09.08.2012 Обсудить на форумеКарточка компании УНКОМТЕХ В лицах отрасли Александр Иванович Козунин
Время чтения ≈ 27 мин
693
Трудно найти на карте России населенный пункт, где не использовалась бы продукция из Кирса, маленького городка на севере Кировской области. Завод “Кирскабель”, входящий в холдинг «Ункомтех» – это одно из самых современных производств области, которое занимает второе место в России по объемам выпуска кабельной продукции. 5 июля исполнился ровно год с того дня, как на завод пришел новый руководитель Александр Козунин. И хотя родом он из Перми, и до того в Кирсе ни разу не был, все же имеет с заводом давние связи. Его отец Иван Михайлович в конце 90-х также несколько лет возглавлял предприятие. Каким выдался для исполнительного директора “Кирскабеля” этот год, как поднять престиж рабочей профессии и как наличие хорошей автодороги влияет на работу предприятия, Александр Козунин рассказал в интервью. – Как изменились вы сами и представление о городе Кирсе за этот год? – Безусловно, за год изменилось очень много. Практически все поменялось, начиная от отношения к городу, к заводу, к окружающим меня людям. Первоначально незнакомые и чужие люди становятся понятными и близкими. Первое сильное впечатление от Кирса, когда я сюда приехал, произвела на нас потрясающая Покровская церковь, которой исполняется сто лет. Ну и, конечно, сам завод, который оборудован самым современным импортным оборудованием и был бы характерен скорее для крупного промышленного центра, чем для провинциального городка. Все остальное меня сначала не сильно порадовало. Но чем дольше здесь живу, тем больше понимаю, что город – это не только широкие улицы, большие дома и красивые витрины, но это еще и люди, которые его населяют. А люди здесь, конечно, хорошие. Впервые я попал на завод год назад, практически сразу в статусе директора, и тогда же началось мое знакомство с предприятием. С удивлением узнал, что завод имеет глубокие исторические корни. На сегодняшний день это успешное предприятие, один из лидеров отечественного производства кабельно - проводниковой продукции. Мы производим и кабели энергетического назначения, и кабели для систем связи – так называемые Lan-кабели для компьютерных систем, монтажные и контрольные кабели во всех возможных исполнениях.
– В ссылку ведь отправляют. Ссылкой наказывают за какие-то прегрешения, нарушения. Я же сам принял решение сюда приехать, поэтому в ссылке себя не ощущаю.
– Вопрос, честно говоря, решался не сразу и не за один день. Хотя такое предложение было для меня достаточно неожиданным. И поступило только потому, что я, как говорится, «сын своего отца». Поэтому приходится постараться, чтобы соответствовать высоким семейным стандартам. Именно поэтому я тут, наверное, и проработал уже год.
– Кто-то пошутил, сравнив мою супругу с женой декабриста, которая за мужем поехала в ссылку. На самом деле, это же не так. Она тоже работала на заводе «Камкабель». Пришлось рассчитаться, оставить своих друзей, знакомых, близких людей и переехать в другой город. Здесь она тоже нашла работу, появились знакомые и подруги… ну а проблему общения со старыми друзьями очень просто решает интернет.
– Старший у меня учится уже на пятом курсе университета, остался в Перми (кстати, совершенно случайно, тот же ВУЗ и та же специальность, что и у отца с дедом!), а младший – перешел в шестой класс, живет здесь, с нами.
– Значительная часть руководства - приглашенные специалисты со стороны. Есть начальник цеха из Нижнего Новгорода. Есть руководители и специалисты из Кирова, из Перми. И это не прихоть руководства, а проблема любого маленького провинциального городка - грамотные специалисты стремятся отсюда уехать. Причем уходят самые квалифицированные, самые аттестованные, молодые – те, кто имеет потенциал в росте. Они уезжают, ища лучшей доли для себя, для своих детей. Хотя зарплата у нас одна из самых высоких – мы постоянно сверяем ее уровень с ведущими предприятиями Кировской области. – Да, 16 тысяч 800, если быть точнее. Но люди уезжают даже на вдвое меньшую зарплату, лишь бы жить в Кирове. Аргументируя это себе тем, что хотя бы вечером после работы будет возможность пройтись по Октябрьскому проспекту. Конечно, это хорошо. Но это, мне кажется, не главное.
– При сегодняшнем уровне развития связи, телевидения, интернета сложно чувствовать себя где-нибудь в изоляции. Хотя иногда и хочется. – И не только музыкальной школе. Мы помогли Покровской церкви в проведении ремонта, покупке и установке новых колоколов к юбилею. Кроме музыкальной школы есть еще и другие организации, в том числе спортивные, танцевальные коллективы, которым мы помогаем. Никуда от этого не деться. Если это моногород, завод просто должен помогать выживать, развиваться его жителям. Поскольку наши судьбы связаны очень тесно. 283 года назад, когда завод здесь начал строиться буквально в лесу, одновременно с ним родился тогда еще не город, а населенный пункт, деревня. И поселок рос одновременно с заводом. Когда в 30-е годы прошлого века завод на семь лет встал, поселку было очень тяжело. Завод заработал, и поселок воскрес. Все очень тесно связано, потому что примерно процентов 40 трудоспособного населения города работает на заводе. Это с учетом того, что завод часть подразделений вывел на аутсорсинг или передал в муниципальную собственность, ту же самую ТЭЦ, механический цех – сейчас Машдеталь», “Энергосервис” - предприятия, которые занимаются исключительно ремонтом оборудования. ОАО «Кирск» - предприятие, обеспечивающее нас деревянной тарой. Плюс есть еще масса предприятий, которые занимаются обслуживанием нужд завода – изготовляют комплектующие, подвозят материалы, вывозят готовую продукцию и т.д.
– В Кировской области нынче год человека труда. И региональное правительство области поставило задачей пропагандировать рабочие профессии через социальную рекламу, через видеоклипы. На ваш взгляд, как можно поднять престиж рабочей профессии? – Не буду оригинальным, если скажу, что, в первую очередь престиж зависит от уровня заработной платы. В Советском Союзе зарплата инженера была стандартной – 110 рублей, тогда как рабочие могли зарабатывать по 200-300 рублей в месяц. И тогда быть инженером было не так почетно. Таких больших конкурсов в институты, как сейчас, не было. Может быть, применить такой же подход? Кроме того, мне кажется, что престиж рабочего это вещь весьма относительная. В крупном мегаполисе, когда все вокруг либо бизнесмены, либо чиновники или юристы, статус рабочего конечно же не высок. Однако в глухой деревушке, где люди живут сельским хозяйством и собирательством, престиж рабочего завода «Кирскабель» будет очень высок. – Конечно. Но имея такую зарплату, человек сможет позволить себе гораздо больше - и за границу съездить, и в Москву, и в Киев на финал Чемпионата Европы по футболу. Но это все-таки, к сожалению, пока только фантазии. По правде говоря, повышение престижа рабочего в Кирове играет против нас, потому что наши рабочие как раз будут рады переехать в областной центр. – Мы много лет сотрудничали с Пермским политехническим институтом, который по договору с нами обучал выпускников школ города Кирса и Верхнекамского района. А после этого студенты должны были отработать на «Кирскабеле» определенное количество лет. – Пять лет длится обучение, потом пять лет работаешь, и расчет на то, что за это время молодой специалист уже привыкает к заводу, к людям. Если после института тебе совершенно все равно, где обосноваться, можно хоть на Северный полюс отправиться, то после пяти лет работы на предприятии становится чисто психологически уже сложно уйти. Плюс к этому, конечно, возможно, уже появятся семья, дети. Условия на заводе, кстати, для молодых специалистов очень хорошие. Иногородним специалистам предоставляется жилье. Кроме того, на таких предприятиях, как наше, карьеру можно сделать гораздо быстрее, чем на больших монстрах. К примеру, наш нынешний технический директор пришел сюда работать после окончания института технологом. За несколько лет он поднялся по служебной лестнице до должности технического директора, поработав и начальником цеха, и главным технологом. Конечно, чтобы сделать такую карьеру кроме желания необходимо обладать еще и незаурядными личными качествами. – Да, это достаточно неожиданно. С другой стороны, надо учитывать, что нашему заводу 283 года. А за 283 года здесь сформировался своего рода дух, неплохая рабочая традиция, которая передается буквально от отца к сыну, от дяди к племяннику. Лучше ведь никто не научит, чем собственный отец или родственник. Поэтому тот дух, что здесь сформировался за без малого три века, мы очень ценим. А взять и перенести, построить завод на другом месте – еще неизвестно, как все получится. Кроме того здесь есть все необходимое для нормальной работы – ТЭЦ, энергоносители, инфраструктура…Наш локомотив не был «посажен», он здесь вырос… – Та часть дороги, о которой шла речь, была отремонтирована и позволила нам сделать огромный рывок вперед. Поскольку сейчас добраться до Кирова можно буквально в любую погоду и в течение 2,5 часов. А раньше было абсолютно непредсказуемо, доедешь ты или не доедешь, поскольку в той колее, размытой после дождя, мог уже кто-то “сидеть”. Но остальные 70 с лишним километров этой дороги до федеральной трассы построены в 60-70-е годы, поэтому требуют не просто ямочного, а хорошего капитального ремонта. Понятно, что затраты это грандиозные. Но это та работа, которая требует обязательного решения. Потому что дорога делает ближе Киров, и человеку становится необязательно перебираться в областной центр. Достаточно в выходной сесть в машину - два часа, и ты уже в столице региона.
– Да. Мы отправляем продукцию и завозим материалы как по железной дороге, так и трейлерами. Но последние не так чувствительны к этой дороге. У них колеса большие, они потихонечку едут и едут. А вот легковой, общественный транспорт, конечно, очень страдает. Кроме того, есть масса вещей, кроме Октябрьского проспекта, которые есть в Кирове и которых нет у нас. Химчистка, протезирование зубов, ремонт холодильников, цирк, наконец! Ремонт дорог значительно снизит время поездки и сделает все это доступным. А как привезти габаритные или хрупкие грузы? – А вы знаете, по всему миру наоборот. Если есть дорога, хорошая инфраструктура, то регион развивается. А если нет дороги, если это глушь, то человек старается использовать любую возможность, чтобы отсюда уехать. Потому что уезжаешь ты один раз - уехал и все, забыл. А если ты здесь живешь, то ты по этой дороге будешь ездить постоянно. Я вот регулярно езжу то в Киров на совещание, то в Москву в командировку. И меня эта дорога, честно говоря, уже начинает доставать. Причем она, что самое интересное, за неделю меняется до неузнаваемости: там, где была ямка, ее заделали. А в другом месте образовалась новая. И каждый раз едешь - стоят вдоль обочины машины с пробитыми колесами, пострадавшими от этих ям. – Конечно, здесь землетрясений и цунами ждать сложно. С другой стороны, регулярные пожары, которые у нас идут в Кировской области - это тоже стихийные бедствия. В прошлом году территория пожаров была очень большой. А так как эта стихия может непосредственно по нам ударить, мы каждый раз участвуем в этих акциях по тушению, помогаем. Хотя в “Кирске” есть своя бригада, мы и добровольцев собираем, и людей со всего района отправляем на тушение. Потому что одной районной администрации из этой беды не выбраться. Вне политики – Немного о политике. Ощущаете ли вы себя альтернативной властью в городе, где 40 процентов работоспособного населения работает на заводе? И используете ли эти возможности для решения заводских вопросов на уровне города? – К сожалению, нет. А может быть, и не к сожалению. Вы знаете, когда-то давно, управляющий заводом и был единственной и реальной властью. Решал, кого пороть, кого в яму сажать. С тех пор много воды утекло, вырос завод, вырос город. Сегодня городская администрация абсолютно независима от завода и успешно выполняет свои функции. Заниматься всем просто не получится. Надеюсь, времена, когда завод строил и содержал дома, детсады, лечебные учреждения и асфальтировал дороги в городе тоже уже прошли. – Может быть, это вызвано тем, что я всего лишь год здесь работаю и этот год целиком и полностью был занят заводом. Не исключаю, что потом и возникнет такая потребность. Но я сомневаюсь. Сейчас я занимаюсь любимым делом, а от политики предпочитаю держаться подальше. К тому же я, честно говоря, не представляю, какой вопрос я бы смог решить для завода если бы я был даже депутатом Государственной Думы? Чтобы лоббировать интересы, тут надо партию содержать, “Единую Россию”, например. – Нет. – Не хочется размениваться на это. У меня есть интересное дело, которым я с удовольствием занимаюсь. У меня просто нет возможности заниматься чем-то другим. Не знаю, может быть, я по характеру максималист, я не мечусь по сторонам - сегодня в футбол играю, завтра - в баскетбол, послезавтра на рыбалку пошел или в политику. Чтобы добиться максимального результата, необходимо приложить максимум усилий. У меня одно увлечение в жизни - это работа. Ну, вот зимой на лыжах еще хожу, а так... – Побегать, конечно, сильно сказано. Нет, я хожу на лыжах вместе с женой, с сыном, и ходим достаточно далеко. Здесь на удивление много любителей лыж, и трассы прокладывают в лесу сами лыжники. Идешь по лесу и, что меня удивило в здешних людях, все здороваются. Приятно. В больших городах не так. – Я считаю, что этот конфликт возник не в одночасье из пьяного спора в баре. Напряженность, видимо, была достаточно серьезная и достаточно давно, поскольку подключилось сразу очень много людей. Печально, что русские как нация забыли непреложное правило: Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur (лат. - При согласии малые государства растут, при раздорах великие разрушаются). Приходит время, когда любая великая нация начинает стареть. Связи между людьми теряются, рождаемость падает, останавливается развитие. Так было в Древнем Риме, Египте. У русских, видимо, такая же ситуация. Быстрорастущие нации стоят друг за друга, ведут себя агрессивно. Я в армии когда служил, у нас было деление на русских и нерусских. Причем все “нерусские” -казахи, армяне, грузины, осетины, несмотря на разногласия и конфликты у себя дома, держались группой. Но когда есть русские, они всегда объединяются. А русские наоборот друг друга стараются как-то подставить. Это очень печально. В данном же случае, видимо, наоборот: русские, каким-то образом сумели объединиться в пределах одного населенного пункта и против дагестанцев выступили. Дальше все развивалось по обычному сценарию, когда со всех сторон в зону конфликта начали съезжаться дагестанцы, а русские – как всегда… К сожалению будущее – за быстрорастущими, агрессивными нациями с сильными клановыми связями. Тут, видимо, надо менять что-то на уровне государства. Декларируется, что все друг другу братья. Но младшие братья об этом не знают… – Таким же образом можно бороться с убийствами, запрещая продавать по воскресеньям топоры и ножи. Человек, который хочет выпить, всегда найдет возможность. У него есть запас или он знает тех людей, у кого есть запас. Как раньше было, помните, у любого таксиста можно было купить. То, что пить от этого будут меньше, сомневаюсь. В общем, « хотели как лучше, а получилось – как всегда»… – Да. Но, понимаете, у нас на производстве график работы скользящий - 4 дня работаешь, 4 - отдыхаешь. Поэтому запрет на продажу по воскресеньям не сыграет никакой роли. А кто хочет выпить, тот всегда найдет. Купит, украдет, будет пить бормотуху, одеколон, жидкости какие-нибудь ужасные... – Я надеюсь, что будущее будет безоблачным и долгим. Ну а как в жизни сложится - жизнь вещь непредсказуемая. Никогда не думал, что здесь окажусь. Тем более не загадываю, сколько пробуду здесь по времени. Пока мне интересно, очень нравится завод, нравятся люди... Источник: "Бизнес-новости в Кирове" | |||||
| |||||
Обсудить на форуме | |||||
Дополнительная информация | |||||
Компания УНКОМТЕХ на RusCable.Ru | |||||
Александр Иванович Козунин на RusCable.Ru |