Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Мировой рынок в один миллион тонн
(провода автомобильные)

В 2000 году мировой рынок проводов для легковых и небольших грузовых автомобилей немного превышает 1 млн. тонн по весу меди. Эта цифра, по прогнозам, складывалась из 740 тыс. т автопроводов (в пучках) и 270 тыс. т обмоточных проводов. Провода для автомобилей не только большой рынок, но также и претерпевающий фундаментальные изменения, как в технологии, так и в промышленной структуре. За период с 1990 по 1999 годы этот рынок вырос на 64 %; в среднем ежегодный рост составил около 5,7 %Такой рост связан с увеличением выпуска автомобилей на 1,6 % в год, а также с тем фактом, что средний вес проводов на один выпущенный автомобиль повысился с 11,9 кг в 1990 году до 17 кг в 1999 году.

Рост выпуска автопроводов отражает стремление производителей автомобилей создавать комплексные системы на основе проводов, которые позволяли бы обеспечить потребителям больший комфорт, удобства, безопасность и предоставить им современные средства связи. Это достигается, в частности, за счет более широкого использования микродвигателей, что приводит к расширению зоны применения обмоточных проводов. Так, среднее число электродвигателей в легковых автомобилях увеличилось с 40 в 1995 году до 60 в настоящее время.

Производство автопроводов и электродвигателей зачастую организуется в системе автомобильной промышленности, хотя производство кабельной продукции для автомобилей в основном концентрируется все-таки в кабельной промышленности. Крупнейшие производители автопроводов - "Дельфи" и "Язаки" первоначально входили в систему автомобильной промышленности и не являлись чисто кабельными компаниями.

Причина структурных изменений лежит в области экономики. Объем мировых продаж пучков автопроводов в 1999 году составил чуть более 20 млрд.долларов. Из этой цифры только 5 млрд.долларов приходится на собственно автопровода; на соединители и другие компоненты - около 7 млрд.долларов, а 8 млрд.долларов - это стоимость сборки проводов в пучки. Таким образом, трудозатраты в этой области бизнеса, в которой работает до 400 тысяч человек, составляют большую часть.

Однако, даже высокоэффективный бизнес в зоне производства пучков автопроводов является довольно слабым звеном в общем автомобильном бизнесе. Эта зона растет относительно медленно по сравнению с ростом автомобильного рынка в области электротехники и электроники, частью которого она и является, и общим выпуском автомобилей. За последние 10 лет доля электротехнического и электронного оборудования в собранном автомобиле выросла с 15 до 25 % и составила 160-190 млрд.долларов. "Дельфи Аутомотив" с годовым доходов в 29 млрд.долларов является лидером на рынке автокомпонентов, в том числе пучков автопроводов.

Быстрый рост объемов электрики и электроники в автомобилях приводит к возникновению новых проблем. Электрическая мощность автомобиля возрастает ежегодно примерно на 4 % и сейчас достигла 2 кВт. Более того, стандартный генератор с ременным приводом имеет целый ряд недостатков, связанных с чрезмерным нагревом, потерями энергии и шумом. Такие генераторы непрерывно совершенствуются, но решением будущего для инженеров-автомобилистов является цепь электромагнитных клапанов, не требующая ременных передач, компоненты которой управляются средствами электроники. Цепь электромагнитных клапанов подобно другим современным электронным системам требует для своего питания электрическое напряжение, превышающее стандартное для автомобилей напряжение 12 В. В 1998 году производители автомобилей в США и Европе согласовали в принципе напряжение 42 В. Как только напряжение 42 В или двойное напряжение 14/42 В станут привычными (а это может произойти в пределах 2-3 лет), широко откроются двери для современных, полностью интегрированных электрических и электронных систем. Путем интеграции автомобильная промышленность приобретает или производит управляемые с помощью электроники различные элементы двигательной группы, системы контроля управления, навигационной системы и т.д. Конечная цель это обеспечение максимального комфорта и безопасности пассажиров при минимизации потребления топлива и его возможных выделений. Условия защиты окружающей среды скоро приведут к прекращению применения двигателей внутреннего сгорания в том виде, в каком мы их знаем. В Японии уже выпускаются двигатели для автомобилей, представляющие собой гибрид электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания, которые начнут использоваться в Европе в этом году. Производство двигателей с топливными элементами, приводимыми в движение электромоторами, начнется в 2004 году. Обе новые технологии базируются на системе напряжения 42 В.

Влияние этих технических новшеств на объемы производства кабельной продукции должно быть позитивным. Переход на более высокое напряжение и расширение применения электрических и электронных схем приводит к увеличению числа микроэлектродвигателей, а, следовательно, и объемов применения обмоточных проводов и в меньшей степени автопроводов. Однако, этот прогноз должен восприниматься с определенной осторожностью, так как автомобилестроители активно работают над усовершенствованием конструкции автомобиля с целью снижения его стоимости, веса и степени сложности. Такая интегрированная система может содержать меньшее, на 30-40 % количество кабельной продукции. Возможно, что это предположение носит теоретический характер, однако, игнорировать его нельзя.

Но пока важнее, что общее количество используемой в автомобиле кабельной продукции увеличится. "Дельфи" и "Видеотон" рассматривают возможность применения ленточных проводов в автомобильных компьютерах с целью соединения отдельных электронных компонентов. Для двигателей автомобилей в связи с высокой температурой и действием агрессивных жидкостей потребуются провода со специальной нагрево- и коррозионностойкой оболочкой. В области обмоточных проводов открывается широкий рынок для самоспекающихся эмалированных проводов.

Очевидно, что передовые технологии будут открывать для кабельной промышленности все новые и новые возможности на автомобильном рынке.

 

Автор статьи Пешков И. Б.

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно