Интервью

Может ли кабель с изоляцией из этиленпропиленовой резины полноценно заменить кабель с бумажно-пропитанной изоляцией в метро?

Тема прокладки в Московском метрополитене кабелей с изоляцией из этиленпропиленовой резины (ЭПР), которые только начинают применяться у нас, но уже достаточно широко распространенные в некоторых зарубежных подземных транспортных системах, получила широкий резонанс среди специалистов отрасли. Учитывая то, что система Мосметро имеет значительные отличия от других метрополитенов, главным остается вопрос: использование кабелей данного класса на таком серьезном объекте, где цена ошибки – жизни миллионов пассажиров – обосновано, целесообразно, а главное – безопасно?

тоннель 1-го пути (правый перегонный тоннель). Монтаж кабельных линий, систем освещения и связи на станции Ховрино. Фото: pikabu.ru

Тоннель 1-го пути (правый перегонный тоннель). Фото: pikabu.ru

После выхода на RusCable.Ru статьи «Метро-2016: Надежность?» среди экспертов кабельной промышленности долго время не утихали споры – нужны ли подземке инновации? Доверять ли проверенным на западе материалам и самим кабелям? Существует ли экономическая выгода при использовании того или иного типа КПП? Для более полного раскрытия данной темы представители побеседовали со специалистами, которые занимаются прокладкой кабельных линий непосредственно в Московском метрополитене на протяжении многих лет, а именно с сотрудником крупнейшей подрядной организации, имеющей колоссальный опыт работы как при строительстве новых станций, так и на обслуживании старых. Предлагаем вниманию читателей стенограмму этого диалога. Сразу оговоримся, по просьбе нашего собеседника, его имя и должность мы оставим в секрете.

RusCable.Ru: Здравствуйте, спасибо, что согласились на эту беседу. У нас сейчас идет очень оживленная дискуссия о применении в Московском метрополитене кабелей с этиленпропиленовой изоляцией взамен бумажно-пропитанной. Можно долго рассуждать о том, что и как нужно делать, а вот узнать из первых уст, что и как происходит на самом объекте крайне интересно и важно нашим читателям.

Подрядчик: Надо разбираться и с бумагой, и с резиной. В следующем году скорее всего безгалогенную бумагу (БПИ) все равно будут применять, и мы должны быть к этому готовы. А что касается работы с  ЭПР, то сейчас у нас проходит соответствующее обучение, приезжают специалисты от поставщиков муфт, проводят шеф-монтаж…

RusCable.Ru: Вы хотите сказать, что проблем нет? Работы идут в штатном режиме, все вопросы решаются в рабочем порядке. Верно?

Подрядчик: Не совсем. Проблем хватает. А как они решаются… Вот смотрите, есть такое понятие – габарит приближения оборудования – то расстояние, за которое не должны выступать никакие части размещенного в тоннелях оборудования, чтобы не допустить их соприкосновения с составом с учетом того, что состав в процессе движения подвержен качке и допускается некоторый наклон, особенно в поворотах.

Так вот, новый кабель выходит крупнее, и для него рожки на кронштейнах потребуются удлиненные, габариты линии увеличатся на 5-6 см. В некоторых местах за поезд будет цеплять.

RusCable.Ru: С кабелем – ясно, а что на счет муфт? Все-таки в местах муфтирования габариты линии возрастают.

Московский метрополитен в мире — пятый по интенсивности использования (после метрополитенов Токио, Сеула, Пекина и Шанхая), с наивысшим достигнутым в 2011 года пиковым суточным пассажиропотоком 9,27 млн. Фото: newvz.ru

Подрядчик: Очень правильный вопрос. Кабель, потом муфта, а на нее еще идет сверху КСР (кожух стальной разъемный – прим. редакции). Если муфта в узком месте, где габариты КЛ и без этого предельные, что делать? Тогда придется дополнительно муфты ставить. Но кто на это вообще смотреть будет? Я не знаю.

RusCable.Ru: А что скажете насчет денежной стороны вопроса? Разумеется, касаемо кабелей с ЭПР-изоляцией.

Подрядчик: Давайте посчитаем. Смена двух человек у меня стоит около 10 т.р. Монтаж муфт на ЭПР-кабели у нас выходит в две смены. Плюс количество муфт вдвое больше, чем на бумагу. Все это складываем, умножаем и получаем, что СМР-овская (СМР – строительно-монтажные работы – прим. редакции) экономика оставляет «желать лучшего».

RusCable.Ru: А потом всё это в эксплуатации…

Подрядчик: Потом будет нервотрепка. Я сам лично за последний раз сколько вскрыл этих муфт в метро – работа грубейшая, ошибки грубейшие. И все из-за спешки. Судите сами: если повезет, за ночь на монтаж дается окно в два с половиной часа, в лучшем случае. Плюс время на то, чтобы добраться до места. Иногда надо перейти на другую работу, например –проверить напряжение. Это только кажется, что «техническое окно» целых четыре с половиной часа, а по факту выходит гораздо меньше. Поэтому мы и имеем некачественный монтаж.

RusCable.Ru: Да, времени, действительно, для качественной работы мало.

Подрядчик: На выходе мы имеем: увеличение себестоимости монтажа, увеличение нагрузки на кабеленесущие конструкции, уменьшение габаритов тоннеля. Лично я плюсов  вообще никаких не вижу.

 

Кабель с ЭПР изоляцией Mediastrip®.

 

Кабель Mediastrip®

RusCable.Ru: Куда же смотрит служба электроснабжения? Они же в курсе всех этих проблем.

Подрядчик: Я думаю, им особо не интересно. Административный штат последнее время увеличивается, и даже над  начальником службы электроснабжения теперь стоят еще два начальника, а то и больше, которые считают, что всё легко и просто и не вдаются в детали.

RusCable.Ru: Насколько нам известно, грамотных специалистов все же хватает…

Подрядчик: Конечно, есть и грамотные, в курсе всего этого. Но политического, волевого решения – принять некому. Вот о чем речь.

RusCable.Ru: Давайте вернемся к кабельным линиям. Если мы говорим про надежность кабельной линии, а метрополитену важно, чтобы кабели и муфты были надежные, то ему важна долгосрочная работа этой линии.

Подрядчик: Сейчас мы рассматриваем две структуры кабельных линий: кабельная линия безгалогенная с бумажной пропитанной изоляцией и кабельная линия с этиленпропиленовой резиной. Начинаем сравнивать: строительная длина намотки – 500 метров и 250.  Количество муфт – нужно в два раза меньше для бумаги, факт. Надежность увеличивается кабельной линии?

RusCable.Ru: Смотря какой. БПИ применяем – увеличивается.

Подрядчик: Верно. Технология монтажа чуть другая, чем с обычной бумагой, но в общем известная. Большое количество монтажных организаций имеет опыт, чуть подучиться при шеф-монтаже, и всё. Условно, муфта другая, хотя технически принципиально не имеет различий.
В итоге, для БПИ понадобится меньший срок обучения – раз. Опыт у большинства монтажных организаций имеется – два. Минимальные сроки наработки с инструментом – три. И главное - ошибки при монтаже снижаются в разы.

По этиленпропиленовой резине: опыт наработки с новым разделочным инструментом, с новым ножом, с выставлением градуса реза, силы реза, глубины реза, опыт наработки отделения полупроводящего экрана. Кстати говоря, чтобы снять экран без повреждения, требуется опыт. И на все это, в целом, потребуется заметно больше времени.

RusCable.Ru: С полупроводящим экраном вопрос только к конкретным производителям – какой материал, какой фирмы используется. Чем легкосъемнее материал, тем он и дороже. Если они немного заложат туда…

Подрядчик: Всё равно это выходит к монтажнику. У нас любят говорить, что у всех руки растут не из того места… Это неправильно. Аргумент в том, что без достаточного опыта у нас возрастает риск повреждения изоляционного слоя, который впоследствии приводит к выводу из строя муфты. Не кабеля, а муфты. А влияние на кабель даже дорогого и легкосъемного материала будет минимальным.

RusCable.Ru: Но все же… Если изготовить более легкосъемный материал, то операции будут более сжаты по времени.

Подрядчик: Хорошо, вернемся еще раз к вопросу времени. Интеграция этих ремонтных работ в нормативы действующего метрополитена. Мы говорим – 2,5 часа. Кабель БПИ – хватает, ещё с лихвой остается. Кабель ЭПР – стоимость увеличивается, сроки увеличиваются в два раза.

RusCable.Ru: Получается, на БПИ в два раза меньше муфт, в два раза быстрее монтаж одной муфты, соответственно, в четыре раза быстрее и дешевле монтаж кабельной линии.

Подрядчик: Да, и не забываем про увеличение нагрузки на кабеленесущие конструкции за счет веса для кабелей с ЭПР.

RusCable.Ru: Да, рожки и габариты – это тоже немаловажно.

Подрядчик: Самый главный вопрос в применении кабеля с этиленпропиленовой изоляцией – это отсутствие в российских условиях у компетентных органов опыта эксплуатации, временных испытаний, которые подтвердили бы декларируемый срок службы в 25-30 лет.

Разумеется, все эти разговоры об этиленпропиленовой изоляции, конечно нужны. Она однозначно лучше, чем бумажно-пропитанная, и никуда не денемся – это всё придет. Я думаю, ведущие производители уже озаботились тем, чтобы провести эти временные испытания. И времени на то, чтобы заниматься бумагой и продлевать бумаге жизнь осталось максимум пара-тройка лет.

RusCable.Ru: Московский метрополитен всегда был благосклонен к инновациям, и не удивительно, что этот вопрос так активно прорабатывается и внедряется, лишь бы не было как в поговорке – «поспешишь, людей насмешишь». Тем более, что в нашем случае это будет совсем не смешно. И последний вопрос, чему привела  закупка «инновационного» кабеля?

Подрядчик: К чему? К удорожанию по сравнению цене с БПИ, увеличились трудозатраты и время на муфтирование, стоимость муфт выше чем на БПИ.

RusCable.Ru: В таком случае, что решили этой заменой?

Подрядчик: Увеличили только  себестоимость прокладки кабеля. А основные риски выхода из строя кабеля только возросли, за счёт большего количества соединений.

RusCable.Ru: Кому же это выгодно?

Подрядчик: Вы и сами всё понимаете…

28.09.2016 г.
913 просмотров
Обсуждение на форуме (57)

Следующая статья → ← Предыдущая статья

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно