Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Энергетик воюет, хитрец горюет

24 января 2014, 12:52 1097 Время чтения ≈ 11 мин

- Девочка, здравствуй! А мама дома?
- Её нет.
- А папа?
- А папа тоже на кухне прячется…

Это не анекдот, а ситуация из жизни сотрудников филиала ОАО «МРСК Сибири» (дочерняя компания ОАО «Россети») - «Кузбассэнерго-РЭС», осуществляющих в конце года плановую сверку показаний электросчетчиков. Когда потребители все-таки впустили  проверяющих, оказалось, что в доме в обход прибора учета смонтирована дополнительная проводка. Итог истории – акт  на 10 тысяч рублей, которые любители поиграть в прятки должны будут возместить энергетикам.  По итогам 11 месяцев работы всей компании в полезный отпуск включено 23,4 тыс.актов общей суммой на 226,5 млн рублей.  По бездоговорному потреблению выявлено нарушений на сумму 43,6 млн рублей, из них уже оплачено 37 млн.  Энерговорам, пойманным с поличным,  приходится раскошеливаться на серьезные для семейного бюджета суммы, вместо «экономии», на которую они рассчитывали. Но невыявленных хищений, к сожалению, тоже немало.

Безучетное и бездоговорное энергопотребление – один из главных факторов, сдерживающих развитие энергетической отрасли. Если обрисовать взаимоотношения распределительных сетевых компаний с обществом схематично, то все должно выглядеть следующим образом.  Товар (электроэнергию) произвели, доставили, причем без привычной для других товарно-денежных процессов предоплаты. Потребитель использовал ресурс, оплатил. Энергетики направили вырученные средства на строительство новых подстанций, увеличение существующих мощностей. Бизнес и государство, используя дополнительные мощности, создали очередные, необходимые для населения предприятия, объекты социальной инфраструктуры.  Где в этой цепочке слабое звено, понятно даже человеку совсем далекому от энергетики.  По некоторым территориям обслуживания ОАО «МРСК Сибири» недобросовестными гражданами разворовывается до 40% отпущенного в сеть ресурса.

Свое честно заработанное энергетики никому дарить  не собираются. «В МРСК Сибири реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение потерь»,  - подчеркивает начальник департамента по связям с общественностью компании Дмитрий Каверзин. « В рамках Программы перспективного развития систем учета электроэнергии внедряется  интеллектуальное оборудование,  исключающее возможность несанкционированного вмешательства в его работу. Проводятся рейды по выявлению случаев хищения электроэнергии, кроме энергетиков в них участвуют представители правоохранительных органов. Третий год на территории обслуживания МРСК Сибири действует широкомасштабная PR-программа по профилактике безучетного и бездоговорного энергопотребления, задача которой донести до всех слоев населения, что данные деяния опасны для окружающих, невыгодны, наказуемы.  Также с помощью нематериальных стимулов  мы вовлекаем граждан в процесс общественного порицания энерговоровства, даем возможность каждому сообщать об подобных фактах. Привить в подрастающем поколении неприязнь к самой мысли  хитрить со счетчиком - было бы для нас самым желанным результатом всех наших усилий» 

Успехи, безусловно, есть – начиная с 2011 года, прослеживается четкая тенденция на снижение потерь электроэнергии. Увеличивается так называемый полезный отпуск (объем ресурса, оплаченного потребителями). Фактические данные в лучшую сторону опережают плановые, при этом в плане также заложены прогрессивные для компании  показатели. Но что является предпосылкой для  всех этих позитивных моментов? Ежедневная  борьба за качественное и бесперебойное обеспечение населения электроэнергией (почему приходится именно «бороться»  - непонятно, ведь это общее желание), которая идет сразу по нескольким  направлениям.

Например, внедрение систем учета электроэнергии с возможностью автоматического сбора данных. В разных районах  Сибирского региона идет оснащение точек учета новым оборудованием. В минувшем году установлено около  83 тысяч интеллектуальных счетчиков.    Казалось бы, современные приборы несут потребителям одни удобства – не надо общаться с контролерами, не надо снимать показания, не надо передавать их в Энергосбыт. Однако по ряду районов в сельской местности жители препятствовали установке. Те из них, кто догадался – усовершенствованная техника воровать не позволит, понятно, почему волновались. За «свое добро», нажитое «непосильным трудом» болели. Остальным же потребителям, честным, пришлось объяснять – мало того, что новые счетчики снимают ряд функций с абонента, они – и это главное – исключают возможность незаконного присоединения к сетям. В тех населенных пунктах, где уже внедрили умное оборудование, жители стали отмечать значительное улучшение в энергоснабжении – качественное бесперебойное напряжение. Не перегружают отныне энерговоры сети неучтенным энергопотреблением – это выгодно в первую очередь их соседям. А оплачивает установку прибора нового поколения МРСК Сибири – что ж отказываться?! Разъяснительную работу пришлось проводить с привлечением средств массовой информации  - снимали сюжеты, писали статьи, печатали листовки. В основном потребителей удалось убедить в актуальности процесса.

Другой важный сектор борьбы с энерговоровством – работа сотрудников районов электрических сетей: рейды, регулярные проверки. Один из выпусков внутреннего корпоративного издания в конце 2013 года был посвящен накопленному опыту взаимодействия с расхитителями электроэнергии. Лучшие электромонтеры компании поделились своими методами по обнаружению скрытых приспособлений, правда, сошлись все в одном – исследовать помещения нужно досконально. «До полного искоренения энерговоровства как явления нужно много работать, » - считает заместитель генерального директора компании по развитию и реализации услуг Алексей Петухов, «но на данном этапе мы фиксируем положительную динамику, и это укрепляет веру в собственные силы. Улучшение ситуации -  заслуга, в первую очередь, ответственных контролеров, принципиальных начальников РЭС и в целом сотрудников, которые привыкли работать на совесть, на результат. В компании принят стандарт организации о материальном стимулировании работников за выявление неучтенного энергопотребления в распределительных сетях. Для нас очень важно, чтобы дух соревнования захватил большее количество сотрудников».

Показательна работа сотрудников филиала МРСК Сибири «Хакасэнерго». В декабре 2013 года к ним поступил сигнал о возможном энерговоровстве в одном из коттеджей Черногорска. Хозяин усадьбы спокойно открыл контролерам дверь, продемонстрировал свое оборудование – явных нарушений не было. Энергетики попрощались с потребителем, вышли на улицу и тут были окружены обеспокоенными  жителями этой улицы, которые подтвердили, что периодически видят у соседа наброс на провода. Специалисты Черногорского района электрических сетей пообещали людям, что не оставят их в беде и будут наблюдать за нарушителем. Чтобы поймать с поличным и «обезвредить» энерговора, контролеры 6 дней подряд (!) в разное время суток выезжали к подозреваемому. На шестой день факт наброса был зафиксирован и сфотографирован. Энергетики нагрянули к расхитителю рано утром. От неожиданности мужчина запаниковал, вскочил на крышу гаража и голыми руками пытался сдернуть провод,  его с трудом остановили. Черногорец признался, что пытался сэкономить  на обогреве дома и подключал электрокамин в обход прибора учета.

Всем основным мероприятиям, направленным на предотвращение хищений электроэнергии, сопутствует широкомасштабная профилактическая PR-программа. У нее два основных направления. Первое – информационное воздействие на энерговоров. Часть населения по-прежнему думает, что магниты, удочки и прочие хитрости – это безобидная «экономия». Данное мнение регулярно опровергается  - с помощью коротких историй о наказании за незаконное энергопотребление, опубликованных в районных газетах, сюжетах на телевидении, листовках и видеороликах, с мрачной иронией напоминающих о последствиях энерговоровства.  Уже второй год сотрудники департамента по связям с общественностью МРСК Сибири используют спорный, но яркий образ характерного животного – козла, для обозначения фигуры энерговора. Он причиняет другим одни неудобства – его поведение угрожает окружающим слабым напряжением в сети , пожаром, получением травм, но козла это не волнует. Эгоистичному образу противопоставлены порядочные потребители (в проекте с животными  -  кошка и пес) и это следующее направление работы пиарщиков.  Привлечение общественности к борьбе с энерговоровством. Потребители в целях защиты своих прав мотивируются на сообщения об известных им случаях хищения электроэнергии по бесплатному телефону горячей линии 8-800-1000-380. За время действия PR-программы в call-центр энергетической компании поступило 1 440  звонков с соответствующей информацией. Следуя современным тенденциям, в МРСК Сибири активно работают и с интернет-аудиторией. Создан специальный сайт для сообщений об энерговоровстве и на него поступают письма даже из противоположных концов России. Подобная информация, безусловно, передается коллегам из других сетевых компаний.

Обсудить на форуме

Присоединяйтесь к порталу RusCable.Ru в Телеграм
Актуальные новости, обзоры и публикации портала в удобном формате.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики ФСК ЕЭС, МРСК
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+