Разное

Страсти по техническому регламенту

17.04.2006
Рубрика: Разное

Обсудить на форуме

2289 просмотров

Споры вокруг реформы технического регулирования в стране то уходят в тень, то разгораются с новой силой. В феврале такой всплеск отмечен в Государственной Думе.

Из истории вопроса

Переход к рыночной экономике потребовал коренного изменения всего уклада жизни страны, включая нормы и правила взаимоотношений не только между людьми, но и между бизнесом и властью. Целью проведения административной реформы было обеспечение большей свободы бизнесу и освобождение его от излишней чиновничьей опеки при безусловном соблюдении основных требований, предъявляемых к продукции. Среди механизмов достижения этой цели самые большие споры вызывает реформа технического регулирования. Переход от действующих стандартов к техническим регламентам, которые в законодательном порядке устанавливают только требования, обеспечивающие безопасность потребителя и среды его обитания, по мнению инициаторов этой реформы, "развяжет руки бизнесу", обеспечит гармонизацию требований национальных нормативов с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) и позволит свободно обращаться товарам на внутреннем и внешнем рынке".

Федеральный закон "О техническом регулировании" был принят в 2003 году. В соответствии с этим законом обязательными требованиями, предъявляемыми государством к бизнесу, становятся требования обеспечения безопасности продукции и технологических процессов. Эти требования оформляются в виде технических регламентов, которые утверждаются в законодательном порядке и приобретают статус Федеральных законов. Остальные требования к продукции, регламентированные в ранее действовавших ГОСТах и других нормативных документах, становятся добровольными. К 2010 году, то есть за семилетний переходный период парламент должен принять, по разным оценкам, от 400 до 700 технических регламентов, которые должны полностью заменить старую систему ГОСТов. Но до настоящего времени парламентом не принято ни одного технического регламента. Напоминаем, что переговоры о вступлении России в ВТО предполагается закончить в ближайшее время.

В администрации президента считают такое положение "правительственным саботажем". Для его преодоления принято решение о создании "зеленого коридора" для технических регламентов, для чего в Госдуме создана специальная комиссия по техническому регулированию под председательством Юрия Волкова, вице-спикера Госдумы. Комиссия призвана обеспечить ускоренное принятие решений по десяткам инициативных проектов технических регламентов (ТР). При этом предполагается, что проекты будут поступать в Госдуму, минуя правительство. Как заявил Ю. ВОЛКОВ, комиссии предстоит выстроить систему прохождения проектов от разработчика до пленарного заседания Думы, а также систему проверки их соответствия требования ВТО и других международных структур. Он сообщил, что в комиссию "уже поступил проект ТР "Об электромагнитной совместимости", и на подходе еще четыре законопроекта: "О водоснабжении", "О водоотведении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О специальном техническом регламенте парфюмерно-косметической продукции". К концу 2006 года, как надеется Ю. ВОЛКОВ, "реальный сектор экономики получит первый блок новых технических норм и регламентов".

Расстановка сил

В правительстве и администрации президента реально существуют две группы, одна из которых настаивает на приостановке реформы, по крайней мере, до тех времен, пока в сам базовый закон "О техническом регулировании" в версии 2003 года не будут внесены необходимые изменения, так как считает нереальной саму идею фиксации в технических регламентах, именующих силу закона, требований ко всем абсолютно видам продукции. Другая группа настаивает на ускорении реформы и оплате из бюджета разработки инициативных проектов технических регламентов, устанавливающих требования к продукции.

Аргументы сторон

Председатель думского Комитета по промышленной политике Мартин ШАККУМ необходимость внесения поправок в базовый закон объясняет следующими причинами. Во-первых, нынешняя версия базового закона требует исчерпывающих технических регламентов, то есть в них должен быть включен полный список требований к товарам и продуктам, причем в виде федеральных законов, что просто невозможно. Во-вторых, вызывает сомнение положение базового закона о том, что разработчиком технического регламента может быть любой заявитель, так как при этом возникает опасность передела сфер влияния на рынке и самого рынка "под себя". Кроме того, сообщил М. ШАККУМ, Комитет принял решение о создании специальной рабочей группы по техническому регулированию, которая должна "вернуть правительству право самостоятельно утверждать любые технические требования к бизнесу, если только это можно будет оправдать ссылками на безопасность". Одновременно он предлагает финансировать и работу по поддерживанию действующей системы ГОСТов, правил и норм.

Ю. ВОЛКОВ настаивает на том, что реформа должна продолжаться, не смотря на несовершенство базового закона. Все предложения по внесению изменений в закон "О техническом регулировании" он пообещал рассмотреть на ближайшем заседании Комиссии (дата не названа), чтобы убрать любые препятствия на пути скорейшего принятия общих технических регламентов в ранге федеральных законов. "Мы ждем от реформ немедленного результата, а порой плодов раньше появления листьев на дереве, - ускоряет оппонентов вице-спикер. Надо иметь терпение. Подождем хотя бы год, чтобы совсем стало ясно, что иного пути, кроме выведения этого сложного законотворческого процесса регламентирования производства и услуг из ведомственных коридоров, просто нет".

Матч продолжается: правительство и бизнесмены

22 марта в Белом доме на Краснопресненской набережной премьер Михаил ФРАДКОВ встречался с членами Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве России. Речь снова шла о технических регламентах и о том, кто виноват, что реформа буксует.

Правительство планировало еще до первого марта 2006 года направить в Думу примерно 87 законопроектов (технических регламентов). Но в правительство поступил только один законопроект, да и тот пришлось отправить на доработку. В таком положении дел, считают правительственные чиновники, виноваты сами бизнесмены. Являясь самой заинтересованной стороной в устранении всяческих препятствий на пути бизнеса, предприниматели не проявляют должного интереса к разработке технических регламентов.

Бизнесмены же уверены, что проволочки с прохождением проектов законов (технических регламентов) создаются намеренно. В числе главных чиновников такого положения они называют Минпромэнерго и чиновников всех рангов, якобы не желающих расставаться с прежней системой стандартизации в России.

А пока идут споры, ситуация накаляется: технических регламентов еще нет, а существующие стандарты уже не являются обязательными. Обостряется проблема безопасности в стройиндустрии, энергетике и так далее. И пока существует такое положение, мы рискуем проиграть в борьбе за конкурентные рынки.

На самом же деле необходимо пересмотреть соответствующие положения закона "О техническом регулировании" в части формирования наиболее значимых требований и определения роли стандартов в обеспечении конкурентоспособности и отечественной продукции.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно