Экономика стала важнее техники. Молчаливое согласие на фальсификат и перспективы алюминиевых сплавов
Российская экономика серьезно изменилась за последние несколько лет. Закончился период дешевых денег в строительстве, финансовая система оказалась изолированной от внешних инвестиций, а жесточайшие санкции не могли не сказаться на кабельном бизнесе. Только официальная инфляция в 18% (а есть и инфляция на конкретные товары), ставка ЦБ в 18%, неофициальная политика сдерживания миграции и жесткий дефицит кадров сделали практически все проекты и сметы нереализуемыми. Все, что проектировалось в 2020-2023 годах, стало часто невыполнимым не только из-за отсутствия импортных материалов, брендов и технологий (что требует перепроектирования, проведения новых испытаний и сертификации, как, например, переход на другой бренд ОКЛ), но и стало значительно дороже. Некоторые сметы выросли кратно, и даже решение Правительства о пересчете цен до 30% по госконтрактам (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2022 №1344) не всегда помогало построить уже запроектированные объекты.
Если государство так или иначе всегда найдет деньги для своих проектов, то частным строителям и девелоперам пришлось срочно переделывать проекты и сокращать сметы. «Резать косты» у нас умеют. По сложившейся традиции кабель почему-то не считается приоритетным в строительстве, и на нем пытаются сэкономить. Это привело и к росту «молчаливого согласия» на поставку явно заниженного кабеля на многие объекты, а также к вынужденной замене медного кабеля на алюминиевые. Хорошо, что в высоковольтном сегменте люди так не делают.
В интервью с Инкогнито — экспертом кабельного рынка с более чем 30-летним опытом работы, который связан с реализацией крупных проектов, в том числе и с государственным участием, мы поговорили о том, как сейчас складывается экономическая ситуация на кабельном рынке и есть ли перспективы у алюминиевого кабеля стать спасением от фальсификата.
Многие интересуются текущей ситуацией на рынке кабелей, особенно с учетом изменений в экономике, нет ли проблем с просроченной дебиторской задолженностью и массово зависающих платежей от крупных игроков рынка? Спрошу проще, платят ли вообще за кабель и платят ли вперед?
Я бы сказал, что в последнее время авансов стало больше, по крайней мере, в процентном отношении. Это нужно для ускорения процесса финансирования подрядчиков. Дело не только в увеличении объемов, но и в том, что финансирование подрядчика стало критически важным. Были случаи, когда подрядчики умирали еще до завершения контракта, и сейчас на них натягиваются правила. Если подрядчики имеют доступ к средствам, это позволяет производителям оптимизировать свои расходы и избегать кредитования.
С кредитованием? Приходится кредитоваться даже по таким ставкам, которые сейчас?
В банковском секторе процентные ставки варьируются. У нас ставки в районе 16-18%, но все зависит от клиента. Если у компании большие обороты и она интересна банкам, они могут предложить и более низкие ставки. Но, как правило, эти ставки обоснованы лишь со стороны инфляции, ведь экономически мы, как производители, можем обосновать все что угодно. Но мы же не торгуем наркотиками или оружием, рентабельность кабельного бизнеса не фантастическая и поэтому ситуация с кредитами в нашей сфере, конечно не должна быть такой напряженной, как сейчас. Каждый крупный игрок имеет свой «запас прочности», который позволяет ему работать. Финансовые инструменты нужны, но они должны быть щадящими, а не разоряющими».
Интересно. А финансовый вопрос не сказывается на изменениях в соотношении между медью и алюминием в проектах? На выставке «Нефтегаз 2024», ГК «Москабельмет» говорила о том, что есть случаи пересчета и пересогласования медных проектов на алюминиевые, чтобы хоть как-то поместиться в заданные бюджеты. Эта история действительно носит массовый характер?
Соотношение между медью и алюминием действительно меняется. Имеется в виду, что алюминий занимает все больше места в строительных кабелях, но, например, на рынке высоковольтного кабеля алюминий не применяется в полной мере, экономия там может быть, но рисков куда больше. Я бы не рекомендовал в супер ответственных линиях использовать сплавы, поэтому медь — по-прежнему является эталоном и просто ради экономии в моменте менять проекты явно не стоит.
Получается, что заказчики готовы переплачивать за медь? Или просто проектировщикам не хочется ничего менять? Почему до сих пор многие делают выбор в пользу меди?
Я думаю, что основная принчина причина – это симбиоз качества и экономики. У меди есть все, чтобы быть «лидером». Удобство использования, долговечность и, конечно, привычка применять именно медь. Несмотря на доступность и безопасность алюминиевых кабелей до сих пор существует целый бизнес, связанный с заменой проводки в новостройках, когда многие покупатели квартир буквально «срезают» всю проводку при переезде, чтобы установить медные кабели. Стереотип о том, что медь — это знак качества, прочно укоренился в сознании потребителей. Выбить его будет не просто. А еще этот стереотип явно выгоднее для тех, кто продает и монтирует кабель. Ну вот зачем им терять деньги? Зачем им терять прибыль? Чтобы что? Алюминиевая проводка дает выгоду строителям, но не тем, кто потом меняет эту проводку на медную. Так и живем.
Очень бюджетная смета на "замену старой" алюминиевой проводки в старом фонде. Работы длились неделю, и мы потратили на это 80 тысяч рублей: 40 тысяч на материалы и 40 тысяч на работу электрика - комментарий от жительницы. (надо отметить, что цены актуальны на август 2023 года, а стоимость работ в столице и регионах и в новостройке и старом фонде может кратно отличаться. Таким образом, конкретно на этом примере переход на алюминиевый кабель сэкономил бы хозяевам не более 1500-2000 рублей, но заметно прибавил бы проблем с покупкой комплектующих и проведением работ.
Вы считаете, что именно восприятие медного кабеля и его экономика перевешивает преимущества алюминия?
Абсолютно. Люди часто основывают свои решения на стереотипах, и в данной ситуации медь ассоциируется с надежностью. Хотя в реальности алюминиевый сплав может предлагать некоторые преимущества с точки зрения стоимости, физические свойства меди, такие как проводимость и долговечность, всегда будут на первом месте. У алюминия есть свойство окисляться, что создает множество проблем, особенно в контактах. Эта проблема в сплаве решена. Но эта проблема еще лет 30 будет не решена в головах людей, которые кабель продают, монтируют и используют. Вот лет через 30, когда поколение полностью сменится, может быть что-то сильно поменяется. Людей перевоспитать почти нереально…
Получается Вы не верите в рост объемов прокладки кабелей из алюминиевых сплавов?
Верю. Но ограниченно. Алюминиевые сплавы найдут и уже кое-где нашли свое место на рынке. Повторю, что все понимают какие проблемы есть у алюминия и его сплавов. Только экономикой это не переломить. Я думаю, что рынок будет ориентирован на медь, и спрос на высококачественные медные кабели не исчезнет. Однако, если производители найдут способы улучшить характеристики алюминия и создать еще более прочные и «интересные» сплавы, тогда может быть интерес к ним возрастет. Но я не вижу, чтобы это произошло в ближайшие годы.
Как вы считаете, что должно произойти, чтобы привести к улучшению ситуации с алюминиевыми кабелями на рынке?
Прежде всего, необходимы серьезные исследования и разработки в области новых технологий. Если выйдет продукт, который сможет соперничать с медью по всем параметрам, тогда это будет прорыв для алюминия. Но на данный момент такие усилия не приносят ощутимых результатов.
А как Вы считаете, потребителю вообще нужно разбираться в типах кабеля. Может быть вопрос меди или алюминия может быть решен на уровне отрасли, например, просто Алюминиевая Ассоциация, УГМК и заводы Ассоциации «Электрокабель» могут просто взять и договориться. Далее стандартизация и постепенный переход на нужный сценарий. Реально «алюминиевую революцию» провести на уровне кабельных заводов?
Осведомленность имеет критическое значение. Если потребитель осведомлен и понимает, что покупает, это повышает качество и стандарты на рынке. Образование и информирование потребителей — ключ к успеху в преобразовании рынка. Например, они должны знать, на что обращать внимание при выборе кабелей — будь то проводимость, долговечность или стоимость. Алюминий имеет плохую репутацию, которая постепенно исправляется. Просветительская работа нужна. А вот насчет «насаждения» и «алюминиевой революции» — я считаю это гиблым занятием. Я думаю, что рынок (а точнее потребитель) сам выберет то, что ему нужно. Главное давать достаточно достоверной информации. Я вижу, что RusCable.Ru — это делает. Стоит отметить, что все подается аккуратно и дозированно и это работает. Заказчики обращают на это внимание. Они видят алюминий. Присматриваются. Бывают и запросы. Но это все «осведомленный» спрос, который будет только расти.
Последний вопрос на сегодня — каковы ваши прогнозы на ближайшие годы для рынка кабелей и его участников?
Я думаю, что рынок продолжит эволюционировать, но в основном будет сохраняться тенденция к медным кабелям. Алюминий может занять свою нишу на более низком уровне сегмента, но для высоконагруженных и сложных кабельных систем медь все равно останется золотым стандартом. Алюминий — это не главный драйвер и не главный «вызов кабельного рынка». Нужно смотреть в экономику. Она сейчас не здорова. Есть существенные проблемы. Проектов меньше, деньги дорогие. Вылезает новый «фальсификат», укрупняются холдинги. Думаю, что мы много всего интересного увидим в ближайшие 3-5 лет…
Спасибо за уделенное время и честное мнение о рынке. Спасибо за интервью!