Сверхкабель — это реальность

Порталу RusCable.Ru дал эксклюзивное интервью Андрей Николаевич Андрианов, генеральный директор компании "Росатом МеталлТех”. Кабельные решения этой компании знакомы рынку под предыдущим названием “Наноэлектро”. Но это не просто перезапуск, это смена парадигмы от демонстрации до реальной интеграции продукции в экономику.

“Росатом МеталлТех” — это не производитель в чистом виде, а интегратор передовых решений и технологий, связанных с применением металлов и сплавов, что принципиально отличает подход компании к инновациям. Пока большинство кабельных предприятий конкурируют и ищут преимущества в полимерных материалах и конструктивных исполнениях “Росатом МеталлТех” делает упор на металлы, которые лежат в основе любого кабеля и которые дают невероятные характеристики, которые невозможно получить другими способами. 

В интервью мы узнаем, почему сверхкабель — это не выдумка, а реальность, которую нам предстоит внедрить и осознать. 

Андрей Андрианов во время записи интервью в отрытой студии RusCable.Ru и Kabel.FM на выставке Cabex 2025

Здравствуйте Андрей Николаевич. Очень рады иметь возможность с Вами познакомиться и узнать о компании. Для начала хотелось бы лучше понять, что из себя представляет “Росатом МеталлТех” как самостоятельная компания в контуре ТВЭЛ и Росатома. 

Вопрос достаточно простой, но требует разъяснений. В нашей компании мы занимаемся активным развитием технологий, связанных с сверхпроводниками и металлами. В основном, мы превращаем их в коммерчески выгодные продукты и внедряем их в различные сферы. Мы действительно являемся подразделением ТВЭЛ Росатома, но фактически — это самостоятельная бизнес-единица, но далеко не стартап.

А если как-то проще объяснить?

Если говорить проще, то мы развиваем индустрию сверхпроводников,  сверхкабелей и сверхметаллов, создавая реальные решения для промышленности. Наши разработки помогают сделать высокотехнологичные отрасли, такие как атомная энергетика, космос или авиастроение, еще более совершенными.

Интересно, что у вас фамилия совпадает с известными учеными и деятелями науки, которые так или иначе работали в атомной промышленности?

Ну, должен сказать, что это чистое совпадение. Родственных связей или каких-то известных родственников из сфер электроэнергетики и металлургии у меня нет. 

А как вы попали в эту отрасль? Как строилась карьера в Росатоме?

В отрасли я уже давно — около 26 лет. В 1992 году я окончил Нахимовское военно-морское училище, в 1997 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова по специальности «Радиотехнические средства». Позднее учился в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 

До прихода в АО «ТВЭЛ» проходил службу в Главном штабе ВМФ Российской Федерации, которую завершил 1999 году и присоединился к команде АО «ТВЭЛ», где за годы работы прошел путь от ведущего специалиста до вице-президента по развитию бизнесов общепромышленной деятельности.

Последние 15 лет занимался формированием компаний в различных секторах на базе нашей компетенции. Это и специальная химия, и литиевые аккумуляторы, и аддитивные технологии. 

В частности, я возглавлял направление специальной металлургии, которая важна не только в кабельной промышленности, но и в высокотехнологичных сферах. Хотя, важно подчеркнуть, что вклад спецметаллургии в экономику невелик по объему — примерно 15%, — но она крайне важна для таких отраслей, как космос, авиастроение, кораблестроение, наука.

Важно понимать, что малотоннажная спецметаллургия это очень доходное направление, формирующее до 50% прибыли в сегменте высокого технологического производства страны. Без высокой точности и специальных материалов, таких как титан, невозможно развивать современные технологии и обеспечивать научные проекты.

Стенд "Росатом МеталлТех" на выставке Cabex 2025. Посетители и участники, которые привыкли видеть более привычные виды кабельной продукции, активно интересовались разработками и решениями "Росатом МеталлТеха". 

Вот интересный момент: кажется, что свойства материалов и сверхпроводники должны создавать новые рынки, но часто инновация есть — а коммерциализации нет. Рынок создается от свойств материала или материал создается под рыночный запрос. Что первичнее в вашем сегменте — инновация и наука или реальный коммерческий запрос?

Да, это очень глубокая мысль. В большинстве случаев инновации начинаются с научных открытий и новых свойств материалов. Пока мы не понимаем, как сделать сверхпроводник или другой высокотехнологичный материал, мы не можем его коммерциализировать. Но именно это движение — от науки к производству и рынкам — и формирует новые возможности для развития.

Можете поделиться конкретными цифрами, чтобы понимать как выглядит этот рынок в сравнении, например, с кабельным?

Конечно, ведь "Росатом МеталлТех" — не новичок на рынке, в том числе и на кабельном. Компания прошла через ребрендинг и многое сделало для своего развития. Сейчас ежегодный оборот составляет около 8 миллиардов рублей, что делает его одним из ключевых игроков на рынке спецметаллургии. Основную выручку дают именно металлы — мы производим продукцию из титана, такую как трубы, прутки, проволоку для высокотехнологичных отраслей, кабельное направление не такое крупное, но оно перспективное. 

А почему именно ваша компания этим занимается? Это какой-то очень закрытый клуб потенциальных производителей?

Нет, клуб, если можно так сказать, открыт для всех. Конечно работа в спецметаллургии требует больших инвестиций, но нельзя сказать, что мы одни. Конкуренция всегда присутствует. Например взять такой продукт как кальций — это очень важный спец металлургический материал, необходимый крупным металлургам для производства особо чистой стали, например автомобильных листов или рельсовой стали — там, где предъявляются высокие требования к чистоте и отсутствию дефектов после выплавки и обработки.

Почему именно мы? Всё дело в том, что мы производим электролитический кальций особо высокой чистоты, который изначально использовался для специальных отраслевых программ Росатома. Постепенно мы адаптируем этот продукт и для открытого рынка, при этом стараемся сохранять технические параметры и свойства, чтобы цена была приемлемой. Можно сказать, что у нас продукт атомного качества.

У нас есть как минимум шесть основных направлений. И все эти направления развиваются в рамках системной интеграции. И в конце концов, из наших материалов и продуктов получится полноценное готовое решение — например, томограф или другое технологичное устройство. Мы идём в этом направлении, развивая рынки, которые являются потребителями наших материалов. 

Наша задача показывать, что там, где раньше технологии и решения были закрытыми и пугающими, есть реальная возможности для разработки и реализации современных технологичных продуктов. 

Андрей Андрианов демонстрирует различные варианты применения продукции "Росатом МеталлТех".  На стенде были представлены как изделия компании, так и готовая продукция, изготовленная из проводов "Росатом МеталлТех". Например, можно было увидеть как реализовано экранирование кабельной сборки авиакосмического назначения с использованием сверхтонких проводов.

То есть, вы становитесь своего рода мостом между атомной отраслью и гражданским рынком?

Именно. Мы создаём продукты, которые ранее казались недоступными, и делаем их понятными и доступными для широкой аудитории. Это наш подход — показать, что атомные технологии могут иметь и мирное, гражданское применение.

А конкретно в области кабельных решений продукты поставляете и кому они нужны?

Тут у нас есть интересные примеры. Например, наши микро микрокомпонентные медные провода тридцатимикронной толщины, которые используются в спутниковых системах.

Одним из ярких применений является создание сетей спутниковых ретрансляторов — таких зонтичных антенн, что можно часто видеть на выставках. Сейчас идут испытания замены вальфрамовых нитей в этих антеннах на наши тонкие проволоки, что позволяет снизить вес в два раза, а снижение массы — очень важный фактор, так как вывод в космос стоит очень дорого.

Интересно, а как возник запрос на такую сверхтонкую и сверхпрочную проволоку. Кто и как придумал это применять в спутниковых антеннах? Это результат совместной работы науки и производства?

Конечно. Наука ставит задачи — например, снизить массу, увеличить надежность и прочность. Производство, в свою очередь, предлагает решения — наши тонкие провода — и вместе мы добиваемся нужных характеристик. В результате заказчик, например, разработчик спутников, сам приходит к нам, чтобы приобрести эти уникальные материалы.

Ну это довольно уникальная история. У нас вряд ли много производителей спутников, которые летают в космос. Получается, что пока эти супер провода будут продаваться очень небольшим объемом.

Да, к сожалению, пока у нас нет большого числа компаний, которые производят и запускают спутники, но надеюсь, что их будет больше. Рынок у нас есть, свой аналог старлинка все равно должен появиться, рынок точно существует и в будущем, если конкуренция вырастет, мы будем решать вопрос о масштабировании своего производства.

Образец сверхтонкого провода "Росатом МеталлТех" на выставке Cabex 2025. Толщина около 30 микрон. Подобный сверхтонкий и сверхпрочный провод используется для зонтичных антенн космических спутников.

Правильно ли я понял, что Вас не пугают малые объемы на текущем этапе и вы реализуете любые уникальные проекты и идеи, так как важно создать рынок под продукт?

Пока да, мы предлагаем уникальные продукты. Но в целом, если рынок расширится, у нас будет возможность становиться универсальным поставщиком и для других систем. Главное — обеспечить качество и соответствие требованиям.

В сверхпрочных кабелях существует два подхода — сплав и композиционная сборка — чем они отличаются и почему ваш продукт лучше обычных проводов или сплавов?

В основном сплав — смесь материалов, обладающих уникальными механическими свойствами. Такой провод или нить отличается высокой прочностью, надежностью и низким сопротивлением. Использование обычных материалов, например, циркониевых сплавов, в этом случае не сравнимо по характеристикам, потому что наш материал специально разработан для специфических задач, таких как космические или электронные системы.

График из каталога "Ниобиевая медь", который показывает зависимость прочности от температуры. Проводники "Росатом МеталлТех" имеют превосходящие характеристики даже по сравнению с цикрониевыми сплавами.

Иногда нужно использовать не сплав, а композицию. Тогда процесс производства проволоки больше похож на горячее волочение. В этом случае металлы не смешиваются как в сплаве, но работаю вместе как каркас.

Например, наши сверхпрочные провода по параметрам механической прочности они весьма близки к стали, при этом электропроводность сохраняется, пусть чуть ниже чистой меди. Чудес не бывает. Всегда есть какой-то баланс материалов.

Невозможно получить одну характеристику без ущерба для другой. Выделю, что снижение электропроводности — это не критично, ведь колоссальная прочность остаётся. Вроде бы кажется, что эти параметры несовместимы — высокая прочность и хорошая электропроводность — но нам удалось добиться такого сочетания.

В руке заготовка для кабеля на которой можно понять что такое композиционная сборка. Из такой заготовки далее могут получть очень тонкий провод с уникальными свойствами. 

Можете базово объяснить технологию производства подобных сплавов и сборок?

Конечно. Производство требует особого режима — это выплавка сплава при разной температуре, которая существенно отличается. Сложность в том, что один материал начинает плавиться, а второй — уже кипит. И управлять этим очень сложно.

В целом, эта технология — достаточно закрытая и очень узкий клуб специалистов может повторить наше производство. В мире подобными компетенциями обладает всего несколько компаний. Можно даже перечислить по странам: России, Италия, Швейцария, Германия, США, Южная Корея, Япония — все из клуба “сверхпроводников”.

Получается, что массового производства нигде нет даже в мире. Просто рынок еще не сформировался под подобные решения.

Да, в основном это закрытая сфера, и рынок пока очень ограничен — большие деньги и значительные затраты нужны для строительства таких производств. Пока что задач немного, и спрос невелик. Но это — стратегическая отрасль, и в будущем, возможно, всё изменится.

Чисто гипотетически, если сплав медь-ниобий будет достаточно дешевым, то ему найдется реально широкое применение?

Да, по сути, продукт становится дешевле, когда он находит широкое применение — так называемый эффект "массового производства". Тогда его себестоимость снижается, и есть стимул для массового применения, например, в инфраструктуре или бытовых электросетях.

Продукция "Росатом МеталлТех" действительно выглядила на Cabex 2025 как что-то из будущего. Хэдлайнер деловой программы выствавки Данила Медведев тоже заинтересовался разработками компании.

Этот сплав может стать альтернативой обычной меди или алюминию?

В теории — да, если она станет доступной по цене и сможет обеспечить нужные параметры. Конечно, у нее есть потенциал в использовании в электросетях, между домами, между линиями передачи, но на практике — не получится получить такую цену, чтобы заменить обычные простые металлы. Так не бывает. Инновация все равно стоит денег.

А если рассмотреть какие-то новые рынки о которых мы еще не знаем или их не понимаем?

Мы рассматривали возможность использования наших нитей — тридцати микронных — для создания защитных костюмов и элементов экранирования. Понятно, что это может пригодится в производстве специальной защитной экипировки. В гражданских целях, например, из этих нитей можно сделать что-то типа накидки для защиты беременных женщин от излучения. Получится такой экран. Как шуточный, но вполне серьезный вариант — шапочка из фольги, но вместо фольги тонкая шапочка с вплетением нитей. Не думаю, что она защит от чтения мыслей инопланетянами, но экранировать точно будет отлично и иметь небольшой вес. Возможно, что такие экранирующие ткани или элементы будут частью носимой электроники. Можно много нафантазировать вариантов применений, которые позволят уменьшить воздействие электромагнитного излучения на человека.

Звучит довольно футуристично. А реально сейчас эти сверхтонкие нити как применяются?

Самый тонкий образец сейчас — это примерно половина человеческого волоса, около 30 микрон. Мы можем сплести из этой нитки сеть, которая идет на спутниковую антенну, например, для создания спутниковых полотен.

Я заметил, что нити разных цветов. Это какая-то маркировка, чтобы их различать? 

Цвет связан с разными покрытием — например, никелем или медью, или их сочетанием. Технология гальваники позволяет создавать композиции, отвечающие требованиям заказчика — например, чтобы поверхность не окислялась или обладала определенными характеристиками.

Давайте перейдем к сверхпроводникам. Россия сейчас на мировом уровне в лидерах этого направления, но реальных кейсов применения кроме томографов и экспериментальных установок не так много. В вашем контуре — несколько типов сверхпроводников. Расскажите, пожалуйста, о текущих проектах, есть ли у вас что-то секретное?

В сверхпроводимости есть несколько направлений, например, ленточные сверхпроводники, высокотемпературные и низкотемпературные. Большая часть того, что мы видим — это развитие технологий, связанные с высокотемпературной сверхпроводимостью, которая, по моему мнению, в ближайшие годы и десятилетия так и останется востребованной для крупных научных проектов, таких как кольца коллайдеров, исследовательские установки, крупные мощности.

Основное же массовое применение, которое мы видим — это магнитные системы для магнитно-резонансных томографов (МРТ). Наши материалы для магнитных систем — это именно провода, из которых формируют катушки. Мы создаем возможность производить такие системы в России, чтобы обеспечить независимость от импортных решений вроде Siemens или Philips.

Это важная стратегическая задача. Мы понимаем, что такой продукт может заменить импорт и обеспечить развитие российских медицинских и научных технологий. Осталось сделать так, чтобы в России вырос свой хороший производитель аппаратов МРТ на мировом уровне. Компоненты для МРТ у нас уже есть.

Сверхпроводники для медицинских установок. Фото: Росатом Металлтех.

А рынок сбыта этого сегмента — мировой или внутренний?

В основном, конечно, это экспорт. В мире немного производителей таких сверхпроводящих материалов, и мы можем предложить конкурентоспособные условия. Пока спрос невелик, потому что этот сегмент требует больших инвестиций и времени на развитие. Плюс глобальная ситуация явно не способствует развитию экспорта.

А есть ли у вас планы по масштабированию производств или созданию аналогичных заводов за рубежом?

В целом, созданию аналогичных заводов препятствуют массовые затраты — производство таких сплавов и продуктов очень дорого и технологически сложно. Сейчас рынок очень мал и сфокусирован на научных проектах — например, коллайдерах или магнитно-резонансных системах. Смысла создавать новые производства пока нет. 

Может ли в будущем цена таких сверхпроводников стать приемлемой для массового применения, например, в гражданском транспорте или электросетях? Мы же помним эти классные научные промо-ролики с левитирующими поездами…

Теоретически, да. Такие материалы могут стать дешевле, если спрос на них увеличится, а технологии производства станут более массовыми. Но это, вероятно, произойдет не очень скоро…

А как насчет менее фантастических проектов, например, строительства высокоскоростных железных дорог. В мире это есть, в России — нет. Там, конечно, не сверхпроводники, но медь-ниобий может понадобитья достаточно в больших объемах. Я же не единственный, кто слышал о проектах типа  “Москва — Санкт-Петербург за два часа”? 

Да, безусловно, высокоскоростной транспорт — один из наиболее перспективных рынков для нашей продукции продукции. Строительство высокоскоростных железных дорог — это очень металлоемкий проект, который требует высокого уровня надежности и технической точности, что идеально подходит для нашей продукции.

Образец контактного провода "Росатом МеталлТех" для высокоскоростных железных дорог. 

Тогда, в перспективе, можно говорить о создании полноценной инфраструктуры или систем на базе отечественных компонентов?

Совершенно верно. Все зависит от экономических условий, уровня спроса и государственной поддержки. Но потенциал есть — и мы постоянно работаем над развитием новых решений для таких проектов. 

У нас есть образец и технология изготовления контактного провода, который предназначен для высокоскоростных магистралей и рассчитан на скорость движения в 400 км/ч.

К сожалению, пока нет понимания экономики и окупаемости такой инфраструктуры со стороны заказчиков. Нет субсидий, поэтому проект уже достаточно долго стоит в “ожидании”.

А можно чуть подробнее об этом контактном проводе? Что он из себя представляет? Просто формованный медный пруток?

Это сплав состоящий из нескольких нитей, сформированных из сложной композиции. То есть это не монолитное изделие, а многонитевой композиционный материал, который создается через процесс горячего волчения. Внутри — тёмные нити — это и есть наш ниобиевый сплав, обеспечивающий прочность и минимальное повышение сопротивления. Такой провод очень легкий, прочный и надежный.

А он предназначен только для новых высокоскоростных магистралей или может использоваться и в существующих системах?

Пока он создан для технологий высокого класса и крупных инфраструктурных проектов. Для более низких скоростей и менее требовательных систем используют классические методы — цельнотянутый медный провод. Наша продукция имеет превосходящие характеристики с очень большим запасом, поэтому обычные контактные провода не него не меняют. 

Ассортимент продукции достаточно широкий. Проволока может быть с несколькими вариантами покрытий и изготавливаться в широком диапазоне сечений. На стенде компании образцы с проволокой были размещены на фасаде в виде небольших катушек.

Раз заговорили про транспорт, то какая по вашему перспектива есть у магнитной левитации? Это вообще реально или после гиперлупов никто не верит в эти проекты? 

Безусловно, — это очень перспективное направление, где используются сверхпроводники и высокоточные материалы. Уже идут испытания и разработки, и я уверен, что в будущем магнитная левитация станет реальностью — 600 и более км/ч. Скажу так, что это вопрос не только технологий, но и экономики — кто будет готов платить за такие перевозки? Текущий уровень развития техники показывает, что это реально и вполне осуществимо, но очень дорого.

Может быть мы просто неправильно считаем? И надо смотреть не на стоимость проекта в моменте, а не весь жизненный цикл. Сколько времени можно сэкономить людям, если повысить скорость перевозки ЖД транспортом…

Конечно надо смотреть на жизненный цикл. Это особенная фишка Росатома. Здесь все десятилетиями измеряется. Мы всегда стараемся проектировать системы так, чтобы их можно было обслуживать без вмешательства и максимально долгий срок. Например, если бы можно было загружать ядерное топливо так, чтобы его хватило на 60 лет — это был бы идеальный сценарий. Такой подход значительно снизил бы себестоимость эксплуатации атомных станций. В наших проектах мы тоже это просчитываем.

Обычно наши заказчики ориентируются на стоимость закупки, их интересует цена на момент покупки. Управление жизненным циклом и оценка полного срока владения — это пока что редкое явление в практике.

Часто системы закупаются по системе "сухими" заказами без учета последующей эксплуатации, что мешает оптимизировать проект. Надеемся, что в будущем управление полным циклом станет распространенным подходом.

Скупой платит дважды? Вы тоже думаете, что принцип покупать самое дешевое на тендерах ни к чему хорошему не приводит?

Понятно, что в условиях ограниченного бюджета сейчас зачастую покупают самое дешевое решение, а возможность закупки более дорогостоящего оборудования или решения — чтобы снизить затраты на обслуживание и ремонт — часто остаются за кадром. Думаю, что в будущем рынок должен перестроиться, и предпочтения сместятся в сторону более длительной эксплуатации и меньших затрат на обслуживание.

Важно понять, что не все способы применения подобной продукции уже найдены. Важно, чтобы разработчики хорошо понимали, что в России существует проволока, нити и проводники с уникальными характеристиками и на основе этого могли сделать собственные решения.

Интересно узнать над чем вы сейчас работаете? Мы все интервью говорили о том, что у вас уже есть и часто это продукты завтрашнего дня. А есть что-то из “послезавтрашнего” на перспективу?

Сейчас у нас есть концепции и разработки в области покрытий и композитных материалов для использования в агрессивных средах — космос, атомная энергетика, малые энергетические установки. Например, развитие малой энергетики, мобильных атомных станций — это перспективное направление, где материалы должны выдерживать экстремальные режимы работы. Над продуктами для этих ниш мы активно работаем. Пока что нет тех решений, которые радикально заменят существующие, но технологии постоянно развиваются — и в будущем точно появятся новые сплавы и композиции, способные кардинально изменить электротехническую, атомную и кабельную отрасли.

В ближайшие 10-20 лет, думаю, будет активно развиваться малая атомная энергетика и морское машиностроение. Всё больше технологий ведет к миниатюризации и повышению надежности. И, естественно, при этом очень важна защита от внешних воздействий, изоляция, безопасность и прочность, что мы и обеспечиваем нашими материалами.

Общая тенденция — развитие новых видов электроники, микроприводов, миниатюрных двигателей в робототехнике, микроэкзоскелетов и система повышения персонального комфорта. Эти области требуют материалов высокой прочности, малых размеров и надежной работы — в таких сферах тоже могут понадобиться наши решения. 

Спасибо большое за интервью, даже если всего 10% того о чем мы говорили станет реальностью — это координально изменит нашу жизнь. Я, конечно жду, поезд Москва-Санкт-Петербург за 2 часа, но не откажусь от экзоскелета для работы на дачном участки и персональной экранирующей шапочки.

Сверхкабель — это уже реальность. Осталось с его использованием сделать все остальное. Это тоже реально. Над этим работаем. Мы вполне независимая, самостоятельная, коммерческая компания и с нами можно и нужно работать. Всех приглашаем к сотрудничеству с “Росатом МеталлТех”.

Смотрите видеоверсию интервью "Сверхкабель — это реальность" на платформе Vision, ВК, Rutube

Слушайте в подкастах на Kabel.FM и всех популярных подкаст-платформах.