Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Принятие и выполнение плана ГОЭЛРО

Началом планомерной электрификации в государственном масштабе явился план ГОЭЛРО, разработанный Государственной комиссией по электрификации России по инициативе В.И. Ленина.

К работе комиссии было привлечено свыше 180 крупных специалистов (инженеров, экономистов, статистиков, агрономов, геологов и др.), среди них: профессоры Г.О. Графтио, И.Г. Александров, М.А. Шателен, инженеры Б.Е. Веденеев, Р.Э. Классон, Е.В. Близняк, А.А. Глазунов, М.А. Перекалин, Н.Н. Кувшинский и др. Возглавлял комиссию выдающийся профессор Г.М. Кржижановский.

К концу 1920 года «План электрификации РСФСР» - том в 650 страниц текста с картами и схемами электрификации районов - был рассмотрен и одобрен депутатами VIII Всероссийского съезда Советов. Он явился первым в мире комплексным планом восстановления и перспективного развития народного хозяйства.

В области электроэнергетического хозяйства план ГОЭЛРО, рассчитанный на 10 – 15 лет, состоял из программы А, подразумевающей восстановление и реконструкцию довоенной электроэнергетики, и программы Б, предусматривавшей строительство 30 районных электрических станций общей мощностью 1750 мВт (включая 250 мВт существующих): 20-ти тепловых и 10-ти гидравлических. Электростанции должны были обеспечить централизованное электроснабжение потребителей независимо от ведомственной принадлежности, и сооружать их решили в основных промышленных центрах страны. С этой целью было определено 8 экономических районов: Центральный – 6, Южный – 5, Северный – 4, Приволжский – 4, Кавказ – 4, остальные приходились на Урал, Сибирь и Туркестан.

план ГОЭЛРО план ГОЭЛРО

Одной из важнейших идей плана ГОЭЛРО явилось создание централизованного энергетического хозяйства путем сооружения электростанций, объединенных высоковольтной линией электропередачи для совместной работы в единую сеть, что позволило бы обеспечить надежное и устойчивое электроснабжение промышленных районов страны.

В основу создания единой энергетической системы страны легли неоспоримые преимущества параллельной, согласованной работы укрупненных высокоэкономичных электростанций. Объединение территориальных энергосистем сопровождалось развитием электрических сетей, ростом эффективности энергетического производства, повышением надежности и экономичности энергоснабжения потребителей в масштабах всей страны.

Благодаря героическим усилиям тысяч людей, быстро вступали в строй: Каширская электростанция – 1922 год, Ленинградская – 1922 год, Кизеловская – 1924 год, Горьковская – 1925 год, Волховская – 1926 год, Днепровская –1927 год и т.д. Возрастало производство электроэнергии, продукции тяжелой промышленности, что составило основу коренной реконструкции всего народного хозяйства.

Развитие отечественного машиностроения и, в частности, энерго- и электромашиностроения постепенно полностью ликвидировало зависимость строительства новых электростанций и сетей от поставок импортного оборудования. Начиная с первой пятилетки (1928 – 1932 г.г.), на электростанциях внедряется новая энергетическая техника отечественного производства: котлы, турбины, генераторы, трансформаторы, выключатели.

Во второй пятилетке (1933 – 1937 г.г.) начали вступать в строй тепловые электростанции, целиком сооружённые с применением отечественного оборудования, – Брянская, Дубровская, Бобриковская и др. В 1926 году была введена в эксплуатацию первая ГЭС будущего Севано-Зангинского каскада – Ереванская (Армения) и первая крупная районная ГЭС – Волховская.

План ГОЭЛРО – программа электроэнергетического развития страны – выполнен к 1931 году, минимальному сроку реализации. Вместо запланированных 30 электростанций было построено 40 суммарной мощностью 4338 тыс. кВт (по сравнению с 1750 тыс. кВт по плану).

Период индустриализации (1930 – 1941 гг.)

В период индустриализации страны производство электроэнергии росло небывало быстрыми темпами. За пятнадцать лет (с 1925 по 1940 гг.) удалось создать мощную для того периода электроэнергетическую базу. При этом, несмотря на трудности, энергетика страны развивалась по наиболее эффективному пути – неуклонной централизации электроснабжения.

Во втором пятилетнем плане на 1933 – 1937 гг. была поставлена задача по переходу от районных электроэнергетических систем к объединённым. Были объединены Московская, Горьковская и Ивановская системы, а также Донбасская и Ростовская. В последующем первая межсистемная линия электропередачи 220 кВ связала Донецкую и Днепропетровскую системы.

Намеченная планом ГОЭЛРО линия на строительство ГЭС с учётом комплексного решения задач энергетики, транспорта, орошения, водоснабжения и рыбного хозяйства последовательно и систематически выполнялась. В октябре 1932 года состоялось открытие Днепровской ГЭС им. В.И. Ленина общей мощностью 650 МВт – самой крупной по тому времени станции в СССР и Европе. Высокая механизация производства, впервые осуществлённая в больших масштабах, чёткая организация работ, укрупнение агрегатов обеспечили хорошие экономические показатели ГЭС. Себестоимость 1 кВт.ч определилась в 0,6 коп. и была самой низкой в СССР.

Крупнейшим достижением в развитии довоенной отечественной энергетики явилась теплофикация - комбинированное производство тепла и электрической энергии. Установленная мощность ТЭС постепенно возрастала: в 1933 году мощность Горьковской ГРЭС достигла 204 МВт, в 1935 году мощность Зуевской ГРЭС - 250 МВт, в 1940 году работали две ТЭС (Новомосковская и Зуевская) по 350 МВт каждая.

Основными задачами, поставленными перед энергетикой в третьем предвоенном пятилетнем плане (1938 – 1942 гг.), были поддержание необходимых темпов роста выработки электроэнергии и ввода новых мощностей, повышение эффективности и надёжности производства, развитие энергомашиностроительной базы и окончательный отказ от импорта оборудования. Была поставлена задача стандартизации типов, мощностей и параметров энергетических агрегатов. Передачу электроэнергии на большие расстояния предусматривалось осуществлять на повышенных напряжениях 110, 154 и 220 кВ против 70 кВ, использовавшихся прежде.

Белгородская энергетика в плане ГОЭЛРО

Согласно принятому в 1920 году «Плану электрификации РСФСР» для электрификации южного участка Курской железной дороги Малоархангельск – Белгород было принято решение о строительстве станции мощностью 40 тыс. кВт в районе г. Белгорода (Белгород относился к Южному подрайону Центрально-промышленного района), т.е. как можно ближе к Донецкому бассейну.

Помимо Белгородской станции №15, предусмотренной планом ГОЭЛРО, в начале 20-х годов в Белгороде было построено несколько электростанций малой мощности.

В 1922 году в параллели с первой городской станцией, построенной в 1911 году, начала работать еще одна. Ее здание было запроектировано на расстоянии 100 – 150 метров от северного торца вокзала. Транспортная электростанция была оборудована нефтяным одноцилиндровым двигателем шведской фирмы «Мунктель» мощностью 50 лошадиных сил, приводившим в движение динамо-машину постоянного тока мощностью 36 кВт напряжением 220 вольт. Вырабатываемая энергия использовалась для освещения вокзала и территории станции, двигатель работал только в темное время суток.

план ГОЭЛРО план ГОЭЛРО

Не миновала электрификация и другие населенные пункты, расположенные на нынешней территории Белгородской области.

В 1921 году в Докладе X Уездному Съезду Советов было сообщено, что Валуйский уезд со всей Воронежской губернией в плане электрификации страны (ГОЭЛРО) отнесён к Донецко-южному району с центром в Донецком бассейне, отстоящему от указанной губернии на 500 вёрст, и, следовательно, «рассчитывать на присоединение к центральной станции Донецкого бассейна не приходится, а поэтому на местах необходимо производить подготовительные работы, строя хотя бы даже небольшие установки… Исходя из этих соображений, Валуйский исполком постановил немедленно приступить к работам по исследованию Валуйского уезда на предмет его электрификации, использовав на первое время имеющиеся в уезде электрические установки».

В 1921 году при уездном комитете госсооружений Валуйского уездного совета народного хозяйства создали комиссию по электрификации. Было взято на учет все имеющееся на предприятиях имущество, необходимое для электрификации. Комиссия пришла к выводу, что, используя электрические установки заводов и мельниц, частично электрифицировать Валуйский уезд можно в кратчайшие сроки без особых затрат.

Более существенный шаг в валуйской электрификации был сделан в 1923 году, когда местные организации серьёзно взялись за устройство в городе электрического освещения.

Строительство Белгородской ЦЭС

К строительству центральной городской электростанции в Белгороде, запланированному еще в 1920 году, приступили лишь в 1934 году.

В начале 1932 года Наркомат путей сообщения предусмотрел разработку технического проекта новой электростанции в Белгороде. Поставка оборудования для ее первой очереди не предполагалась – белгородским энергетикам рекомендовали выяснить, на какой шахте Донбасса имеется электростанция, выведенная в резерв, с подходящим для Белгорода оборудованием.

Технический проект был разработан на постройку электростанции с установкой трех турбогенераторов и четырех котлов, приняты меры к демонтажу и перебазированию оборудования в Белгород. Главным специалистом проекта по эксплуатационной части был Н.В. Камф, по строительной - Н.А. Ковалевский.

Местом строительства электростанции стала пойма реки Северский Донец в районе железнодорожного моста дороги Белгород – Купянск. В конце 1933 года был утвержден план строительства: первая очередь – ввод турбогенератора мощностью 2 МВт, вторая – ввод турбогенератора мощностью 3,5 МВт. Строительство было начато в 1934 году.

К 1937 году строительство зданий для распредустройства и командного пункта, машинного и котельного залов, а также бытового корпуса было закончено. Начались работы по монтажу оборудования.

Но при остром дефиците электроэнергии и успешном продвижении строительства вдруг последовало распоряжение о его консервации. Это распоряжение распространялось на все двенадцать строящихся электростанций Наркомата путей сообщения. В их числе – по Южной железной дороге – электростанции на станциях «Белгород» и «Лозовая». Благодаря действиям М.А. Орла (в будущем первого начальника Белгородской ЦЭС, а затем – Управляющего Регионального энергетического управления «Белгородэнерго»), строительство решили продолжить.

1938 год стал для белгородских энергетиков годом окончания монтажа оборудования и подготовки эксплуатационного персонала для ЦЭС. Главным инженером станции был назначен В.А. Аносов, начальником котельного цеха – Г.Н. Минюхин, турбинного – Т.Н. Безрученко, а электрического – Г.Т. Федоряк. Москва прислала инженеров из числа выпускников МЭИТ – В.А. Чернышева, Н.Г. Хведонцевич, Т.П. Семенову. Для подготовки основных кадров – машинистов турбин и котлов – были организованы трехмесячные курсы с последующей практикой на Харьковской ТЭЦ.

В мае 1939 года состоялся пуск еще одного турбогенератора мощностью 3,5 тыс. кВт и двух котлов. Мощность станции возросла до 5100 кВт, а реально использовались только 1200 кВт. Это обстоятельство побудило руководство ЦЭС поставить перед Госпланом СССР вопрос о признании работы ЦЭС нерациональной и о необходимости постройки в Белгороде котлостроительного завода. Госплан прислал комиссию Наркомтяжпрома, которая дала высокую оценку работе ЦЭС, и впоследствии было принято Постановление Совмина СССР о начале строительства в Белгороде котлостроительного завода.

 

По материалам ИА "Бел.Ру"

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно