Как выяснил “Ъ”, "Газпром" может ускоренно продолжить свою самую масштабную стройку последних десятилетий. Монополия планирует очередное расширение газопроводов для поставки газа с Ямала: третью линию Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок оценочной стоимостью 900 млрд руб. Эти проекты учтены в плане по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года, который вскоре утвердит правительство. Трубы нужны, чтобы вывести на рынок газ новых месторождений на фоне роста экспорта и возможного нового контракта с Китаем.
"Газпром" уже в ближайшие годы может построить третью очередь газопроводов, по которым идет газ с Ямала, следует из комплексного плана по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года (есть у “Ъ”). Речь идет о третьей нитке Бованенково—Ухта (69 млрд кубометров, 1110 км) и третьей линии Ухта—Торжок (45 млрд кубометров, 973 км). Срок запуска Бованенково—Ухта в плане обозначен как 2023 год. Документ одобрен 24 сентября на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию, выход распоряжения правительства, по данным “Ъ”, ожидается в ближайшее время.
Таким образом, "Газпром" собирается ускоренно развивать северный газотранспортный коридор с Ямала, который начал строить в 2008 году. С тех пор были сданы первые две очереди Бованенково—Ухта (115 млрд кубометров в год, это соответствует проектной мощности добычи на Бованенковском месторождении, на которую оно должно быть выведено к концу года). Также "Газпром" расширил газопроводы до Торжка и завершает строительство второй очереди газопровода Ухта—Торжок на 45 млрд кубометров, откуда газ будет подаваться в газопроводы "Северный поток-1" и "Северный поток-2".
В монополии “Ъ” подтвердили, что она "ведет проектные работы для расширения мощностей северного газотранспортного коридора с учетом развития Ямальского центра газодобычи", но "говорить о сроках строительства новых газопроводов пока преждевременно".
Северный коридор — главная и самая дорогая стройка "Газпрома" последних 15 лет. Две очереди Бованенково—Ухта стоили 990 млрд руб. в ценах 2008 года — по оценке “Ъ” на основе отчетности "Газпрома", это не менее 1,3 трлн руб. в фактических ценах. Две линии Ухта—Торжок стоили совокупно 449 млрд руб. в ценах 2010 и 2011 годов соответственно, их общая фактическая стоимость, по оценке “Ъ”, может составить не менее 550 млрд руб. Исходя из прежних затрат, третья очередь газопровода с Ямала может обойтись примерно в 900 млрд руб.
Новые трубопроводные мощности нужны "Газпрому" для поставки дополнительных объемов ямальского газа, прежде всего с Харасавэйского месторождения, запуск которого запланирован на 2023 год с выходом на полку добычи в 32 млрд кубометров в 2026–2027 годах. Кроме того, "Газпром" намерен с 2025 года постепенно вводить в разработку на Бованенково неоком-юрские залежи, что позволит добавить еще 25 млрд кубометров в год к общей добыче месторождения. Ямальский газ необходим, поскольку добыча в традиционном регионе добычи Надым-Пур-Тазе снижается, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ.
На фоне рекордных поставок газа на экспорт и восстановления позиций на внутреннем рынке "Газпром" со своими нынешними добычными мощностями уже не так свободно, как в последние годы, закрывает пиковые потребности потребителей. В этих условиях монополия уже задумывается об активизации закупок газа в Средней Азии. Еще в 2000-х годах "Газпром" приобретал в Туркмении до 80 млрд кубометров газа в год, потом резко снизил объемы закупок и с 2016 года полностью прекратил их. С тех пор монополия приобретает лишь около 4 млрд кубометров газа в год в Узбекистане. Но 9 октября в ходе визита в Туркмению глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил местному агентству TDH, что монополия рассчитывает договориться о возобновлении закупок туркменского газа с 2019 года.
Дополнительным мотивом для "Газпрома" может стать стремление снизить поставки туркменского газа в Китай, чтобы самому подписать контракт на поставки в КНР через Алтай, эти переговоры в последнее время активизировались. Если контракт будет подписан, необходимость "Газпрома" в ямальском газе не только для экспорта в Европу, но и для снабжения Центральной России вырастет, поскольку газ Надым-Пур-Таза частично уйдет на юг в направлении КНР.
В то же время дорогостоящее новое строительство может в очередной раз помешать руководству "Газпрома" выполнить свои обещания перед инвесторами по росту дивидендов. До сих пор в компании говорили, что рост выплат возможен после 2020 года, когда рекордная из-за трат на "Северный поток-2", "Силу Сибири" и "Турецкий поток" инвестпрограмма "Газпрома" должна начать сокращаться.
Мы запустили подписку RusCable Плюс!
Это формат эксклюзивного экспертного контента, который будет доступен по подписной модели. Подписка - это личный выбор каждого!
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter