Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Внедрение системы качества на основе стандарта ИСО 9001 и развитие организации

    06.07.2010

    Автор: В. И. Стародубцев (ЗАО "НФ "Электропровод")

     

    ЗАО Народная фирма “Электропровод” первым среди отечественных производителей оптических кабелей внедрило систему качества на основе МС ИСО 9001. В мае 2000 г. была проведена сертификационная проверка предприятия аудиторами фирмы К.ЕМА Registered Quality B.V. (Нидерланды), аккредитованной, в том числе, в области электротехники и телекоммуникаций.

     

    Заключение по сертификационной проверке:

    ЗАО НФ “Электропровод” выполняет требования стандарта ИСО 9001.

    Что дает сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001? Сертификат может быть одним из необходимых условий поставки продукции и получения кредитовЗАО НФ “Электропровод” с 1999 г., рекламируя свою продукцию, информирует потребителей о совершенствовании системы качества на основе стандарта ИСО 9001.

     

    Конечно, более существенным является тот факт, что ЗАО НФ “Электропровод” выполняет свои обязательства перед потребителями, в том числе стремится учитывать требования потребителей к качеству продукции. Это находит свое отражение, например, в насчитывающей сотни марок номенклатуре оптических кабелей (ТУ 16.К12-16-97 “Кабели оптические для местных и междугородных линий связи ВСС России”), разрабатываемых и выпускаемых ЗАО НФ “Электропровод”.

     

    Рассмотрим стандарт ИСО 9001 с нескольких точек зрения, а именно — управления организацией, моделирования системы и управления качеством продукции. Требование стандарта ИСО 9001:1994 “разработать и поддерживать систему качества” можно свести к следующему:

    • определять и проводить политику в области качества, соответствующую запросам потребителей;

    • определять ответственность, полномочия и взаимодействие персонала организации;

    • использовать документы как инструмент управления организацией. Определять и документировать процессы и виды деятельности организации, влияющие на качество, в соответствии с требованиями стандарта. Описать структуру документации, в иерархии которой расположить по убыванию: политику в области качества, руководство по качеству (документ, описывающий систему качества организации), процедуры;

    • заниматься подготовкой кадров;

    • применять технические методы управления качеством продукции, в том числе статистические методы, в соответствии с требованиями стандарта;

    • использовать внутренние аудиты качества как инструмент определения соответствия деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям.

     

    Стандарт ИСО 9001:2000 по сравнению с предыдущей версией содержит дополнительные требования по управлению ресурсами, измерению и мониторингу системы качества.

     

    Фактически, стандарт ИСО 9001 ориентирует пользователя на внутреннюю информацию, описывает процессы внутри организации. Но внутри — только издержки. Единственно возможный канал прибыли — это платежеспособный потребитель. Для принятия рискованных решений относительно стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка необходима внешняя информация, уравновешивающая внутреннюю [I].

     

    Вышесказанное позволяет утверждать: организация, решившая учитывать требования стандарта ИСО 9001, являющегося общим и не зависящим от конкретной отрасли промышленности, столкнется с неоднозначностью требований.

     

    Приведем наиболее интересные термины определения стандарта ИСО 8402:1994 “Управление качеством и обеспечение качества. Словарь”:

    1. Система качества — совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

    2. Объект — то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

    3. Процесс — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.

    4. Процедура — установленный способ осуществления деятельности. Во многих случаях процедуры документируются. Такая процедура обычно включает цели и область деятельности: что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.

     

    Такой аппарат явно недостаточен для адекватного описания и документирования деятельности организации (невозможно, например, разработать интегрированную информационную систему, моделировать сложные системы). Здесь необходимо упомянуть, что первое издание стандарта ИСО 9001 в 1987 г. было разработано на основе британского стандарта BS 5750:1979 и отдаленно напоминало структурный подход к описанию систем (например, |2]), который разрабатывался в то время. Известно, что разноплановость и сложность задач моделирования систем привели к возникновению целого ряда направлений, одно из которых — объектно-ориентированный подход (например, [3|).

     

    На мой взгляд, по содержанию модель, предлагаемая стандартом ИСО 9001, соответствует модели систем (таблица) — одной из двух наиболее распространенных парадигм в социологии организации. Вторая — модель участвующих сторон.

     

    Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон [4]

    Основной предмет анализа
    Модель систем
    Модель участвующих сторон
    Организация как сущность с определенными функциональными требованиями
    Группы, заинтересованные в собственной выгоде
    Насколько прочной является организация?
    Стабильная деятельность, направленная на самосохранение
    Нестабильная, в лучшем случае “сообщество по интересам”
    Что является движущей силой, которой придается особое значение?
    Смысл норм и связность
    Санкция и вознаграждение
    Каким предполагается имидж человека?
    Проявляющим беспокойство об интересах организации
    Равнодушный, расчетливый, проявляющий беспокойство о личной выгоде
    Каков анализ в эмоциональном отношении?
    Идеалистичный
    Циничный, реалистичный

     

    Модели систем и участвующих сторон представляют собой аналитические рамки, и их применение затруднено вследствие их односторонности [5]. Один из центральных вопросов социологии организации — интеграция этих моделей с целью применения в диагностике организации, осуществления в ней изменений, решения организационных проблем. И основная проблема — связать развитие организации с результатами организации на рынке.

     

    Так как стандарт ИСО 9001 носит общий характер, то он не сможет, на мой взгляд, добавить что-нибудь существенное к знанию о продукции и навыкам, существующим и развиваемым в организации. Но стандарт ИСО 9001 может подтолкнуть организацию сформировать свою концепцию, если у организации ее нет.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Д р у к е р П. Следующая информационная революция. — Сервер журнала Forbes ASAP 24.08.1998
    2. G a n e C. and S a r s о n T. Structured Systems Analysis. - Englewood ClifTs, NJ: Premice-Hall Management 1979
    3. В о о с h G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. — Addison-Wesley, 1994
    4. L a m m e r s C.J. Organisaties vergelijkenderwijs. - Het Spectrum, Utrecht, 1983.
    5. M a s t e n b r о e k W.F.G. Conflict Management 1979 and Organisation Development. — John Wiley & Sons, 1993

    Версия для печати

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+