Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

70 лет под проводами

17 ноября 2003, 00:00 2795 Время чтения ≈ 5 мин
Источник: БИЗНЕС Online
70 лет назад по Москве пошел первый троллейбус. В честь этого события сегодня по улицам севера Москвы пройдет парад ретро-моделей. А ведущий архивной рубрики автомобильной полосы «Газеты.Ru» Лев Шугуров рассказывает о том самом, первом троллейбусе марки ЛК-1.




Москва в начале тридцатых годов стремительно расширялась, реконструировалась, строилась. Кое-где в центре столицы снимались трамвайные пути. Автобусов просто не хватало, как и автомобилей вообще. Градостроители начали задумываться о создании метрополитена, о закладке троллейбусных маршрутов. Инвестиции в один километр троллейбусного маршрута требовались в 1,8 раза большие, чем для автобуса. Но расчеты показали, а практика подтвердила, что себестоимость перевозки одного пассажира троллейбусом составляет 40% от расходов на его перевозку на такое же расстояние автобусом.

15 ноября 1933 года открылась первая троллейбусная линия протяженностью 7 километров. Она шла по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги.
В тот день на линию вышли первые две машины ЛК-1. Они не несли заводской марки, ибо изготовлялись на кооперативных началах несколькими предприятиями.

Узлы шасси изготовил Ярославский автозавод, электрооборудование – завод «Динамо», кузова – ЗИС, а общую сборку вел СВАРЗ – вагоноремонтный завод в Сокольниках. Проектировал троллейбус НАТИ, предшественник нынешнего НИИ автопрома – НАМИ.

В те годы было принято маркировать новые модели инициалами вождей. Электровозы носили имя Ленина (серия ВЛ), паровозы – Дзержинского (ФД и СО), танки – Ворошилова (КВ), а троллейбусы – Кагановича (то есть ЛК). Кстати, в этом была некая логика: Каганович был тогда наркомом (министром по-современному) путей сообщения.
Для своего времени ЛК-1 представлял собой очень комфортабельное транспортное средство, которое было на голову выше тогдашних автобусов и трамваев.

В салоне троллейбуса стояли 18 двухместных мягких кожаных диванов. Зимой работали четыре электрических калорифера. Над высокими и широкими окнами размещались багажные сетки, а салон освещали электрические плафоны.

Троллейбус катил бесшумно, подвеска работала очень мягко, а скорость машина набирала намного быстрее иного легкового автомобиля – сплошной восторг. В проходе между диванами могли ехать еще 8 человек, так что номинальная вместимость ЛК-1 составляла 44 пассажира.

Пол в салоне был довольно низким, двери открывались вручную, в простенках висели зеркала, и на прямых участках ЛК-1 мог развивать скорость 55 километров в час. Мало того, что троллейбус шел совершенно бесшумно, он не загрязнял воздух отработавшими газами.
Первые две машины ЛК-1 были собраны 31 октября и вышли на линию после обкатки спустя две недели. До конца 1934 года в Москве уже курсировали 30 троллейбусов ЛК-1 и ЛК-2 – трехосного варианта вместимостью 75 пассажиров.

Как был устроен наш первый троллейбус? Его приводил в движение электромотор мощностью 60 киловатт (соответствует 82 л. с.). Он питался током напряжением 550-600 вольт от контактной сети. Тормоза на ЛК-1 были барабанными. В их механический привод был устроен усилитель. Необычная особенность машины – передние и задние шины разного размера, передние – большего сечения.

На раме, сваренной и склепанной из кусков стандартных швеллеров, покоился кузов с деревянным каркасом. Длина ЛК-1 равнялась 9,04 метра, а весил троллейбус без пассажиров 8750 килограмм.

Потом, с 1936 года автомобильный завод в Ярославле (сегодня это Ярославский моторный) развернул серийный, а не штучный выпуск троллейбусов. До июня 1941 года он изготовил 911 троллейбусов четырех моделей, включая и двухэтажную. Это позволило организовать троллейбусное сообщение не только в Москве, но также и в Ленинграде, Киеве и Ростове-на-Дону.

Сегодня, 70 лет спустя, по Москве ездят 86 маршрутов троллейбуса (плюс восемь «красных» – укороченных). По данным Мосгортранса, эти маршруты обслуживают более 1,5 тыс. машин, которые в сумме в день наезжают 231 тыс. км. Ежедневно московские троллейбусы перевозят 2,7 млн пассажиров.
Обсудить на форуме
Метки: ПРОВОД

Подпишитесь на бесплатный еженедельный журнал RusCable Insider
Уже больше 3000+ подписчиков с нами! Главные новости и дайджест за неделю в удобном формате!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Россия
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+