30.03.2023
Рубрика: Материалы RusCable.Ru
Метки:
ТРАВМАТИЗМ
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
Собственная информация RusCable.Ru
Анализ аварий и несчастных случаев, произошедших на объектах электроэнергетики за 2022 год, производит двоякое впечатление. С одной стороны, несмотря на либерализацию контрольной деятельности и сокращение надзорных мероприятий, число подобных происшествий не увеличивается и пятый год подряд остается более или менее на одном и том же уровне. С другой стороны, по сведениям RusCable.Ru, никаких позитивных сдвигов в сторону снижения аварийности и смертности на предприятиях электроэнергетики также не наблюдается. То есть ситуация не становится хуже, но и улучшений нет. Не совсем понятно, можно ли считать это показателем стабильности, или все-таки налицо проявление стагнации, когда все принимаемые меры исчерпали свои возможности, а новые идеи так и не появились?
Список причин возникновения аварий и несчастных случаев вот уже многие годы практически неизменен, расширяется лишь перечень нарушаемых при этом требований нормативно-правовых актов. В рамках регуляторной гильотины отменяются устаревшие нормы, которые на местах не выполнялись ввиду потери актуальности. Вместо них вводятся новые документы и положения, которые тоже не находят должного понимания у тех, кто по долгу службы или, как минимум, повинуясь естественному инстинкту самосохранения, вроде бы обязан соблюдать хотя бы базовые правила безопасности. Как результат, в электроэнергетике и связанных с ней отраслях из года в год перманентно возникают примерно одинаковые ситуации, типичные примеры которых рассмотрены ниже.
Большинство (около 70% общего числа) аварий, связанных с травмированием и гибелью персонала, происходит на объектах электрических сетей, остальные 30% возникают на электроустановках потребителей. Согласно полученной RusCable.Ru информации лидерами по аварийному травматизму неизменно выступают Центральный и Северо-Западный федеральные округа Российской Федерации, за ними следуют Кавказ, ряд районов вдоль Волги и Енисея, а замыкают список Республика Коми, Сибирский, Дальневосточный и Крымский федеральные округа с околонулевым и нулевым числом несчастных случаев на объектах электроэнергетики. К слову, Уральский федеральный округ, в 2021 году ставший третьим по числу пострадавших, в 2022-м вышел на нулевой уровень: здесь не зафиксировано ни одного инцидента с травмированием и гибелью работников.
В целом, приводимые цифры и их распределение вполне соответствуют карте расположения основных энергетических и промышленных объектов России. Не на 100%, разумеется, есть и явные исключения. Чем они объясняются – вопрос скользкий и спорный. Возможно, просто совпадением. Или ответственным подходом со стороны должностных лиц, который, как вариант, связан с эффективной деятельностью контрольно-надзорных органов на местах. Не исключена и версия с «успешным» сокрытием несчастных случаев или их переквалифицированием в инциденты, не связанные с производством. Либо, как всегда, действует совокупность ряда факторов, включая перечисленные.
Приводимые далее примеры несчастных случаев являются абсолютно типовыми. Хотя бы потому, что они с равной вероятностью и пугающим постоянством происходят во всех отраслях промышленности и даже в быту. Детали происшествий и особенности полученных людьми травм могут быть разными, но причины и печальные последствия в целом практически одинаковы.
Бригаде в составе мастера Службы воздушных линий (ВЛ), двух электромонтеров и водителя гусеничного снегоболотохода было выдано задание на обход и осмотр опор ВЛ 35 кВ. В рамках целевого инструктажа перед выполнением работ озвучены распоряжение считать обесточенную на тот момент ВЛ фактически находящейся под напряжением, предупреждение о недопустимости расширения объемов работ и запрет подходить к месту возможного замыкания на землю ближе чем на 8 метров. При обратном опросе члены бригады подтвердили получение и осознание всей озвученной информации, после чего выдвинулись на объект.
Спустя некоторое время диспетчером оперативно-диспетчерской службы (ОДС) была дана команда на изменение режима работы данной ВЛ 35 кВ с ее включением на линии «земля» и дальнейшим функционированием в режиме однофазного замыкания на землю. Однако информацию об этом не довели до сведения руководителя и членов бригады, отправленной на обход и осмотр опор ВЛ. Обнаружив падение дерева на провода ВЛ, мастер Службы ВЛ отправился к ближайшим опорам для фотофиксации их диспетчерских наименований, приказав двум членам бригады обследовать прилегающую местность и убедиться в возможности подъезда техники, а третий электромонтер должен был оставаться в снегоболотоходе и ожидать дальнейших распоряжений. Однако, не желая тратить времени и вопреки озвученной на инструктаже информации считая ВЛ отключенной, тот решил проявить инициативу и, взяв бензопилу, приступил к работе по удалению лежащего на проводах ВЛ дерева. При этом защитная каска с установленным сигнализатором напряжения им не использовалась, хотя имелась в распоряжении каждого члена бригады. В результате работник получил удар электрическим током. Реанимационные мероприятия, проведенные сразу же после отключения и заземления ВЛ, не помогли, и прибывшая бригада скорой помощи зафиксировала летальный исход.
Расследовавшая инцидент комиссия назвала причиной произошедшего неудовлетворительную организацию производства работ с нарушением целого ряда нормативных документов:
Самое ужасное в том, что даже столь длинный список положений нормативно-правовых актов, призванных предотвратить несчастные случаи, абсолютно неспособен сохранить жизнь человеку, твердо решившему пренебречь всеми правилами безопасности вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения.
Отправленная для обнаружения и устранения повреждений воздушной линии связи (ВЛС) бригада по пути к предполагаемому месту ремонта выявила повреждение угловой опоры ВЛС, при этом сам кабель оказался оборванным и лежал на земле. Руководителем работ на месте принято решение сделать временную скрутку и доложить об этом после возвращения на базу. Один из входивших в бригаду специалистов, поднявшись на приставленную к опоре ВЛС лестницу, попытался руками подтянуть лежавший на земле кабель, который зацепился за ветку дерева. При высвобождении она, распрямившись, сработала как пружина и забросила кабель на находящийся под напряжением неизолированный провод высоковольтной линии электропередач (ЛЭП). В результате член бригады был поражен электрическим током. Прибывшая бригада скорой помощи провела реанимационные мероприятия, однако они не увенчались успехом, и через некоторое время пострадавший скончался.
Среди причин несчастного случая были выделены нарушения требований:
Похвальное стремление параллельно с основным заданием устранить еще одну обнаруженную неисправность, чтобы вновь не возвращаться к этому вопросу, в данном случае сыграло роковую роль. Увидев, что кабель ВЛС зацепился за ветку дерева, работник мог спуститься с лестницы и аккуратно решить проблему либо попросить помощи у других членов бригады. И тогда несчастного случая удалось бы избежать. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.
Бригада в составе трех электромонтеров выполняла работы в рамках текущей эксплуатации – протяжку контактов, обследование кабелей, очистку электрооборудования от пыли и т.д. После отключения общего питания секции №2 щита станции управления (ЩСУ) старший бригады с помощью индикатора напряжения убедился в обесточивании вводов №1, №2, а также шинных мостов, однако обнаружил, что ввод №3, обеспечивающий резервное питание, остается под напряжением. Приказав остальным работникам готовить инструмент и рабочее место, а к работе пока не приступать, он пошел в другое здание, где находился выключатель резервного питания секции №2 ЩСУ. Вопреки полученному распоряжению не став дожидаться старшего, один из электромонтеров открыл дверцу полностью обесточенной секции №1 ЩСУ и приступил к демонтажу защитного щита. Глядя на коллегу, другой электромонтер, к слову, не имевший необходимой группы по электробезопасности и, соответственно, не могущий быть допущенным к самостоятельному выполнению работ, решил последовать его примеру и стал выполнять аналогичные операции на секции №2, один из вводов которой оставался под напряжением. Работник не имел диэлектрических средств индивидуальной защиты, а диэлектрические коврики, хоть и были подготовлены к работе, но не использовались и лежали в стороне. Как результат, поражение электрическим током с летальным исходом. Судебно-медицинская экспертиза констатировала смерть в результате воздействия разряда технического электричества, кроме того, в момент гибели пострадавший находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Вряд ли ситуация в целом нуждается в комментариях. Очевидный список нарушенных норм и правил выглядит следующим образом:
Вызывает недоумение тот факт, что старший бригады и второй ее член вообще взяли с собой на место выполнения работ сильно пьяного коллегу. Напрашиваются две версии: либо они были настолько самоуверенны, что не видели в этом никакой проблемы, либо (учитывая, что инцидент произошел 2 января, т.е. в самый разгар новогодних праздников) в той или иной степени опьянения находилась вся бригада.
Приведенные примеры наводят на мысли о том, что корнем всех зол, по мнению RusCable.Ru, выступает непродуманная спешка. Побыстрее сделать работу и уехать домой. Поскорее закончить, чтобы успеть до отпуска. Пораньше решить все задачи и вернуться к прерванному застолью. Цели, наверное, важные, но не слишком ли высока вероятная цена? Риск – дело благородное, но только не в тех случаях, когда за сэкономленные минуты приходится расплачиваться жизнью.
Вы видите часть этого материала
2500 ₽
11 998 ₽
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter