примера рассмотрим появление кабелей и проводов с новым алюминиевым сплавом (например марки 8030 или 8176), которые по характеристикам наверное могли бы занять свою нишу на потребительском рынке. Проблема в том, что отличить данный алюминиевый сплав от обычного алюминия обычный потребитель без измерений не может. К тому же обычный сплав ещё и дешевле чем новый. Вопрос: как будет развиваться такой кабельный рынок во времени при сохранении нынешних практик по оценке соответствия? Ответ прост, через определенное время вы скорее всего получите вырожденный рынок на котором продавцы, даже очень честные, смогут продать кабель только с дешевой алюминиевой жилой, поскольку у вас не хватит средств для информирования потребителя о качестве конкретного продукта и этот потребитель будет выбирать более дешевые варианты имея недостоверную информацию об отношении цены к качеству.

Как решить эту проблему и позиционировать новые алюминиевые кабели на рынке и не допустить неопределенности в определении цены к качеству продукта? Например, в нарушении закона о конкуренции можно попытаться решить задачу монополизацией рынка (например, уже появляются варианты лицензирования выпуска такой новой для рынка продукции для узкого круга производителей) или подписанием очередной декларации – клятвы о честности всех участников рынка.

Для правильного решения задачи на помощь приходит описанная выше схема добровольной оценки соответствия, созданная в соответствии с ГОСТ/ИСО 17000. Суживается не круг участников рынка, а число владельцев схем оценки соответствия. Все это происходит без затрат на борьбу с нечестными производителями или контрафактными сертификационными схемами, а путём создания бесконфликтных схем оценки соответствия, о которых сказано выше. Такая система должна быть практически в обязательном порядке принята большинством игроков рынка. Именно это и есть настоящая Декларации участников рынка: Участники рынка следуют системе добровольной оценки соответствия принимаемой всеми участниками рынка.

Решить проблему необходимо

Без прохождения этого «узкого горла» вас не будет на рынке. Но только если схема выстроена и соответствует принципам и нормам описанным в национальных стандартах ИСО 17000, когда не возникает ситуации монопольного доступа к потребительскому рынку, пространство рынка очищено от конфликта интересов и нет дискриминации ни для одной формы или величины предприятия.

Нет вечных лидеров и вечных отстающих. Критерий только один – прохождение и подтверждение испытаний третьей стороной и готовность быть под постоянным инспекционным контролем в соответствии с функциональной схемой оценки соответствия для всех участников.

Только в этом случае, имея правильную и точную оценку соответствия мы можем цивилизованно продать на рынке продукт с соответствующим качеством, одинаково оцениваемым и производителем и покупателем. Только так на рынок вы можете вывести любой товар, позиционировать его для покупателя и защитить от подделки. Только этот путь может формировать техническую отраслевую политику, поскольку вы защищаете уникальные технические свойства продукта. И только так технически компетентные компании получают преимущество в конкурентной борьбе и технический уровень отрасли будет расти ускоряющимися темпами.

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Обсуждают на форуме (31)

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно