Энергетика

Тариф на технологическое присоединение. Вопрос требует решения

19.03.2006
Рубрика: Энергетика

Обсудить на форуме

Информация предоставлена: ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа"

3732 просмотра

Вопрос о тарифе на технологическое присоединение к электрическим сетям сегодня интересует как энергетиков, так и потребителей, у которых непосредственно возникает необходимость в этой услуге. Первым — важно определить, из каких источников будут поступать средства на возмещение всех затрат, связанных с подключением новых объектов к распределительным сетям. Вторым — не менее важно знать, за что и сколько они должны заплатить...

Несмотря на то, что технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям осуществляется с момента строительства линий электропередачи, о нём, как об отдельном виде деятельности энергокомпаний впервые заговорили после выхода Федерального закона № 35-ФЗ (от 26.03.2003 года) "Об элеткроэнергетике". Позднее были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ (№861 от 27 декабря 2004 года) правила, определяющие порядок выполнения этой процедуры. И сегодня технологические присоединения, как и транспорт электроэнергии - прерогатива выделившихся в процессе реформирования энергоотрасли электросетевых компаний.

Дело, казалось бы, привычное, но как возмещать возникающие при этом затраты?

Выход нашёлся, и вполне логичный: установить плату за комплексные услуги по технологическому присоединению. Затратная часть потребителя на техприсоединение, которая, впрочем, была во все времена, возместит расход сетевой компании на выполнение процедуры. При этом потребитель будет освобождён от многочисленных забот: достаточно будет подать в сетевую организацию заявку о техприсоединении, а всё остальное — от составления техусловий до непосредственно подключения — дело специалистов электросетевой компании. Энергетики выполнят технологическое присоединение в соответствии со всеми современными требованиями, тем самым лишних проблем удастся избежать обеим сторонам — и потребителям, и энергетикам. Осталось только одно — узаконить все операции.

К установлению тарифа

В связи с тем, что деятельность электросетевых компаний регулируется государством, органы госрегулирования должны определять и стоимость оказываемых услуг. Таким образом, в начале февраля 2005 года Федеральной службой по тарифам был сделан первый шаг по решению этого вопроса — разработаны и утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (Приказ №22-э/5 от 15 февраля 2005 года). Однако в 2005 году ФСТ РФ так и не было принято ни одного тарифного решения.

Как пояснил начальник Департамента по взаимодействию с субъектами рынка электроэнергии ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" Вадим Николаевич Фёдоров, — принцип, которым руководствуются энергетики при установлении тарифа за технологическое присоединение, — включать в размер платы инвестиционные средства, предназначенные для развития сетей.

Всё дело в том, что в последнее время в большинстве региональных сетевых компаний в тарифе на передачу электрической энергии практически отсутствуют средства на новое строительство. Учтённая в себестоимости доля амортизации расходуется лишь на поддержание состояния основных фондов компаний, не давая возможности расширять производство. При этом спрос на присоединяемую мощность растет, экономика развивается, ведется строительство нового многоэтажного жилья, торговых и развлекательных комплексов, появляется тенденция присоединения крупных потребителей…

Учитывая то, что на сегодняшний день со стороны государственных органов, помимо платы за присоединение, иной источник финансирования, за счет которого будет развиваться энергетическая отрасль не определен, энергетики, предоставляя в Федеральную службу по тарифам обоснование на установление платы за техприсоединение, заложили принцип, что в тарифе должны быть учтены средства, необходимые для обеспечения этого спроса на мощность. А это ни много, ни мало — инвестиции на строительство питающих центров — подстанций 110, 35 кВ, линий электропередачи, инфраструктуры распределительной сети, трансформаторных и распределительных пунктов и так далее. По мнению специалистов, за подключение к сети должны платить вновь подключающиеся потребители, и было бы не совсем справедливо возлагать это бремя на тех, кто уже давно подключен, и ради развития электросетевого комплекса нагружать тарифами их.

Пока данная позиция нашла понимание и была принята только в трех регионах: предложения по установлению тарифов согласованы Региональными энергетическими комиссиями (РЭК) Ярославской и Белгородской областей, а решением РЭК Костромской области 11 января 2006 года тариф был утверждён. Но есть надежда, что в ближайшее время процесс согласования платы за технологическое присоединение более масштабно и активно пройдет во всех остальных регионах, так как с 1 января 2006 года в соответствии с вышедшим и вступившим в силу законом №199-ФЗ от 31.12.2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий", были внесены изменения в Федеральный закон № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" в части передачи полномочий по утверждению тарифа на технологическое присоединение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. И теперь региональные службы по тарифам на вполне законных основаниях могут утверждать размер платы за технологическое присоединение и, соответственно, предусматривать тот объем инвестиционных средств, который будет оставаться в регионе и развивать региональную энергетику.

О размере платы

Принцип установления размера платы за технологическое присоединение носит расчётный характер и может устанавливаться зонально. При установлении тарифов в соответствии с Методикой ФСТ, их уровень рассчитывается на период регулирования, в данный момент на год. Во внимание берется объем тех затрат, которые электросетевая компания должна понести в течение года для строительства или усиления питающих центров. Если известно, что от нескольких подстанций в ближайшей перспективе ожидается определенный отбор мощности, энергетики заранее планируют необходимый объём работ по обеспечению этой мощности, чтобы сохранить и повысить уровень надежности как существующих потребителей, так и вновь присоединяемых. Таким образом на период регулирования будет сформирован фонд затрат, необходимых для выполнения этих работ. С другой стороны будет известен и объём прогнозируемой мощности, которую предстоит присоединить в этот период. Поделив одно на другое, — то есть, показатель затрат на показатель присоединяемой мощности — мы получаем стоимость присоединения одного киловатта. В итоге, когда конкретный потребитель, делая заявку на присоединение, заявляет объем потребляемой мощности, достаточно будет умножить тариф на показатель мощности, чтобы получить ту стоимость, которую ему следует оплатить. Естественно, эта стоимость не покроет разово всех затрат, но в совокупности средств от оплаты присоединяемых к данному центру питания потребителей будет достаточно, чтобы при выдаче дополнительной мощности решить проблему обеспечения надежного электроснабжения для всех.

Когда речь заходит о тарифах у нас, как рядовых потребителей, возникает несколько вопросов: во-первых, кто будет платить; во-вторых, — за что; и, в-третьих, — как часто?

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Кто будет платить

Плата за технологическое присоединение будет взиматься с лиц, заинтересованных в подключении и подавших заявку на выдачу технических условий. Это, в первую очередь, потребители электрической энергии, вновь присоединяемые к электрическим сетям или расширяющие уже имеющиеся присоединения.

Также платить за технологическое подключение придется различным вновь присоединяемым электросетевым организациям. Не минует эта участь и владельцев генерирующих установок, впервые присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих имеющееся присоединение.

При этом физические лица имеют определенные социальные гарантии. Подавая заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, они будут оплачивать услуги по разработке технических условий в объёме, не превышающем 0,5 минимального размера оплаты труда, а все иные работы по присоединению — в объеме, не превышающем в сумме 5 минимальных размеров оплаты труда, то есть — не более 550 рублей.

Что входит в стоимость

При подключении к электрическим сетям потребитель, как собственник присоединяемых энергопринимающих устройств, во все времена выполнял определенные требования, выдвигаемые электросетевой организацией: от получения техусловий до приобретения необходимого оборудования, материалов. Сегодня необходимый объём работ по технологическому присоединению выполняют электросетевые компании. И при наличии технической возможности для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на подготовку и выдачу технических условий (ТУ) в соответствии с заявкой потребителя; проверку выполнения техусловий заказчика; выполнение ТУ со стороны электросетевой организации; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.

Необходимо уточнить, что размер платы будет напрямую зависеть от заявленного количества потребляемой мощности.

Как осуществляется оплата

Плата за технологическое присоединение производится однократно. И если в последующем произойдёт изменение формы собственности или собственника подключаемого объекта (без изменения функционального назначения), повторно плата за технологическое присоединение взиматься не будет.

Кто в выигрыше?

Чтобы определить это, достаточно вспомнить прежнюю процедуру технологического присоединения. Раньше, когда энергокомпанией выдавались технические условия, потребитель был вынужден самостоятельно выполнять определенные объемы работ, после чего автоматически становился владельцем сетей. Этот отрезок сети вкраплялся в традиционный технический сетевой комплекс, а из-за некорректного юридического оформления затруднялся как процесс диспетчеризации, так и эксплуатации сетей. В итоге энергетикам приходилось сталкиваться с решением таких проблем, как технологически разорванные или слабоуправляемые электрические сети.

Новая схема технологического присоединения, прежде всего, во многом упрощает саму процедуру (и в первую очередь для потребителя). Потребитель будет вносить ту же плату, но уже в форме тарифа, установленного и регулируемого органами государственной власти. При этом будет доподлинно известно, за какой объем работ он заплатит: электросетевая компания, получив средства, снимает обременения с потребителя по строительству источников питания, по вводу объекта в эксплуатацию, самой эксплуатации. Таким образом, получается, что в выигрыше остаются обе стороны.

О дне завтрашнем

Основная задача, которую еще предстоит решить в ближайшее время — донести до региональных властей, в чём необходимость новой схемы технологического присоединения. По сути дела, сетевые компании получают необходимый источник финансирования, который раньше оставался в тени. А так как реформа электроэнергетики направлена на прозрачность отношений, сегодня взаимодействия между рядовыми гражданами и энергетиками выходят на вполне законную основу. Получаемый источник финансирования в виде тарифа на технологическое присоединение подвластен регулированию со стороны региональных властей. И только от их решения будет зависеть дальнейшее развитие энергетики региона, и как следствие — региональной экономики.

Комментарий специалиста

Комментируя ситуацию, сложившуюся с принятием тарифа на технологическое присоединение, председатель Региональной энергетической комиссии Белгородской области Валентин Алексеевич Колодезный отметил как положительные моменты, так и задачи, которые еще предстоит решить.

Во-первых, он подчеркнул, что принятие тарифа на техприсоединение является одним из направлений реализации концепции реформирования элеткроэнергетики и практически формирует на сегодняшний день рыночный подход к взаимоотношению между потребителями и поставщиками услуги по передаче электрической энергии и мощности.

В то же время речь идет и о сохранении принципа добровольности: в решении вопроса о технологическом присоединении у потребителя сохраняется право выбора. Если есть соответствующие силы и службы для выполнения работ по техническому обслуживанию и содержанию сетей в надлежащем состоянии, он вправе сам осуществить работы по технологическому присоединению и, выполнив технические условия электросетевой компании, построить свои распределительные сети, оплатив лишь часть денежных средств, необходимых для увеличения пропускной способности сетей. Таким образом, закон позволяет легализовать рыночные отношения в электроэнергетике.

Второе, на что обратил внимание Валентин Алексеевич, — при установлении платы за присоединение к сетям учитывается вопрос социальной защиты населения: "Мы прекрасно понимаем, что 550 рублей, оплачиваемые населением за технологическое присоединение, ни в коей мере не соизмеримы с теми затратами, которые будет нести электросетевая компания за фактические присоединения электроустановок населения к сетям электроснабжения и развитие питающих центров, от которых они будут снабжаться электрической энергией".

Но особо председатель Региональной энергетической комиссии Белгородской области заострил внимание на взаимоотношениях электросетевых компаний с органами налогообложения. Речь в данной ситуации идет о решении на Федеральном уровне вопроса о налоге на прибыль. "В связи с тем, что при утверждении тарифа на услуги по технологическому присоединению электросетевая компания формирует свою прибыль, за счет которой в конечном итоге и будет выполнять работы по осуществлению техприсоединения, — пояснил В.А. Колодезный, — желательно было бы внести соответствующие изменения в действующее налоговое законодательство. Целевые проплаты по тарифу за техприсоединение электросетевым компаниям следует относить на себестоимость и гасить объемом работ по подключению. Таким образом, уходя от налога на прибыль в размере 24%, удастся сохранить источник финансирования, облегчив тем самым цену услуги для потребителя и в то же время обеспечив чистоту и прозрачность во взаимоотношениях энергокомпаний с налоговыми органами. Сегодня необходимо четко понимать, что, определив источник по финансированию работ, связанных с технологическим присоединением, мы должны его и защитить".

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно