Колонки экспертов

Сергей Николаевич Кутенев

Генеральный директор

Кабельный завод ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ

EXPT
0.2%
10
Cписок публикаций

Стратегическое видение будущего. Безопасность и новый миропорядок

5.12.2022 490 Обсудить на форуме

В прошлой публикации я рассказал о том, каким видит будущее наш президент, а также описал его взгляд на духовную безопасность страны. Последний вопрос раскрыл Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора. И сегодня я хотел бы сжато и при этом наиболее полно раскрыть его выступление.

С точки зрения Патриарха, современный мир испытывает целый ряд проблем: истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение в виртуальный мир, отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, способных обеспечить тотальный контроль над человеком, умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле.

Одной из причин этих проблем является такой феномен как глобализм. Его следует различать с термином глобализации. Глобализация — это процесс формирования современного упорядоченного по определенным универсальным стандартам мира. А глобализм — это идеология, которая обосновывает и вдохновляет данный процесс.

Для идеологов глобализма весь мир предстает ареной для приобретения денег с единым рынком, функционирующим в рамках общих правил. Они разделяют мир на региональные центры и периферию, из которой извлекаются не только природные, но и интеллектуальные ресурсы. Таким образом, глобализация неизбежно приводит к ещё большему расслоению народов, еще большей дистанции между богатыми и бедными, что оборачивается, несомненно, напряжением, имеющим опасность в глобальном измерении.

В основе глобализма лежат секулярные идеи, что стали популярны в эпоху Нового времени, когда мир стал ориентированным на создание условий для возрастающего потребления материальных благ. Идея о том, что «истин много», разрушала единый ценностный фундамент человеческого бытия и создавала собственный искусственный универсализм, основанный на идее равноудаленности от всех традиционных ценностных установок. Такой подход сделал его антагонистом традиционного взгляда на мир.

Под термином глобализации мы привыкли понимать внешнюю унификацию моделей жизни разных стран и народов по западному образцу. Она стала для нас синонимом «вестернизации», но в действительности этот процесс более сложный. Главной движущей силой глобализации являются рыночные механизмы. При этом глобальные экономические интересы получают поддержку и защиту при помощи военных, политических, культурных и иных возможных ресурсов.

Массовая культура тоже тесно связана с рыночными процессами. Аналогично с глобализацией, массовая культура становится орудием продвижения интересов богатых стран. Глобализация через проект всеединства лишает страны суверенитета, а человека свободы.

Глобализация унифицирует образ жизни на разных частях земного шара. Унификация отчуждением людей друг от друга. Она же уничтожает и разрушает многовековые культурные устои и стремится нивелировать роль традиционных нравственных принципов в жизни общества.

Однако в последние годы происходит ослабление роли ведущих глобальных организаций, ориентированных на доминирование западных стран. Это связано с перегрузкой мировой финансовой и политической системы. В научном и публичном пространстве активно обсуждается проблема «пределов глобализации». Вместе с тем укрепляется роль альтернативных религиозных, политических и экономических проектов. Все ярче и отчетливее проявляются тенденции к многополярности и многовекторности.

Это происходит по той причине, что глобализм не может развиваться, если существует традиция, поэтому все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию. Также глобализм направлен против любых крупных устойчивых исторических общностей, в первую очередь национальных и религиозных. Поэтому он направлен против власти большинства развитых институтов, которые работают на поддержку философии и системы ценностей меньшинств.

Глобализм в первую очередь направлен против идентичности тех или иных народов. Именно поэтому на протяжении многих лет различные сторонники глобализма атаковали православие, пытались выдавить его в определённое «гетто», потому что именно оно сформировало идентичность России.

Глобализм продвигает идеи трансгуманизма с иным взглядом на человека, отрицающим те антропологические представления, которые существовали на протяжении тысячелетий. Трансгуманизм нацеливает общество на создание суррогата человека, способного в конечном счете полностью подменить собой подлинного человека. По сути, эта идеология подталкивает к системной замене человеческой личности искусственным интеллектом. Сейчас мы в самом начале пути, но процесс уже запущен.

Церковь же свидетельствует о вертикальной шкале ценностей, о различении добра и зла. Поэтому церковь, как основа традиции, как основа идентичности, как основа суверенитета, является помехой для глобализации.

В основе идентичности всегда лежит традиция, которая передает ценность. Удар по традиции – удар по ценностям народа. Ценности необходимы для жизни и развития народа. Традиция — это действующий механизм, способ передачи ценностей от поколения к поколению.

Наше сопротивление всем этим разрушительным тенденциям глобализма — это рост нашей веры, верность традициям, любовь к Отечеству, забота о его духовном и материальном благе.

От того, насколько мы будем верны нашей культуре, идентичности, традиции, будет зависеть будущее России, нашего народа и даже будущего человечества. Ведь победа над глобализмом в отдельно взятой стране не будет иметь никакого смысла, хотя и станет важной.

Поэтому будущее человечества напрямую зависит от того, что оно выберет: традиционные ценности и духовный опыт множества поколений, отраженный в культурной матрице, или же секулярный универсализм Нового времени.

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Режкабель. Легенды кабельного бизнеса
+