Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Интервью

Электромобиль по функционалу – такое же средство передвижения, как и обычный автомобиль

08.10.2013
Обсудить на форуме
Время чтения ≈ 20 мин
565

Электромобиль в глазах непосвящённого человека остаётся какой-то игрушкой: непонятно, как его заправлять, и далеко ли на нём можно уехать. Ну, разве что по гольф-полям удобно кататься... И тем не менее, незаметно, но уверенно электромобиль занимает всё больше места на рынке автомобилей. На самые распространённые вопросы об этой машине ответил Сергей Черненко – наш независимый эксперт рынка электромобилей, человек стоявший у его истоков.

– Сергей, какие аргументы вы можете привести в пользу электромобиля – почему его стоит купить?

– Электромобиль по функционалу – такое же средство передвижения, как и обычный автомобиль, который может доставить из пункта А в пункт Б, однако он имеет ряд преимуществ. Часть из них пока не актуальна, но в ближайшее время ситуация изменится. Наверное, первый и самый главный аргумент в пользу электромобиля – это то, что он экологичный. Он не производит никаких выхлопов, поэтому он может ездить как внутри помещения, так и в заповедниках, и в парках и пр. В нашей стране, возможно, вопрос экологии пока ещё не является приоритетом. Но уже формируется класс людей, которые ориентированы на экологичный образ жизни; появляются рестораны и магазины, в которых продаются экологически чистые вещи – сделанные из переработанной бумаги, выращенные без добавок овощи и фрукты... Электромобиль тоже находится в этом ряду, он вписывается в тренд о здоровом образе жизни.

– То есть, электромобиль – это машина для продвинутого сознательного пользователя, который думает на несколько шагов вперёд, причём не только о себе, но и об окружающей среде?

– Экологичность электромобиля – безусловно, сильный мотиватор для тех, кто хочет сохранить этот мир для своих детей в нынешнем виде, а возможно, и улучшить. Ведь внедрение экотранспорта в городах с высокой загрязнённостью воздуха – это серьёзный инструмент воздействия на атмосферу.

Второй привлекательный момент – инновационность. Многие хотят получить новинки, которые у всех остальных появятся только завтра или послезавтра. Развитие электротранспорта набирает обороты: уже весьма распространены гибриды, появляются электромобили с увеличенным запасом хода, у которых основной двигатель – электрический, а дополнительный – бензиновый. Технологии развиваются достаточно активно, и вызывают большой интерес.

– В общем, это модный гаджет?

– Ещё бы! Был как-то случай, когда я показывал электромобиль очень состоятельному человеку, который заехал буквально на 5 минут. Ему быстро всё рассказали, и мой коллега ему предложил: «Потратьте одну минуту и прокатитесь на ней!». Когда бизнесмен садился в машину, на его лице читался скепсис: «Мол, что вы мне впариваете?» Проехал круг, вышел - и, надо было видеть – на его лице сияла детская улыбка. Этот человек прилетел на своём самолёте, приехал в салон с эскортом, но случилось чудо – его смогли удивить! В результате машину он купил и не одну... Интересно, что чем более серьёзный человек, тем сильнее произведённый эффект. 

Начинается обычно так: человек садится в салон и поворачивает ключ. Ничего не происходит. Он с ухмылкой говорит: «Что, не работает?» Ему отвечают: "Вообще-то она уже заведена. Вы можете переключить селектор в режим "драйв" и поехать". У человека первый позитивный шок: машина трогается с места, и абсолютно бесшумно едет... Звуки появляются на скорости лишь свыше 40 км/час – шорох покрышек, шум ветра, внешние помехи… Второй момент восторга – когда покупателю предлагают нажать педаль газа – «не стесняйтесь, сразу в пол». Он нажимает – и машина рванула с места в карьер.

Потом обнаруживаются ещё и другие достоинства: электромобиль устойчивый, компактный, очень удобен в качестве city-car – удобно и маневрировать и парковаться. Не говоря уже об абсолютно уникальных ощущениях от вождения.

– То есть, это городской автомобиль, с небольшим пробегом?

– Полный пробег машины – до 150 км. Но даже если мы включим кондиционер, не будем ни в чём себе отказывать и ездить на больших скоростях, – то получится не менее 100 км. Мало у кого ежедневный пробег составляет больше. Как правило, это более-менее понятный ежедневный маршрут, дом-офис плюс какие-то встречи. Везде есть розетки. У многих есть гаражи, где удобно заряжаться. Ну и качество топлива стабильно, что немаловажно.

– Перечисленные причины очень красивые – гаджет, экология и пр. Но средний класс в основном ориентируется на прагматичные соображения: зачем мне это надо?

– Разумеется, помимо эмоциональных есть ещё и практические доводы. Электромобиль заряжается от розетки. А электричество в нашей стране, хотя и дорожает, но всё-таки доступно. Если мы возьмём, например, московский ночной тариф, то при потреблении 3 кВт в час (примерно как полтора чайника) полностью разряженный аккумулятор заряжается полностью за 6–8 часов. Это будет стоить примерно 15 рублей.

Если сравнить стандартный расход на 100 км обычного бензинового автомобиля – 10 литров на 100 км и 92-е топливо (по 31 руб.), – то получается 300 с лишним. То есть, разница существенная.

Но это не единственная статья экономии. В обслуживании электромобиль обходится дешевле, чем обычный бензиновый. У него нет фильтров, нет масел, нет коробки передач, сцеплений, свечей, то есть, нет никаких расходников. Только после достижения пробега в 20 тысяч километров нужно приехать проверить проводку, колодку, подвеску и пр. Это существенно дешевле.

– Но минусы-то у электромобиля тоже есть?

– Есть два момента, которые находятся у нас на стадии развития и которые пока действительно неудобны для пользователей электромобилей.

Когда 2 года назад компанией Mitsubishi было принято решение о выводе на рынок первого серийного электромобиля – Mitsubishi i-MiEV, никто ещё об этом ничего не знал, кто-то смеялся, в общем, мало кто верил в эту идею. Основные аргументы против: у нас холодно, у нас неудобно, негде заряжать (с 16-го этажа удлинитель сбрасывать?), будет дорого и т.д. А там ещё и стоимость в 1 800000 рублей? «Да я лучше Ландкрузер за эти деньги куплю!» - тот ответ, который постоянно слышишь от людей.

Такие настроения царили и среди потребителей, и среди госчиновников. Те же чиновники говорили: «Рано, у нас другие проблемы есть: надо выходить на другие нормы вводить на топливо, повышать евро-2 на евро-3 и пр.» Со всем этим приходилось справляться.

Если говорить о становлении рынка электромобилей в России, то был пройден огромный путь, причём сначала был полный информационный вакуум. И вот, спустя полтора года, произошёл показательный момент. Во время международного автомобильного салона, который проходил в сентябре 2012 года, был проведён независимый опрос, где у 5 тысяч посетителей спрашивали: готовы ли они пересесть на электромобиль, и при каких условиях? Так вот: 90% опрошенных сказали, что готовы – если он будет доступен и если будет налажена инфраструктура. Вот они, те два кита, которые сейчас мешают купить электромобиль.

– Но это же задача на уровне государства. А как говорят чиновники, есть проблемы поважнее…

– Резонно. Самое время обсудить тему господдержки. Зачем она нужна? Чтобы сделать электромобили более доступными. Если сейчас государство подключается и каким-то образом помогает гражданам приобретать электромобили, то их становится больше, увеличивается их производство, снижается их стоимость. И через каких-то 10 лет они выйдут на приемлемый уровень цены.

Лидеры в сфере электротранспорта – Америка, Европа, Япония, Китай – и власти там делают достаточно много. Кто-то субсидирует производителей, где-то предоставляют льготы клиентам, предоставляются бесплатные станции для зарядки – не нужно тратить свою электроэнергию, которая в Европе дорогая. Бесплатные парковки, бесплатная езда по платным дорогам – например, в Лондоне бесплатный въезд в центр, что, как известно, довольно дорогое удовольствие.

Зачем это нужно? Элементарно – это улучшает экологию в городах. Вот данные о количестве выхлопов от автомобилей: в Европе – 25%, остальное приходится на производства и другие составляющие; в России автотранспорт даёт примерно 42% загрязнений, а в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах может доходить до 90%.

Правительство безусловно должно быть заинтересовано в этом, чтобы улучшить экологию в городах. Понятно, что требуется целый комплекс решений: можно ввести электротакси, электрополицию, электропочту и др. И я уверен, что это не за горами. Есть пример, на который можно равняться – на саммите G-20 использовалось 70 электромобилей i-MiEV и за рулём одного из них проехал Владимир Путин. Это хороший знак для будущего электромобилей (смеется).

Также у нас сейчас обсуждается вопрос об обнулении ввозных пошлин, которые составляют целых 20% от стоимости. Если эта льгота появится в 2014 году (а шансы очень велики), то можно говорить о существенном снижении стоимости. Причём государство не просто не потеряет, но и выиграет на этом. Если снизить пошлины, то электромобилей будет ввозиться больше. И за счёт общего количества увеличится и объём НДС, который будет поступать в бюджет.

Одно нововведение тянет за собой другое. Московское правительство объявило о бесплатной парковке в центре города. Следующий вопрос, который сейчас обсуждается, – это разрешить езду по транспортным полосам. Чем эти меры хороши – государству не нужно тратить ни копейки на то, чтобы внедрять эти вещи. А они очень эффективно работают. Кстати, зарядные станции, которые работают в Москве, также предоставляют бесплатную зарядку.

– То есть, если всё так пойдёт, остаётся устранить мелкие неудобства самого электромобиля…

– Да, если заработает государственная поддержка, то электромобиль станет доступнее. Сейчас ведь как происходит: я прихожу в салон и говорю, что хочу седан за миллион рублей. А мне говорят: купите лучше электромобиль за 1,8 млн рублей, который меньше, медленнее, с ограниченным пробегом… Сложно. А когда человеку говорят: вот есть седан, а есть седан  точно такого же класса, с таким же наполнением внутри, но электромобиль. Он стоит всего на 10% дороже, и это отобьётся в течение первых шести месяцев эксплуатации. В последующие 3 года на обычном автомобиле вы потратите ещё 500 тысяч, а на электромобиле – всего 100 тысяч. Таким образом, общая экономия составит 400000 рублей. И вот когда это произойдёт, я уверен, что существенная часть людей найдут розетку, найдут способ преодолеть некоторые неудобства, которые пока есть, но они будут понимать, что они реально экономят.

С момента начала продаж в России, например, было продано порядка двухсот Mitsubishi i-MiЕV, других пока машин нет. Но с появлением конкурентов к 2020 году число электромобилей может достигнуть 10% от общего количества автомобилей.

Появятся другие плюсы: через 5–7 лет батарея будет ездить не 150 км, а 400, и заряжать быстрее будут, и выбор будет больше. Есть планы и у BMW – в следующем году выводит свой I3, есть Renault, есть Nissan, не говоря уже о легендарном проекте Tesla. По своим характеристикам Tesla превосходит все существующие электромобили, по своему классу лучше автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, у неё разгон меньше 4 секунд – в принципе, эта машина из космоса! Например, производители Tesla говорят, что инфраструктура для них не проблема. Мол, установим зарядные модули wi-fi прямо в дорожное полотно, и будете заряжаться в пути. Говорю вам, у этих ребят действительно космические технологии. 

– Ну это у них там может быть. А как в России обстоят дела с зарядками?

Ну wi-fi зарядки – это пока только прототип, серийных пока нет. А по обычным в России уже есть прогресс – реально работающих порядка 50, из них быстрых всего 5. Это по России. Конечно большая их часть расположена в Москве, но регионы не отстают. Первым проектом был Екатеринбург, потом вслед за ними Белгород (один из экологически продвинутых регионов), потом Ханты-Мансийск, последний пример – остров Валаам, который приобрёл первые 4 электромобиля и планирует весь транспорт перевести на электро. Обсуждается вопрос закрытия проезда автомобилей на Куршскую косу – разрешить только для электротранспорта, есть подобные идеи и в других регионах. Появились отечественные производители зарядных станций – это компания Мосгортранс, которая занимается общественным транспортом и планирует переводить всё на электротягу.

В этом году проектом заинтересовалась компания «Россети», которая, увидев возможность в будущем зарабатывать, приняла решение создать большую сеть зарядной инфраструктуры.

– Ну хорошо, инфраструктура наладится. А морозы-то зимой – останутся… Как электромобиль будет функционировать?

– Это один из главных мифов, который на протяжении всего времени приходилось развеивать – что электромобиль не может эксплуатироваться зимой. Безусловно, зимой пробег электромобиля существенно сокращается – в основном за счёт работы печки (если не включать, то запас хода упадёт максимум на 5–7%). Но, естественно, печку мы включать будем – потому что холодно.

Поэтому пробег снижается примерно в 2 раза, машина может проезжать 60–70 километров на морозе от 15 градусов и ниже. Но в условиях развитой инфраструктуры, когда на быстрой зарядке ты можешь накинуть за 15 минут до 80 процентов мощности – это решаемо. Большинство электромобилей можно дистанционно заводить для прогрева, что позволяет сэкономить электроэнергию, потому что он будет обогревать (или остужать) салон с помощью розетки и не потратит ни грамма собственной энергии. Такая программа может быть встроена и в айфон – скачиваешь приложение и всё.

– А что вы можете сказать про подключаемые гибриды?

– Я бы назвал их электромобилями с увеличенным запасом хода. Ведь они могут проезжать существенные расстояния на электротяге без использования бензинового двигателя. К примеру это Chevrolet Volt и Mitsubishi Outlander PHEV, который кстати уже в ближайшее время будет продаваться в России.
Эти машины должны заряжаться от розетки, как обычный электромобиль. Но он не зависит от инфраструктуры: если она есть, то пользуешься и экономишь деньги.

Сейчас идут споры: что является временным решением – электромобиль, благодаря которому потом будут созданы такие правильные гибриды, или наоборот, гибриды – это промежуточное звено для того, чтобы полностью перейти на электромобили. Сторонников первой теории больше, но Tesla вносит смуту в их ряды, потому что имеет пробег 400–500 км, а это стопроцентный электромобиль.

– Вопрос: а насколько в этих проектах заинтересованы энергетики?

– Тут два аспекта: во-первых, поскольку электромобили в основном заряжаются ночью, то это одни из немногих потребителей в ночное время. А что происходит? Спрос на электроэнергию утром высокий, днём идут пики, с которыми они еле справляются, потому что не хватает мощностей, к вечеру спрос падает, а ночью и вовсе проваливается. Они не могут выключить тумблер, поэтому энергия все равно вырабатывается, но тратится впустую.

И по разным подсчётам энергетики теряют на этом порядка 50 миллиардом рублей – износ оборудования и пр. Наличие электромобилей позволяет выровнять эти скачки. Плюс в перспективе, многие сети рассматривают вопрос создания умных сетей, это когда обычные владельцы электромобилей становятся участниками рынка сбыта электроэнергии. Как это происходит: вот у меня стоит дома электромобиль, заряжается. А я взял и никуда не поехал. Я могу продать ту электроэнергию, которая у меня накопилась в батарее. И энергетические компании у меня покупают – по более дорогому тарифу.

Сейчас это выглядит, как фантастика, но примеры уже существуют. К тому же, это будет автоматизированно. Скажем, айфон девятый, или какой там будет через несколько лет, задаёт вопрос: «компания нуждается в вашей электроэнергии – хотите продать с накруткой в 2 раза?» Я отвечаю: «Да». А ночью опять заряжаюсь...

Так что на самом деле, при ближайшем рассмотрении, в электромобилях заинтересованы очень многие – и власти, и бизнес, и обычные люди. Хотя ещё 2 года назад в России в электромобили практически никто не верил…

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

565 просмотров
Обсудить на форуме

Следующая статья → ← Предыдущая статья

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+