Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

МЕТРО-2015: Импортозамещение с французским оттенком?

2 марта 2015, 09:42 7677 Время чтения ≈ 24 мин
Источник: RusCable.Ru

Всем известно, что к кабельной продукции для московского метрополитена всегда предъявлялись требования особые. И объяснять почему так мы не считаем целесообразным, здесь всё очевидно. Как же дело обстоит сейчас? Что сделано для того, чтобы в метро попадала только качественная продукция, безопасная? А также, как выполняются наставления первых лиц государства и соблюдается тренд импортозамещения? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы провели журналистское расследование.

Предисловие

Свежи ещё в памяти события о французских «Мистралях», напомним, что французская сторона в одностороннем порядке решила не исполнять свои обязательства в соглашении по поставке морских судов «Мистраль» в адрес своего заказчика, нашей с вами страны. Быть может, это и к лучшему, ведь помимо поиска альтернативных решений и загрузки отечественного промышленного комплекса, весь мир смог наглядно убедиться в том, как «оплот» европейской демократии ведет себя на международной арене.

Что ж, времена меняются, вчерашние союзники могут в одно мгновенье стать противниками как в экономической, так и в других сферах. И мы, как граждане государства, играющего серьёзнейшую роль на мировой арене, должны быть в любую минуту готовы к самым неожиданным поворотам. Мы должны не только слышать правильные речи политиков и чиновников, а видеть их практическое воплощение. В первую очередь - иметь мощный промышленный потенциал, внушительный оборонный комплекс и патриотизм, подкреплённый делами.

«Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты и материалы, обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами», - констатировал Президент РФ Владимир Путин.

Про электроэнергетику

Электроэнергетика — стратегическая отрасль. А энергетическая безопасность это то, что должно быть приоритетом РФ. Это уже неоднократно озвучивалось официальными лицами и понятно каждому здравомыслящему человеку.

«В части развития энергетического сектора РФ должны применяться самые точные решения. Электроэнергетика – это продукт номер один и несмотря на достаточно тяжелую экономическую ситуацию, инвестиции в эту отрасль вряд ли будут уменьшаться. Поэтому очень важно создавать условия для запуска новых, инновационных проектов, внедрения современных технологических решений», - отметил Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко.

В то же время стоит понимать, что же такое ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ? По этому вопросу очень точно дал определение Глава Минпромторга Денис Мантуров, на недавнем совещении 17 февраля: «Импортозамещение – это создание добавленной стоимости у нас в стране, а не уход в изоляцию. За исключением очень узких отдельных тематик, связанных с вопросами национальной безопасности. Например, мы не можем зависеть от тех или иных решений западных компаний о разрешении или запрете поставок тех или иных важнейших комплектующих. И мы заинтересованы в том, чтобы иностранный производитель конкурентной продукции, аналогов которой мы пока не можем производить, максимально локализовывал свое производство на территории России».

Согласитесь, это очень разумный и цивилизованный подход к вопросу. Ключевые акценты мы бы расставили на словах «аналогов которой мы пока не можем производить». То есть, если наша промышленность готова предложить свои собственные разработки и продукцию, то какой смысл закупать зарубежные аналоги? Этот вопрос возникал всегда, а в сегодняшних реалиях он особенно критичен и требует обязательного, аргументированного ответа от тех персон, которые ответственны за проектирование объектов. Которые рекомендуют к применению ту или иную продукцию импортного производства, когда есть свои отечественные аналоги!

С небес на землю и ПОД ЗЕМЛЮ

Транспортная инфраструктура нашей столицы — это высокоёмкий в плане финансирования и применяемых технологий сектор.

«В вопросе импортозамещения правительство Москвы намерено развивать следующие направления: развитие транспортной инфраструктуры (ТПУ) на основе отечественных технологий; транспортного машиностроения (вагоны метро, новые автопроизводства); развитие электросетевого хозяйства на основе отечественных технологий...», - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на совещании 28 января 2015 г.

А если говорить о московском метро, то это до 10 млн пассажиров в день! Десять миллионов жизней, десять миллионов судеб. Представляете, какая ответственность лежит на тех, кто проектирует, рекомендует, поставляет, обслуживает объекты метрополитена?

Унификация облегчит работу всем

В первой половине 2014 года сложилась ситуация при которой стало необходимым создание унифицированного перечня кабельных изделий, разрешённых к применению в метро.

Чтобы было понятно уважаемому читателю, поясним, для метро применяется большая номенклатура кабельных изделий, существует очень много так называемых «рваных» длин (105, 203, 351 и т.п.), в мае месяце 2014 года была большая загрузка в плане строительства (несколько станций сдавалось одновременно). Для того, чтобы оптимизировать закупки Департамент строительства Москвы предложил составить унифицированный список КПП для всех объектов метрополитена. С этой целью 24 июля 2014 года была организована рабочая комиссия по унификации кабельной продукции, применяемой при строительстве Московского метрополитена в составе: Департамент строительства Москвы, ОАО «МИП», ОАО «Татэлектромонтаж», ОАО «Метрогипротранс», ОАО НПО «М-Автоматика», ОАО «Ленметрогипротранс», ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Гипротяжмаш». К разработке были привлечены специалисты ВНИИКП.

Унифицированная номенклатура кабельных изделий определяет основные марки кабельно-проводниковой продукции, удовлетворяющей условиям применения в кабельных сооружениях и помещениях метро. Разработана ОАО «Мосинжпроект» на основании действующей «Номенклатуры кабельных изделий для применения в метрополитене» в редакции 22 октября 2012 года с учётом анализа проектных решений и результатов анализа поставок кабельно-проводниковой продукции для вновь строящихся объектов метрополитена.

Унифицированная номенклатура кабельных изделий разработана с целью оптимизации проектных решений в части выбора и применения КПП для новых объектов Московского метрополитена, и удешевления эксплуатации и обслуживания действующих объектов.

Проектировщики, пользуясь этим документом, делают свою работу, а метрополитен закупает, чтобы сделать единый склад для нескольких объектов (станций), а далее всё логично - распределение по строящимся объектам в соответствии с необходимостью. Экономическая выгода очевидна, потому как и для покупателя и для производителя выгоднее заказывать большими длинами, стоимость для заказчика меньше, загрузка для завода больше.

Так началась разработка унифицированного списка с учетом опыта поставки двух лет. Здесь стоит отдельно отметить и повторить— С УЧЕТОМ ОПЫТА ПОСТАВКИ ДВУХ ЛЕТ.

В это время начали происходить небезызвестные печальные события в мире (события в Украине) и ещё острее стал вопрос импортозамещения (из-за введенных против РФ санкций). Поступила команда на то, чтобы в перечень потребляемой продукции была прописана продукция отечественного производства, что более чем логично, конечно, при условии, что это производиться здесь, на территории РФ.

К 01.10.2014г. работа была окончена и унифицированный перечень был согласован со всеми членами рабочей группы и ВНИИКП.

Таким образом, унифицированный перечень в первоначальном виде был образцовым примером наглядного импортозамещения не только на словах, но и на бумаге.

Необходимость или «особая мотивация»?

В октябре 2014 года от представителей Департамента строительства Москвы с подачи ГУП  «Московский метрополитен» поступает указание о внесении кабелей марок MEDIASTRIP® и ALSECURE® А производства NEXANS в «УНИФИЦИРОВАННУЮ НОМЕНКЛАТУРУ КАБЕЛЬНО-ПРОВОДНИКОВОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА».

На первый взгляд ничего странного в этой ситуации нет: NEXANS - мировой лидер кабельной отрасли, а Московский Метрополитен всегда первым внедрял инновационные технологии. Но не будем торопиться с выводами, давайте сначала разберемся: что кроется за этими латинскими словами.

Согласно каталогу на сайте производителя, кабель ALSECURE® А - медный, с СПЭ и изоляцией, бронированный, не распространяющий горение, не содержащий галогенов. Подождите-ка, что-то знакомое... Быть может- это же самый обычный ПвБПнг-HF, который уже не первый год производится всеми основными российскими кабельными заводами и поставляется заказчикам (включая, кстати, и Московский Метрополитен).

MEDIASTRIP® - кабель с ЭПР-изоляцией. И снова ничего уникального: кроме Нексанса аналогичные марки кабельно-проводниковой продукции серийно производятся на Российских предприятиях ООО «Камский Кабель» и ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» и СЕВКАБЕЛЬ, но в унифицированный перечень включены не были, потому как «не отвечают философии документа». Для чего же потребовалось искусственно ограничивать конкуренцию на самом высоком административном уровне, исключая российские компании из борьбы за заказы?

Возможно, в свете этого события будет уместно процитировать Первого заместителя министра промышленности и торговли России Глеба Никитина: «Многие сегодня под импортозамещением понимают пересадку из «мерседеса» в «жигули». Но на деле этот вопрос оказывается сложнее и многограннее», – отметил Глеб Никитин. Так, например, нередко предприятия продолжают закупку иностранного оборудования при наличии российского аналога, полностью соответствующего необходимым требованиям. Причинами этого, по словам первого замминистра, нередко бывают устоявшиеся взаимоотношения с производителем лица, ответственного за закупки в компании, «особая мотивация». Кроме того, часто так происходит потому, что исполнителю «так проще – когда приезжают, устанавливают, и думать не надо, только платить втридорога».

Унифицированная номенклатура кабельных изделий позволила минимизировать количество импортной КПП до пяти марок, которые на территории РФ не производятся. Исключением являются кабели марок MEDIASTRIP и ALSECURE производства компании NEXANS. ОАО «Мосинжпроект» сообщал в официальных письмах, что не имел опыта поставок данных марок КПП и не имеет полного комплекта документов по выполнению требований ГОСТ Р 15.201-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Порядок разработки и постановки продукции на производство». Кроме того, марки кабелей MEDIASTRIP и ALSECURE не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55025-2012 и ГОСТ 31565-2012 в части маркообразования.

Редакция портала обратилась за консультацией к техническим экспертам кабельной подотрасли с вопросом о возможности производства данных видов кабелей на российской производственной площадке кабельного гиганта NEXANS в г. Углич. Ответы, которые мы получили позволяют сделать вывод, что ООО "Нексанс Рус" на своем предприятии в Угличе имеет возможность изготавливать кабели среднего напряжения с изоляцией из ЭПР. Да, это тяжёлый технологический процесс на стандартной линии под ПЭ перерабатывать ЭПР, но он решаемый, хотя будут большие производственные потери – очень трудоёмок процесс чистки линии – потери по времени при однократном переходе с изоляции из ПЭ на ЭПР и обратно – до 30 часов. Скорость производственного процесса упадёт до 30% по отношению к стандартному ПЭ. Из-за больших нагрузок на основной двигатель возможен выход его из строя (из-за большого отношения диаметра экструдера к его длине ЭПР приходится перерабатывать на пониженных температурах, что приводит к его плохой текучести и как следствие к повышенной нагрузке на двигатель). Так же происходит большая нагрузка на систему охлаждения экструдера – ЭПР в процессе производства из-за своей абразивности саморазогревается из-за трения.  Стоимость материала ЭПР примерно в 2,5-3 раза дороже ПЭ для среднего напряжения. Исходя из этого, с огромной долей вероятности, можно предположить, что кабели среднего напряжения с изоляцией из ЭПР будут иностранного производства!

На предприятие ООО «NEXANS-RUS» не проведены квалификационные испытания и постановка на производство нового вида продукции в соответствии с требованиями национальных стандартов для кабелей среднего напряжения. Кроме того, кабели с EPR изоляцией не прошли 2-х годичные ресурсные испытания по подтверждению срока службы в соответствии с НД, следовательно серийное производство указанной продукции до конца 2016 года на предприятии «NEXANS-RUS» г. Углич не возможно. Следует отметить, что в производстве конструкций с EPR изоляцией должны использоваться материалы для изоляции, полупроводящих экранов и оболочки только зарубежных компаний изготовителей.

Данное обстоятельство позволяет предположить, что кабели марки MEDIASTRIP® ВН и ALSECURE® будут поставляться в московский метро­политен только из-за рубежа с завода изготовителя фирмы «NEXANS». Необходимо отметить, что в РФ отсутствуют опыт эксплуатации, правила и инструкции по монтажу и прокладке кабелей, указанных марок.

Возникает вопрос, как понимают импортозамещение те ответственные лица, рекомендующие импортные кабели к прокладке в метро, быть может термин импортозамещение в их речах заменить на более уместное словосочетание по-французски la substitution des importations (импортозамещение (фр.), - прим. ред.)?

Метрополитен полигон для испытаний?

По нашему мнению приоритетная задача метрополитена - обеспечение безопасности при перевозке пассажиров. При таком огромном объеме строи­тельства станций в г. Москве недопустима прокладка кабелей, у которых отсутствует нормативная документация, адаптированная к нормам и требованиям РФ, техническая экспертиза о возможности использования конструкций европейских производителей на стратегических объектах РФ и опыт эксплуатации в национальных энергосистемах.

Краткая хронология событий и документы

1 24.07.2014 была организована рабочая комиссия по унификации кабельной продукции применяемой при строительстве Московского метрополитена в составе: Департамент строительства Москвы, ОАО «МИП», ОАО «Татэлектромонтаж», ОАО «Метрогипротранс», ОАО НПО «М-Автоматика», ОАО «Ленметрогипротранс», ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Гипротяжмаш». К разработке были привлечены специалисты ОАО «ВНИИКП».

(Скачать PDF)


2 К 01.10.2014г. работа была окончена и унифицированный перечень был согласован со всеми членами рабочей группы и ОАО «ВНИИКП» с получением подписей и печатей скан варианта с согласующей подписью ОАО «ВНИИКП» прилагается (без кабелей NEXANS).

 

(Скачать PDF)


3 Первоначально Титульный лист Унифицированной номенклатуры подразумевал одну утверждающую подпись Департамента строительства г. Москвы по строительству метро и транспортной инфраструктуры и две согласующие ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «ВНИИКП».

 (Скачать PDF)


4 03.10.2014г появилось письмо 11-16/72 за подписью Главного инженера ГУП «Московский метрополитен» Бабушкина М.Ф. с требованием внести в Унифицированную номенклатуру КПП кабелей марки MEDIASTRIP® и ALSECURE® производства «Импэкс-Электро» и Нексанс г. Углич, хотя фирма «Импэкс-Электро» не является производителем КПП.

 

(Скачать PDF)


5 Участники рабочей группы были ознакомлены с этим письмом. От ОАО «ВНИИКП» был получен официальный ответ от 06.11.2014 за номером 111-05-578.

(Скачать PDF)


6 Компаниями «Импэкс-Электро» и Нексанс для представителей ДСМ и ОАО «МИП» была организована поездка в Италию!!! (не в Углич!!!) для ознакомления с одним из заводов компании.  

7 После поездки представитель ДСМ предложил исключить из согласующих подписей ОАО «ВНИИКП», т.к. они были против включения кабелей марки MEDIASTRIP® и ALSECURE® в Унифицированную номенклатуру до выполнения всех требований ГОСТ Р 15.201-2001 и предоставления всей документации.

 

(Скачать PDF)


8 На предложение о включении в Унифицированную номенклатуру аналогов кабелей марки MEDIASTRIP® и ALSECURE® полностью российского производства от представителей ДСМ был получен отказ, мотивированный тем, что «это противоречит философии документа».  

9 В середине декабря на совещании в ДСМ (почему-то были приглашены для участия представители «Импэкс-Электро») под давлением председательствующего Акшель В.А. (ДСМ) были получены подписи на листе согласования от всех членов рабочей группы (за исключением ОАО «ВНИИКП», т.к. они были исключены и на данное совещание даже не были приглашены).  

10 В конце декабря 2014 – начале января 2015 компаниями «Импэкс-Электро» и Нексанс для представителей ДСМ и ГУП «Московский метрополитен» была организована поездка в г.Углич, непосредственно после чего была получена согласующая подпись ГУП «Московский метрополитен» и утверждающая ДСМ. На сегодняшний день документ полностью согласован и утверждён, но не передан ни в одну организацию!!! – по сути, вся работа была проведена ЗРЯ...  

Эксклюзивное право продажи кабелей с ЭПР производства NEXANS на территории РФ имеет компания «Импэкс-Электро» и, соответственно, не прописав аналоги Российских производителей - ООО «Камский Кабель»,  ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» и "СЕВКАБЕЛЬ", они фактически являются МОНОПОЛИСТАМИ и могут диктовать ЛЮБЫЕ условия, за которые заплатят российские налогоплательщики.

Продолжение следует...

Обсуждают на форуме (123)

Подпишитесь на YouTube канал портала RusCable.Ru.
Больше 3500+ подписчиков уже с нами! Спецпроекты, шоу и прямые эфире у вас под рукой!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Новости портала
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно