Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Работу с потребителями на энергетическом рынке изучили на РМЭФ

2 мая 2017, 11:25 1321 Время чтения ≈ 11 мин
Источник: Экспофорум

На круглом столе «Актуальные вопросы работы с потребителями на энергетическом рынке» в рамках РМЭФ руководители управляющих организаций совместно с энергетиками и представителями органов власти обсудили вопросы жилищно-коммунальной и энергетической сфер, лучшие практики в организации расчетов за коммунальные услуги и выстраивании платежной дисциплины, а также законодательные нововведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и примеры внедрения энергосберегающих технологий.

Специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России поделились опытом с коллегами. Эдуард Лисицкий, заместитель генерального директора по развитию ПАО «ТГК-1», отметил: «Для нас важно аккумулировать практику не только Северо-Запада, но и всей России. Надеюсь, совместно мы найдем выход из той непростой ситуации, которая сложилась сегодня».

Партнер «Института проблем предпринимательства» Алексей Поповских обозначил ключевые проблемы отрасли: сложное законодательное регулирование, затруднительность принятия решений собственниками, государственные и муниципальные ЖКУ, низкий уровень информирования, недостаток платежной дисциплины, проблемы технического характера. «Основной объем дебиторской задолженности за тепловую энергию по регионам приходится на управляющие компании и ТСЖ», – сказал эксперт.

Эдуард Лисицкий рассказал о проблемном рынке тепла в Санкт-Петербурге. Просроченная задолженность предприятий ЖКХ города перед «ТГК-1» на 1 января 2017 года составляет 6 млрд рублей, 30% просроченной задолженности накоплено за последние два года, а половина всей задолженности появилась по причине неначисления платежей потребителям. «Компании не выполняют свои обязанности, присутствует низкая мотивация, низкий профессионализм управляющих компаний», – сетует эксперт. Среди мер по изменению ситуации он называет следующие: замена некомпетентных руководителей исполнителей коммунальных услуг, полное оснащение индивидуальными приборами учета ГВС, кратное повышение нормативов потребления ГВС без приборов учета, переход на прямые платежи населения и прямые договоры с собственниками нежилых помещений, регулярная претензионно-исковая работа с должниками. Было отмечено, что эти действия согласованы с Правительством Санкт-Петербурга, сегодня они уже работают и сокращают прирост задолженности.

Модератор встречи, руководитель портала «Live-energo» Борис Горлин подчеркнул: «В Санкт-Петербурге уникальная ситуация с долгами. Совокупная задолженность за тепловую энергию составляет здесь около 20 млрд рублей, при этом годовой рынок тепловой энергии в городе можно оценить в 60 млрд руб».

О столичном опыте работы с потребителями рассказал Ильдар Нигматуллин, начальник управления сводного планирования ПАО «МОЭК». В Москве созданы государственные бюджетные учреждения (ГБУ) Жилищники районов – государственные компании с функциями управляющей организации и инженерной службы, непосредственные исполнители услуг. Взаиморасчеты производятся на основе четырехстороннего договора, заключенного между МФЦ (ГБУ), управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией (РСО) и банком. «Нас поддерживает мэрия Москвы, ситуация с долгами отличается от петербургской в лучшую сторону и находится под контролем», – сообщил эксперт.

Светлана Лапина, заместитель начальника управления энергосбытовой деятельности ПАО «ОГК-2», осуществляющего деятельность в 11 субъектах Российской Федерации (11 филиалов), рассказала об основных должниках – оптовых покупателях (перепродавцах) и об опыте договоров с конечными потребителями: «В общем случае основными неплательщиками перед нашей компанией являются оптовые покупатели-перепродавцы, на их долю приходится 80% просроченной задолженности. Для повышения эффективности теплосбытовой деятельности мы постепенно переходим на прямые договоры с конечными потребителями. Так, в настоящее время данная схема реализована в четырех филиалах. В планах продолжение работы в этом направлении по тем филиалам, где это действительно обосновано. Что касается взаимоотношений с управляющими компаниями и населением, то у нас практически везде реализованы или прямые договоры с гражданами или схема с прямыми платежами. Работаем с должниками с помощью приставов, выезжаем на встречи, размещаем уведомления». Особая проблема, говорит эксперт, – фрагментарность законодательства: УК не может выставить жителям весь объем коммунального ресурса, т.к. существует нормативное ограничение – платеж за общедомовые нужды не может быть выше установленного норматива.

Важные вопросы – практика реконструкции энергообъектов на условиях концессионного соглашения и энергоэффективность. В 2016 году в рамках концессионного соглашения, подписанного в 2015 году, АО «Газпром теплоэнерго» построило в г. Тихвин Ленинградской области новую котельную. По словам Ирины Федосеевой, главного инженера Тихвинского района эксплуатации АО «Газпром теплоэнерго», это единственный источник тепла в городе. Новая котельная обеспечивает теплоснабжение 308 жилых домов, 8 школ, детских садов и торговых предприятий. «Благодаря новой котельной мы обеспечиваем комфортную температуру в квартирах тихвинцев, снизили затраты на покупку холодной воды, электроэнергии и газа, кардинально улучшилось качество услуг», – отметила инженер. Она подчеркнула еще один важный момент – благодаря новой котельной город переходит на закрытую схему теплоснабжения, когда системы водоциркуляции жилых домов работают отдельно от циркуляции воды в самой котельной. Иными словами, вода из котельной нагревает воду жилого дома и, с ней не смешиваясь, возвращается обратно в котельную на подогрев. Сочетание закрытой схемы и новых тепловых сетей, реконструкцию которых «Газпром теплоэнерго» должно завершить через два года, позволит снизить потери тепла при передаче.

В свою очередь директор филиала «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области Ярослав Ещенко сообщил, что из средств областного бюджета более чем в 350 зданиях города были установлены автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП).

Представители УК, ЖСК и ТСЖ обменялись мнениями касательно работы с конечными потребителями энергии. Так, Сергей Горшков из АО «Жилье (Тихвин) – крупнейшей УК города, управляющей 158 домами, рассказал о работе собственного штата специалистов: электриков, специалистов КИПиА по обслуживанию своих 204 АИТП. «Мы ушли от жалоб, сейчас их почти нет», – утверждает докладчик.

Алла Юрченко, председатель ЖСК-802 из Санкт-Петербурга, поделилась опытом взаимодействия нескольких ТСЖ с неплательщиками. По ее словам, хорошо работают уговоры, а вовсе не жесткие меры по отключению или ограничению. С 2013 года дом А. Юрченко перешел на прямые платежи с «ТГК-1», после чего проблема долгов перед этой РСО была решена.

ГБУ «Жилищник района Якиманка» (Москва) обслуживает 95 домов и имеет 392 договора с собственниками нежилых помещений. Директор ГБУ Евгений Шелгунов представил комплекс работ по стимулированию платежей: «Мы ежедневно работаем с собственниками, информируем должников через автодозвон, готовим при необходимости именные претензии, обращаемся в суды, на стендах в домах указываем номер квартиры и сумму долга, совершаем обход с приставами».

Как говорит Елена Тарасьева, управляющий ТСЖ «Парковый 28», ТСЖ «Пляжная 27», ТСЖ «Юности 12» в Новочеркасске, с 2009 года идет работа по прямым договорам, с фактической оплатой. Отопление для жителей стало дешевле, поставщик оборудовал дома за свой счет. «Нам удается держать высокий процент собираемости благодаря единой квитанциия, хотя наш опыт городу в целом не интересен», – отметила Е. Тарасьева.

Председатель ЖСК «Мурманск 29» Антон Евсюткин рассказал о своем опыте управления домом, о проведенном ремонте и работе теплопункта. Что касается долгов, то, по словам эксперта, на севере страны проблемы как таковой нет: «Население понимает, что за тепловую энергию надо платить».

Заседание завершилось признанием того, что сегодня есть проблемы в практике взаимодействия энергосбытовых компаний с управляющими организациями – это неплатежи в системе ЖКХ, рост задолженности, противоречия в законодательстве. При этом важной составной частью инновационной политики ЖКХ и энергетики является энергоэффективность, к которой следует стремиться.

Напомним, первое мероприятие по работе с потребителями состоялось в декабре 2016 года в рамках проекта «Образцовый управдом» компании «ТГК-1» и вызвало большой общественный интерес.

Обсудить на форуме
Метки: РМЭФ-2017

Мы запустили подписку RusCable Плюс!

Это формат эксклюзивного экспертного контента, который будет доступен по подписной модели. Подписка - это личный выбор каждого!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Выставки, форумы
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно