Отраслевой регулятор Великобритании одобрил начало работ по строительству подводного соединения постоянного тока между Йоркширом и Шотландией
Британский регулятор Ofgem согласовал итоговые затраты по проекту Eastern Green Link 2 (EGL2) – подводного HVDC соединения ±525 кВ пропускной способностью 2 ГВт и протяженностью ≈500 км между Питерхедом на северо-востоке Шотландии и Драксом на восточном побережье Англии, – что позволяет приступить к строительным работам до конца текущего года.
Бóльшая часть соединения (≈436 км) – подводный кабель в Северном море, оставшийся фрагмент (≈70 км) – подземный кабель на территории графства Йоркшир. Также запланировано строительство двух ППС. Проект разрабатывается совместно компаниями-собственниками сетей в северной Шотландии (SSEN Transmission) и в Англии (National Grid Electricity Transmission, NGET). EGL2 включает в себя самый длинный подводный HVDC кабель и станет крупнейшим в стране. Ввод в эксплуатацию намечен на 2029 г.
EGL2 получил финансирование в размере £ 3,4 млрд* по программе Ofgem для ускорения инвестирования в электрические сети (Accelerated Strategic Transmission Investment, ASTI**), что представляет собой крупнейшую инвестицию в электросетевую инфраструктуру в Великобритании и одну из самых значительных стратегических инвестиций в энергетическую инфраструктуру в целом по стране за последние годы. Уже заключены ряд контрактов по проекту, в том числе с Prysmian Group на прокладку кабеля и с Hitachi Energy и BAM на строительство обеих ППС.
По программе ASTI дополнительно получил одобрение Ofgem проект NGET по модернизации сетей для увеличения пропускной способности и обеспечения поставок растущих объемов электроэнергии от наземных и шельфовых ВЭС с севера на юг в крупные центры потребления. Проект предусматривает, в первую очередь, работы на шельфе в Северном море и претендует на финансирование в размере £ 294,8 млн. Предложенные Ofgem условия финансирования в настоящее время обсуждаются, завершение работ намечено на 2027 г.
ASTI позволяет разработчикам подавать заявки на финансирование ранних этапов строительства (Early Construction Funding, ECF) и получать до 20% от общей прогнозируемой стоимости проекта еще на начальной стадии, когда приобретается земля или ведется ее подготовка под строительство. Заявки регулятору на ECF, в частности, поданы для следующих проектов NGET:
- North London Reinforcement по увеличению пропускной способности сетей Северного Лондона (замена ВЛ 275 кВ на ВЛ 400 кВ и модернизация ряда ПС), одобрен;
- North West Wales по увеличению пропускной способности сетей на северозападе Уэльса для присоединения ≈5,5 ГВт морских ВЭС, рассматривается;
- Norwich-to-Tilbury по строительству и модернизации сетей для подключения новой генерации в Восточной Англии, рассматривается;
- Grain-to-Tilbury по строительству 2,2-км туннеля под устьем Темзы, который заменит действующий, построенный в 1960-х годах, рассматривается.
* Ofgem рассчитал общий ожидаемый номинальный объем инвестиций в размере £ 3,4 млрд на основе цен 2018- 2019 гг., принятых как базовые значения, хотя с поправкой на инфляцию он составляет около £ 4,3 млрд.
** ASTI была разработана для ускорения процесса утверждения финансирования проектов по строительству и модернизации наземной сетевой инфраструктуры, необходимых для достижения целей в области «чистой» энергетики. Программа внедрена как одна из мер по реализации политических амбиций предыдущего правительства по подключению до 50 ГВт морской генерации к 2030 г., изложенных в национальной стратегии по энергобезопасности (British Energy Security Strategy) в апреле 2022 г.
Официальный сайт Ofgem http://www.ofgem.gov.uk