Завершил работу ежегодный Московский международный энергетический форум (ММЭФ-2013) «ТЭК России в XXI веке»
В этом году он проходил на площадке ЦВК «Экспоцентр», где были размещены выставочные экспозиции, приуроченные к работе форума. Организаторами крупнейшего мероприятия, посвящённого комплексным проблемам ТЭК, выступили Минэнерго России, МИД России, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Комитет по энергетике Государственной Думы ФС РФ и Комитет по экономической политике Совета Федерации РФ, Правительство Москвы, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата РФ, Институт проблем регионального развития, ООО «ТЭК России в XXI веке».
Генеральный медиа-партнёр форума – журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» на протяжении двух дней обеспечивал трансляцию пленарного заседания ММЭФ на портале RusCable.Ru. и сайтах информационных партнёров.
Поздравления в адрес форума прислали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин, министр энергетики РФ Александр Новак и другие официальные лица.
В рамках ММЭФ-2013 учёные, политики и представители бизнеса обсудили перспективы российского ТЭК в контексте развития мировой энергетики.
Одним из ключевых стал вопрос: чем же сегодня является энергетика для экономики – локомотивом, или тормозом? «На этот вопрос пока нет однозначного ответа, – заявил генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев.– При этом очевидно одно: именно ТЭК своими заказами сможет поднять отечественную промышленность. Именно ТЭК должен стать основным потребителем инновационных технологий».
Как отмечали эксперты, сегодня перед российской энергетикой возникли новые вызовы, во многом связанные с изменениями конъюнктуры на внешних рынках и вступлением России в ВТО. Что сегодня происходит в мире и России? Наблюдается ужесточение конкуренции на мировом рынке и торможение спроса на энергетические товары и услуги. Для нашей страны нарастают риски остаться не у дел, благодаря технологическому прогрессу, в который включились все ведущие энергетические державы. По мнению Всемирного банка, уже в ближайшей перспективе Россия может стать только сырьевым придатком мировой экономики, поскольку международные эксперты не видят предпосылок к технологическому прорыву в нашей стране.
Все эти и другие вызовы должны учитываться в Энергетической стратегии России (ЭСР) – программном документе, определяющем направления развития ТЭК на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Энергетическая стратегия страны у нас разрабатывается с конца 90-х годов прошлого века. Практика показала, что далеко не все её направления были указаны верно и далеко не все прогнозы сбывались. Проблема в том, что ЭСР долгое время формировалась сама по себе, без учёта общей концепции социально-экономического развития страны, считает генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Игорь Кожуховский. Иначе и быть не могло, ведь социально-экономической стратегии у нас просто не было.
Теперь базовый документ появился и Энергетическая стратегия России должна не только стать составной её частью, но и влиять на формирование сценария долгосрочного социально-экономического развития страны, убеждён директор Института энергетических исследований РАН Алексей Макаров. Задача ЭСР – определить динамику эффективной потребности в топливе и электроэнергии по регионам страны, оценить изменение конъюнктуры внешних рынков и условий экспорта из России, определить, какие отрасли народного хозяйства будут инновационно развиваться, опираясь на инновационную энергетику и т.д.
В России в области электроснабжения нарастают серьёзные проблемы, отмечали участники пленарных дискуссий, посвящённых новым векторам развития мировой и отечественной энергетики. В частности, на грани утраты энергетической безопасности оказалась европейская часть страны из-за перекосов в топливно-энергетических балансах. Если не предпринять срочных мер, нас ждут очень непростые времена.
Не менее острой остаётся проблема продвижения инновационных продуктов и технологий: новейшие разработки российских учёных в собственной стране остаются невостребованными, тогда как за ними упорно гоняются иностранные компании. «Российский ТЭК не заточен на инновационное развитие», – поставил диагноз главный аналитик ММЭФ Александр Епишов.
Международный энергетический форум – это не праздник и не демонстрация достижений, хотя выставка, сопровождающая его, показала, что наши компании способны на многое. Международный энергетический форум – это возможность глобально взглянуть на проблемы, сложившиеся в мировой и отечественной энергетике, оценить векторы дальнейшего развития ТЭК, определить роль и место конкретных отраслей и предприятий в системе поставленных социально-экономических задач.
Одним из приоритетных направлений электроэнергетической отрасли является развитие электротранспорта и создание для него зарядной инфраструктуры. Этот масштабный проект интересен не только с профессиональной, но также с социальной и экологической точек зрения. Развитие электротранспорта приведёт к созданию новых рабочих мест, повышению экологической безопасности и сокращению затрат на топливо. На круглом столе «Перспективы развития электротранспорта в России: технологические особенности создания зарядной инфраструктуры» ОАО «ФСК ЕЭС» презентовала первые шаги по реализации одноимённой всероссийской программы.
Первый заместитель председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников отметил, что основной целью программы является создание условий для широкомасштабного внедрения всех видов автономного электротранспорта в России. Реализация проекта будет проходить в три этапа.
Среди пилотных моделей первого этапа, рассчитанного до 2014 года, предполагается создание зарядной инфраструктуры и внедрение электротранспорта в автопарках ОАО «ФСК ЕЭС», МЭС Центра и МЭС Урала, замена части парка ОАО «МОЭСК» на автономный электротранспорт. Помимо Москвы, Московской области и Урала, одним из пилотных регионов выбран Ставропольский край, где в 2012 году стартовал первый региональный пилотный проект по внедрению экологически чистого транспорта. Министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Саматов, сообщил, что на текущем этапе в Кисловодске уже закуплено 5 электромобилей для таксопарка, поставлены две первые зарядные станции. Первичная сеть электрозаправок будет построена до конца 2013 года.
О том, как обстоит дело с развитием электротранспорта в столичном регионе, рассказал в своём выступлении руководитель Дирекции по развитию, информационным технологиям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК» Денис Цыпулёв. Он подчеркнул, что энергосистема Московского региона уже сейчас готова обеспечить без дополнительного развития зарядку 400 тыс. электромобилей днём и до 1 млн электромобилей ночью.
Производители и потребители электротранспорта поделились на «круглом столе» своими замечаниями и предложениями. Так, директор по маркетингу Дивизиона «Автобусы» ООО «Русские автобусы – группа ГАЗ» Максим Каров обратил внимание на то, что при многочисленных «плюсах», общественный электротранспот (речь идёт об электробусах) имеет ряд серьёзных «минусов». Среди них – большой вес и объём батарей, что приводит к утяжелению автомобиля и снижению пассажировместимости почти вдвое, очень высокая стоимость пассажироместа и ограниченное использование в условиях низких температур. Докладчик считает, что рациональнее сделать упор не на чисто электрический, а на гибридный транспорт.
В рамках форума обсуждались и иные темы и проблемы, о которых можно будет прочитать в ближайшем номере журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».
По итогам форума был принят итоговый документ, в котором изложены рекомендации по совершенствованию деятельности и системы управления топливно-энергетическим комплексом страны.
По завершении мероприятия Организационный комитет ММЭФ-2013 наградил журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» дипломом за активную информационную поддержку и участие в работе форума.
3D-тур по выставочным экспозициям