Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Новые санкции США: последствия для РФ в Евросоюзе

7 августа 2017, 09:00 4098 Время чтения ≈ 11 мин
Источник: RusCable.Ru

4 августа  в  Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва – Берлин на тему: «Новые санкции США и российско-европейское сотрудничество. Взгляд из Москвы и Берлина». Президент США Дональд Трамп 2 августа подписал закон, предполагающий расширение ряда секторальных санкций против экономики РФ и направлены санкции в первую очередь на ТЭК России. Однако такое изменение международной политики затрагивает не только США и РФ, но и Евросоюз. Как это отразится на отношениях и бизнесе России, Германии и третьих стран обсуждали эксперты.

Закон, подписанный Трампом, сокращает максимальный срок финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, до 14 дней, компаний нефтегазового сектора — до 60 дней (сейчас это 30 дней и 90 дней соответственно). Кроме того, корректируется круг глубоководных и арктических шельфовых проектов, а также нефтегазовых проектов с трудноизвлекаемыми запасами, которым запрещено поставлять оборудование и технологии. Закон также предполагает, что глава государства сможет налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или 1 миллион долларов единовременно. При этом в законе отдельно указывается, что США продолжат противодействовать проекту «Северный поток-2».

Кроме того Совет ЕС расширил санкции в отношении России из-за поставок турбин Siemens в Крым. В санкционный список добавлены замминистра энергетики Андрей Черезов, глава департамента министерства Евгений Грабчак, а также Сергей Топор-Гилка, руководитель ОАО «Технопромэкспорт», «дочки» «Ростеха». Под санкции также попали компании «Интеравтоматика» и ООО «Технопромэкспорт» — участники строительства двух новых электростанций в Крыму.

«Текущие санкции содержат так называемые вторичные санкции, это те санкции, которые касаются не непосредственно американского бизнеса, а как раз затрагивают третьи страны, которые затрагивают страны, что сотрудничают со странами, которые находятся под санкциями. И это здесь один из ключевых моментов. Это то, что очень активно использовали Соединённые Штаты против Ирана. И это то, что в наибольшей степени негативно оказано влияние на энергетику сектора, потому что из иранской нефтегазовой отрасли ушло очень много компаний. Это давление было очень заметно и эти санкции были действенными»,  – сказала заместитель начальника Управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Ирина Поминова.

Германские политики будут заявлять о несогласии с американскими санкциями против России, но им придется смириться, заявил политолог Александр Рар. «Я бы подчеркнул, что немецкие политики будут вести себя как Дональд Трамп. Они скажут, что «мы не согласны с этим законом, но мы ничего не можем сделать против него, потому что другие партнеры в рамках ЕС хотят того, что американцы хотят», – сказал он. По его словам, «американцы очень сильны, рычаги глобальной финансовой системы в их руках, и они в принципе могут оказывать массированное давление почти на все немецкие фирмы, их представительства и заводы». «Эти фирмы находятся на территории Америки, и на них могут быть наложены колоссальные штрафы, если они не будут делать то, что американцы хотят делать в Европе. Поэтому, к сожалению, руководство этих фирм должно будет думать, что важнее в конечном итоге: бизнес с Россией или бизнес с Америкой», — отметил г-н Рар.

Экономический аналитик Андреас Вер отметил, что внутри Европейского союза нет единой позиции и достаточно сильны голоса национальных государств, часть из которых – в частности Польша – крайне не заинтересованы в новых энергетических проектах и в «Северном потоке 2» в том числе. «В ЕС начали возмущаться, а теперь реагируют очень спокойно. […] ЕС в данный момент парализован – национальные интересы выражаются больше, чем общеевропейские», – сказал он.

Г-н Вер так же выразил удивление, что немецкая экологическая партия «Зеленые» поддержала антироссийские санкции, так как альтернативой российскому газу предполагается газ США, который добывается вредным для экологии фрекинговым способом. «Поразительно, что и «зеленые» в Германии выступили за эти санкции. «Зеленые» проводят сейчас очень антироссийскую политику. Это касается «зеленых» в Европе, а не только в Германии. Очень интересное противоречие возникает. Американский сжиженный газ добывается фрекинговым способом. То есть с помощью технологий, которые чрезвычайно ядовиты для окружающей среды. В Германии абсолютно непопулярна фрекинговая технология, и это могло бы сыграть роль в предвыборной кампании. Можно было сказать — вы хотите чтобы Европа была залита сжиженным газом, добываемым фрекинговым способом?.. зеленые противоречат сами себе. Это те самые двойные стандарты», – сказал он.

«Я бы весьма неоптимистично предсказывала действия Германии. Мне кажется, что в случае каждой конкретной сделки, каждого конкретного шага будь то «Северный поток» или что-либо иное, немецкая сторона будет пытаться получить согласие США или отсутствие препятствий со стороны США, но это будет касаться ограниченного числа проектов и мы в данный момент говорим о «Северном потоке 2» как основном. Но санкции не выглядят краткосрочными, они могут быть более долговременными, чем «Северный поток» и что будет помимо этого… Я думаю, что немецкие компании будут с оглядкой на эти препятствия действовать», – отметила заведующая сектором экономики науки и инноваций Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Наталья Тоганова.

Что же касается ситуации с турбинами, поставленными в Крым, то г-н Вер предположил, что  скандал с Siemens может быть использован в качестве заблаговременной легитимации возможного решения Европы никак не отвечать на американское решение о санкциях, заранее ослабить вероятные критические высказывания по этому поводу. Г-н Рар высказал мнение, что компания Siemens сама вскрыла этот скандал с поставками турбин в Крым. Таким образом, она перешла в наступление, чтобы превентивно защититься от возможных штрафов и наказаний. А г-жа Тоганова отметила, что российский рынок Siemens более чем на порядок, меньше американского, и в первую очередь компания будет защищать более прибыльный бизнес.

«Новые санкции влекут за собой риски в сфере энергетической безопасности не только внутри России, но и в остальных странах. Прежде всего, это связано с тем, что подрывается инвестиционная активность. В условиях такой неблагоприятной ценовой конъюнктуры создается дополнительное давление, потому что Россия играет очень заметную роль как добывающая страна. Но даже если не принимать во внимание наш общий вклад в добычу, санкции угрожают энергетической безопасности Европы, которую мы понимаем как стабильные поставки по доступным ценам. Да, некоторые европейские страны поддерживают американские санкции в Европе, они готовы платить более высокую цену, готовы строить терминалы. Они сознательно делают выбор в пользу более дорогих ресурсов. Но они не являются главными производителями. Готовы ли немецкие компании, вынужденные конкурировать сейчас с тем же американским бизнесом, который получил преимущество по издержкам, - готовы ли они смириться с тем, что им придется платить более высокую цену? Более того, насколько стабильны будут эти поставки? Какие объемы США предложат им? Мне кажется, именно эти вопросы сейчас, волнуют ЕС и Германию в частности. Именно поэтому я бы не ставила крест на «Северном потоке-2»: риски здесь обоюдные, как для России, так и для Европы», – сказала г-жа Поминова.

Г-н Вер отметил, что для правящей партии «трансатлантическая солидарность» крайне важна и будут всеми силами предотвращать «торговые войны»: «Будут принимать усилия, чтобы снизить значимость санкций. Но широкой с ними не будет. Большинство будут делать вид, что не так всё плохо».

Что же касается экономических последствий от санкций, то, как пояснили специально для RusCable.Ru,  на данный момент оценить их невозможно. «Решение принято несколько дней тому назад, расчетов в данный момент никто не делал. Плюс, в расчетах будет большая вилка, насколько может повлиять, поскольку будут ждать первых прецедентов по тому, как они подействуют. Как можно оценить вариативность по тому – будет американская сторона вмешиваться или нет. Но влияние будет оказываться таким образом: принятие всех будущих проектов будет делаться с оглядкой на это. Т.е. появились новые препятствия для будущего сотрудничества и это сейчас очевидно. Насколько они будут серьёзными – это другой момент. Я думаю, что в финансовую сторону – уменьшение кредитования – специалисты могут оценить, остальные вещи в данный момент оценить намного сложнее», – сказала г-жа Тоганова.

Обсудить на форуме

Мы запустили подписку RusCable Плюс!

Это формат эксклюзивного экспертного контента, который будет доступен по подписной модели. Подписка - это личный выбор каждого!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Новости портала
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+