Интервью

Умные "Нейроны" в вопросах и ответах

 Более 20 тысяч умных счётчиков «Нейрон» системы АСКУЭ сегодня ведут счёт электроэнергии в многоквартирных жилых домах, в местах общего пользования и на фасадах частных домовладений. Почему именно «Нейроны», и что делать со старыми приборами учёта? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления учёта электроэнергии филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» Андрей Кувшинов.

— Андрей Викторович, почему энергетики используют в работе именно «Нейроны» и в чем недостатки старых счётчиков, зачастую отслуживших не один десяток лет?

— Большинство старых счётчиков не обеспечивают необходимую точность учёта и не рассчитаны на современный уровень электропотребления. Согласно  действующему законодательству для коммерческого учета электроэнергии должны применяться счетчики класса точности не хуже 2.0. Счетчики, не отвечающие данным требованиям, не могут пройти государственный метрологический контроль (поверку) и подлежат замене. Гражданским Кодексом РФ данная обязанность возложена на потребителя, поэтому при проведении плановых проверок средств учета сотрудники «Белгородэнерго» выдают владельцам устаревших счетчиков предписания на замену.

В наиболее проблемных микрорайонах и населенных пунктах, где подавляющее большинство счетчиков потребителей не соответствуют необходимым требованиям, «Белгородэнерго» производит замену приборов учета за свой счет в рамках инвестиционной программы. Жителям устанавливаются счетчики нового поколения типа «Нейрон», обладающие высоким классом точности измерения потребленной электрической энергии и длительным сроком эксплуатации.

Помимо установленных законом требований «Нейроны» обладают дополнительными важными функциями. Жители частных домов, например, могут видеть, сколько использовали электроэнергии с начала месяца, года или за любой другой промежуток времени, а также перейти на оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированному тарифу (день-ночь) и сэкономить за счет электропотребления в вечерние и ночные часы. При этом показания счетчика без участия контролёра передаются оператору, что позволяет вести с потребителем точные расчеты и исключает возможность ошибочного отключения граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию. Но и это еще не все достоинства: в отличие от счётчиков старого образца, «Нейрон» выдерживает нагрузки до 50 ампер а в случае непредвиденных скачков напряжения автоматически отключается, чем «спасает» бытовую технику. Анализ почти двухлетней эксплуатации умных «Нейронов» уже доказал существенное снижение потерь электроэнергии и сокращение затрат на их обслуживание, все это ведет к снижению тарифного бремени для населения.

— Где и как устанавливаются новые счётчики?

— «Нейроны» устанавливаются на фасады домов в соответствии с требованиями той же самой законодательной базы РФ, так как прибор учета должен находиться именно на границе балансовой принадлежности (другими словами – собственности) потребителя и сетевой организации. Однако бывают случаи, когда фасады домов выполнены из дорогостоящего материала, поэтому в исключительных случаях допускается установка счетчика на ближайшей опоре линии электропередачи. В этом случае потребителю необходимо написать соответствующее заявление и сделать это можно прямо на месте,  так как сотрудники РЭС перед установкой нового прибора учёта обязательно уведомляют об этом клиента.

Потребитель рассчитывается за энергию по старому прибору учёта до тех пор, пока установленный счетчик не будет включен в работу и опломбирован. Как только работа прибора учета полностью налажена, сотрудники РЭС выезжают на место, опломбируют его, вносят в акт инструментальной проверки данные об опломбировании и показания старого и нового приборов учёта. Один экземпляр акта обязательно вручается потребителю. Только после этого учет электроэнергии начинает вести «Нейрон». Если в момент опломбирования потребителя не было дома, он может забрать акт, обратившись в район электросетей. Старый прибор учёта энергетики не демонтируют, так как он является собственностью потребителя.

— Как снимать показания с нового счётчика?

— Электросчётчики устанавливаются в БИЗах — специальных блоках защиты со стеклянной крышкой, через которую виден дисплей счётчика. В случае, если у потребителя возникают трудности со снятием показаний, необходимо сообщить в район электрических сетей или Центр обслуживания клиентов. Если счётчик установлен бесплатно, в рамках инвестпрограммы «Белгородэнерго», сотрудники РЭС устранят проблему также бесплатно (если это не механическое повреждение). Хочу обратить внимание, что для точной работы счётчика необходимо в обязательном порядке следить за его сохранностью.

— Кто несет ответственность за работу установленных счетчиков «Нейрон»?

— «Нейроны», установленные за счет филиала ОАО «МРСК Центра» —  «Белгородэнерго», являются собственностью «Белгородэнерго». Это значит, что монтаж, плановые проверки, техническое обслуживание, а также ремонт и замена в случае выхода из строя прибора учета будут производиться за счет компании. В большинстве случаев неисправности в работе «Нейронов» диагностируются нами удаленно. Однако в этом вопросе мы рассчитываем на сотрудничество с потребителем. Если прибор учета находится на территории домовладения,  потребитель должен обеспечить его сохранность от механических повреждений. Если вы все-таки выявили дефект или повреждение счетчика, просим незамедлительно сообщить об этом по телефону «115», либо в ближайший Центр обслуживания клиентов. Скорейшее устранение дефектов прибора учёта, в первую очередь, в интересах самого потребителя, потому что за время неисправности счетчика величина использованной электроэнергии будет рассчитываться по утвержденным нормативам, что, как показывает практика, потребителю не выгодно.

— Будут ли ещё устанавливаться «Нейроны» у нас в области?

— В 2010 году мы планируем установить в общей сложности порядка 39 тысяч «Нейронов» в районах индивидуальной застройки области. При этом, начиная с 2008 года, уже установлено более 28 тысяч счетчиков, в том числе более 8 тысяч — в первом квартале текущего года. К 2013 году планируем увеличить их количество до 159 тысяч.

— А можно установить другой счётчик, и сколько это стоит?

— «Белгородэнерго» сегодня оказывает ряд дополнительных услуг по обслуживанию приборов учета потребителей, среди которых установка, замена и проверка приборов учёта. Стоимость услуги зависит от её сложности, то есть от трудозатрат, закладываемых в ту или иную работу, и времени, которое понадобится на её выполнение. К примеру, чтобы проверить однофазный прибор учёта, бригаде электромонтёров необходимо получить специальный допуск к работам под напряжением. Кстати, по правилам, под напряжением могут работать как минимум двое электромонтёров, а это тоже расходы. После этого энергетики внешне осматривают прибор учёта, проверяют правильность его подключения и отсутствие самохода, производят протяжку клеммных соединений, а также проверку правильности чередования фаз и работу счётчика под нагрузкой. И только после этого пломбируют его и оформляют необходимую документацию. На качественное выполнение каждого пункта необходимо время — рабочее время наших специалистов.

И в завершении хотел бы обратиться к нашим потребителям: современный век несет новые требования к точности учета коммунальных ресурсов, и мы стремимся соответствовать этим стандартам, устанавливая для вас счетчики 21 века. Бережное отношение к ним и своевременная оплата потребленной электроэнергии – это наш общий вклад в развитие энергетики Белгородской области.

11.03.2010 г.
273 просмотра
Обсудить на форуме

Дополнительная информация


Компания Белгородэнерго на RusCable.Ru
 

Следующая статья → ← Предыдущая статья

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно