RusCable Insider Digest




Содержание «RusCable Insider Digest» Выпуск № 198 от 16 ноября 2020 года

Скачать PDF. RusCable Insider Digest №198 от 16 ноября 2020 года

Рубрика "Обязательно к прочтению"

Массово отозваны лицензии у лабораторий по сертификации

По информации, полученной АПСС от Роспотребнадзора, на данный момент лицензии отозваны у 171 лаборатории по сертификации.

Одной из причин называется нарушение порядка проведения испытаний в целях подтверждения качества продукции по требованиям техрегламентов Таможенного союза. Проводимые испытания не позволяли удостовериться в безопасности технических устройств, что могло привести к появлению на рынке некачественной продукции, несущей угрозу для потребителя. Лаборатории выдавали протоколы испытаний, не получив полного объема информации, необходимой для подтверждения технических характеристик продукции.

 

Новака в отставку или на повышение? В правительстве сменятся пять министров

В понедельник, 9 ноября, президент Владимир Путин отправит в отставку глав четырех из 21 министерства – Минэнерго (Александра Новака), Минприроды (Дмитрия Кобылкина), Минстроя (Владимира Якушева) и Минтранса (Евгения Дитриха).

Новак, который с 2012 года возглавляет Минэнерго и является одним из авторов сделки России со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти (ОПЕК+), позволившей остановить падение цен на нефть и даже добиться их роста, назначен вице-премьером по ТЭК и промышленности.

 

Андрей Черезов покинул пост замглавы Минэнерго

Распоряжением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2020 года № 2937-р заместитель министра энергетики Андрей Черезов освобожден от занимаемой должности в связи с ее сокращением. Решение о сокращении количества заместителей министра с восьми до семи в сентябре 2020 года было принято Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.

 

Александр Новак представил нового министра энергетики России Николая Шульгинова коллективу Минэнерго

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Новак представил нового министра энергетики РФ Николая Шульгинова коллективу Минэнерго России.

В ходе встречи с коллективом Александр Новак и Николай Шульгинов обозначили как оперативные задачи, связанные с прохождением отопительного сезона и надежным энергоснабжением потребителей, так и долгосрочные планы работы, направленные на создание условий для роста экономики, развитие энергетики.

 

Разработан проект новых перечней товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

Документ должен заменить аналогичный перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р, которое утрачивает силу с 1 января 2021 года.

Проектируемый Перечень товаров включает 41 группу товаров (действующий перечень - 46 групп товаров). Исключаются, например, такие группы товаров, как "Провода и кабели электронные и электрические прочие", "Изделия из стекла изолирующие многослойные".

Согласно проекту постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 года.

 

Рубрика "Кабельный бизнес"

Генеральный директор ГК "Москабельмет" Павел Моряков выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

6 ноября генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Валерьевич Моряков принял участие в качестве гостя программы «Культ столичности. Новая промышленность» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Павел Валерьевич рассказал, что сегодня «Завод Москабель» и «Москабель – Обмоточные провода» являются лидерами в электротехнической промышленности России и заняли первое и второе места по производительности по всей стране. По рейтингу всех производственных компаний России эти два предприятия находятся на 47-м и 57-м местах, причем в списке такие гиганты как «Роснефть», «Газпром», «Русал», «НЛМК». Они находятся в первой десятке-двадцатке, а «Москабельмет» оказался в четвертой-пятой. ГК «Москабельмет» находится в стадии получения статуса промышленного комплекса. Планы по развитию большие, однако время и ресурсы ограничивают. К каждому проекту цифровизации, индустриализации и автоматизации руководство «Москабельмет» подходит с точки зрения экономической окупаемости. По мнению Павла, необходимо сохранять этот паритет, так как гонка за инновациями может привести в тупик – предприятие не должно стать центром сбора данных. Цифровизация подразумевает под собой максимальное удобство для клиентов, которое дает новые преференции в новом мире самому предприятию.

 

На АО "Иркутсккабель" запущено серийное производство экскаваторных кабелей.

Данные кабели имеют улучшенную конструкцию относительно экскаваторных кабелей из резины. Изоляция кабеля выполнена из высокомодульной этиленпропиленовой резины, что значительно повышает стабильность работы кабельной системы, надежность ее работы при пиковых токовых нагрузках, устойчивость кабеля к воздействию влаги и перепаду температур. Оболочка изготовлена из полиуретана, благодаря чему обладает повышенной износостойкостью.

Также на АО «Иркутсккабель» запущено производство кабеля со светоотражающей оболочкой. Такой кабель в конструкции имеет светоотражающие элементы, за счет которых кабель становится более заметным в темное время суток, что предотвращает его механические повреждения при открытых горных работах. На сегодняшний день экскаваторный светоотражающий кабель производства АО «Иркутсккабель» уже смонтирован и запущен в работу на нескольких крупнейших предприятиях золотодобычи в Дальневосточном федеральном округе.

 

Финансовое оздоровление "РОССКАТа" пройдет с сохранением производства

Первый вице-губернатор – председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов провел совещание, в котором приняли участие представители собственников одного из крупнейших предприятий региона – АО "РОССКАТ" (в настоящее время владельцем является банк непрофильных активов "Траст"): руководитель департамента управления активами ПАО "Банк "Траст", председатель совета директоров АО " РОССКАТ" Александр Меньщиков, руководитель АО " РОССКАТ" Денис Макиенко, и.о. министра промышленности и торговли Самарской области Олег Жадаев. Участники встречи обсудили ситуацию на предприятии.

В декабре 2019 года новый менеджмент принял предприятие в тяжелейшем финансовом состоянии и с растущей задолженностью. Под угрозой остановки оказался весь холдинг " РОССКАТа", включая его дочерние компании – в частности, завод "Севкабель" в Санкт-Петербурге. План банка по оздоровлению предприятия заключается в выделении имущественного комплекса, который будет осуществлять операционную деятельность. Далее актив, очищенный от долговой нагрузки, будет продан профильному заинтересованному инвестору. Этот сценарий предусматривает проведение процедуры банкротства юридического лица, не означающее закрытие самого производства.

 

Компания LS Cable & System разработала оптический кабель для "предотвращения хакерства"

Компания LS Cable & System (LS C&S) объявила о разработке оптического кабеля, специально предназначенного для предотвращения несанкционированного проникновения в сеть, а также о том, что закончены работы по подготовке к массовому производству нового кабеля.

Благодаря использованию специально разработанных оптических волокон и усиленного покрытия этот продукт способен предотвращать неправомерную утечку информации и нарушения в ее передаче. Во многих случаях оптические кабели стандартных конструкций уязвимы, из них можно извлечь почти всю информацию, такую как сообщения электронной почты, сведения о финансовых транзакциях и данные систем видеонаблюдения, как утверждают представители компании LS Cable & System.

 

Компания NKT разрабатывает прототип для проекта самого длинного в мире сверхпроводящего силового кабеля

Компания Stadtwerke München Infrastruktur приступила к первому этапу разработки проекта под названием SuperLink, который предусматривает создание самой протяженной в мире сверхпроводящей кабельной линии. Компания NKT является одним из главных партнеров на этапе разработки в этом инновационном проекте. Вместе с шестью другими партнерами она в настоящее время приступила к разработке технологии изготовления опытного образца сверхпроводящего силового кабеля, который предназначается специально для города Мюнхена, Германия. После того, как технология будет разработана и завершены торги для закупок по проекту, ожидается создание 12-километровой подземной линии, которая станет самым протяженным сверхпроводящим силовым кабельным решением в мире.

Благодаря сверхпроводящим силовым кабелям станет возможным расширение электроэнергетической системы в критических районах без необходимости перекапывать половину города. Сверхпроводящие кабели исключительно эффективны по сравнению с традиционными силовыми кабелями, они могут стать основным средством реализации перехода к возобновляемой энергетике в районах городской застройки благодаря соотношению мощности и размера.

 

"Томсккабель" освоил технологию производства силовых кабелей на среднее напряжение до 35 кВ с жилами секторной формы

«Томсккабель» освоил технологию производства силовых кабелей на среднее напряжение до 35 кВ с жилами секторной формы. Кабель в такой конструкции имеет сниженные наружные габариты и массу до 30% по отношению к аналогичным исполнениям кабелей с жилами круглой формы. Благодаря снижению масса-габаритных параметров увеличивается длина намотки кабеля на барабан, а также снижается радиус изгиба кабеля. Еще одно преимущество кабеля с секторными жилами – легко отделяемый полупроводящий слой по изоляции. Теперь при разделке кабеля нет необходимости применять специализированные инструменты, а также снижается риск повреждения изоляции при разделке.

 

НПП «Старлинк» и выставка «СВЯЗЬ-2020»

НПП «Старлинк» было традиционным экспонентом на выставке «Связь-2020», завершившейся 06.11.2020. На стенде НПП «Старлинк» были представлены новые разработки и конструкции кабелей, новые направления деятельности завода компании, а также готовые решения для строительства волоконно-оптических воздушных линий связи.

Особенное внимание было уделено линзованным кабельным сборкам. За прошедший год НПП «Старлинк» вступило в партнерские отношения с компанией Optokon (Чехия), специализирующейся на производстве линзованных разъемов и кабельных сборок. Специалисты компании прошли курс обучения оконечивания ВОК данными разъемами и, как следствие, одно из новых направлений производства – линзованные кабельные сборки.

 

Рубрика “Полимеры”

Сергей Штепа подписал Соглашение с ПАО "Газпром" и правительством Астраханской области

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и исполнительный директор ООО «Каспийская инновационная компания» Сергей Штепа заключили Соглашение о сотрудничестве при реализации проекта по созданию в регионе газохимического комплекса (ГХК) по производству пластиков.

В соответствии с документом «Каспийская инновационная компания» построит мощности по производству пластиков, а также научно-исследовательский центр по разработке новых пластиков и полимерных композиционных материалов. Сырьем для ГХК станет этановая фракция – она будет извлекаться из природного газа на мощностях Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ). Получение этана из природного газа будет организовано в регионе впервые. Для этого «Газпром», синхронно со строительством ГХК, проведет реконструкцию технологических установок АГПЗ. Правительство региона, в свою очередь, окажет компаниям содействие в решении земельных вопросов, получении необходимых разрешений и согласований для успешной реализации проекта.

 

Рубрика "Материалы RusCable.Ru"

Денис Перегудов: “РЭНЕРА” - это такой сигнал на рынок, что мы здесь, мы работаем в высокотехнологичном секторе литий-ионных систем накопления энергии

Беседовала: Лиза Коробкова
Герой: Денис Перегудов - коммерческий директор ООО “РЭНЕРА”

В октябре по многим СМИ разлетелась новость о том, что “Росатом” стал развивать направление систем накопления энергии под брендом “РЭНЕРА”. Из пресс-релизов можно было узнать, что эти системы должны предназначаться для электротранспорта, станций возобновляемой энергетики и, в принципе, обеспечивать бесперебойное энергоснабжение. Наша редакция RusСable.Ru решила разобраться в этом вопросе детально и отправилась в “Росатом”, а точнее, в его топливный дивизион ТВЭЛ, где, собственно, и базируется компания “РЭНЕРА”. На наши вопросы взялся ответить коммерческий директор “РЭНЕРА” Денис Перегудов. 


Денис, расскажите, чем занимается компания “РЭНЕРА”?

“РЭНЕРА” – это системный интегратор, который создан госкорпорацией “Росатом”. Мы специализируемся на разработке и производстве систем накопления энергии. Вообще, компания сначала называлась “Катодные материалы” и была создана в 2011 году как совместное предприятие с “Роснано”. Затем “Росатом” выкупил долю “Роснано”, и сейчас компания на 100% принадлежит госкорпорации “Росатом” в лице АО «ТВЭЛ». Компания специализировалась на производстве катодных порошков. Это химический элемент, который используется для производства ячеек. Ячейки используются в батареях, которые, в свою очередь, применяются в более сложных системах накопления энергии. В 2019 году пришло новое руководство в лице генерального директора Эмина Аскерова, меня и других директоров направлений. Была сформирована молодая новая команда. Сейчас в компании работают порядка 50 человек. Буквально неделю назад компания завершила ребрендинг: до этого мы назывались “Катодные Материалы”, сейчас называемся ООО “РЭНЕРА”. Работаем в трех направлениях: разрабатываем и производим системы накопления энергии для логистической техники (погрузчики, штабелеры), пассажирского транспорта (электробусы и троллейбусы) и энергетики.

 

А почему вы основываетесь именно на трех направлениях?

Многие знают, что литий-ионные аккумуляторы используются повсеместно. Даже в наших телефонах есть литий-ионные аккумуляторы. Наша компания специализируется на промышленных батареях. Изначально, когда этот бизнес создавался, мы производили продукцию для собственных нужд. Первые литий-ионные батареи были сделаны для модернизации собственного логистического транспорта: у “Росатома” огромное количество предприятий, порядка 350. И очень много логистической техники традиционно оснащено свинцово-кислотными батареями, сегодня это уже устаревшая технология. Начав модернизировать свою технику, мы увидели хороший экономический эффект и решили применить полученный опыт на внешнем рынке. Затем появился заказчик на пассажирский транспорт, под него мы закупили производственную линию, разработали более мощную батарею. И в дальнейшем увидели, что и для энергетики можем производить решения. Собственно говоря, изначально пошли от внутреннего отраслевого спроса и потом, проверив эту технологию, получив отзывы, проведя испытания, начали предлагать ее внешним контрагентам.

 

В чем преимущество литий-ионных аккумуляторов перед свинцово-кислотными?

Вообще, литий-ионная технология получила Нобелевскую премию в прошлом году, что говорит о признании этой технологии мировым сообществом как важнейшей с точки зрения прогресса человечества. По своим техническим характеристикам литий-ионная технология обладает более высокой плотностью энергии, отсутствием эффекта памяти, более длительным сроком службы (до 10 лет), эти качества позволяют существенно сократить расходы на оборудование, увеличить его эффективность. Это новый виток технологического развития, поэтому преимущество литий-ионной технологии над свинцовой обусловлено временем и потребностью клиентов.

 

Вы вначале обмолвились про производственные мощности. Можете рассказать о них подробней и чьи ячейки вы используете?

Мы производим литий-ионные батареи порядка четырех лет, но на внешний рынок начали выходить фактически с 2019 года. У нас сейчас три производственные площадки. Одна в Новосибирске на заводе химконцентратов, который является не только крупным производителем ядерного топлива, но и заметным игроком на рынке батарейного лития. Там у нас находится производство катодного материала. Производство самих батарей ведется в Новоуральске на производственных мощностях НПО “Центротех” – это машиностроительное предприятие в контуре Топливного дивизиона “Росатома”. Это второе градообразующее предприятие Новоуральска после знаменитого Уральского электрохимического комбината, который тоже входит в ТВЭЛ. И также недавно мы запустили опытно-промышленный участок в Москве, где мы производим и тут же испытываем батареи для внешнего рынка, для тех заказчиков, которым нужно их сделать быстро под индивидуальные требования.

 

Денис, я знаю, что у вас довольно большой опыт работы в сфере энергетики, и как так получилось, что вы взялись за новый бизнес и развитие нового направления даже по российским меркам?

Даже когда я работала в General Electric, там я тоже развивал новые направления: та же предиктивная аналитика, новые технологии мембранной очистки. Мне нравятся какие-то новые истории, особенно в области технологического сектора, которые способны кардинально изменять привычные принципы работы или формировать новые направления в индустрии. И когда поступило предложение войти в новую команду в “Росатоме”, сама технология показалась мне очень интересной, я увидел в ней большую перспективу. Я тесно увязываю будущее батарей с развитием робототехники, и мне как человеку заинтересованному хотелось бы, чтобы у нас эта робототехника развивалась, по улицам ходили роботы и выполняли за человека какую-то неинтересную работу, и вот такой механизм не может работать без батарей. То есть это своего рода фантастическое будущее, к которому ты уже сейчас можешь приложить руку. Ну и повсеместно сейчас внедряется электротранспорт, и это не только лучшее по техническим характеристикам решение. Стандартный семейный электромобиль может за несколько секунд разогнаться и обогнать спорткар, который стоит в десятки раз дороже. Это достигается в том числе за счет батареи. Здесь понятная экономия: вам не нужно заправлять транспорт, то есть вы экономите свой семейный бюджет. Но еще важна и экология, это сейчас серьезная тема, и низкоуглеродное будущее – это будущее человечества. Быть у истоков этого, вносить свой вклад, безусловно, вдохновляет. 

 

А на каких рынках “РЭНЕРА” акцентирует свое внимание? Есть ли экспортный потенциал?

Как я уже сказал, у нас три направления. Мы уже являемся серьезным игроком на рынке логистической техники в России. Мы ведем переговоры с компаниями, которые поставляют логистическую технику из-за границы: с японцами, немцами. Нас уже знают. В направлении энергетики мы ведем работу с российскими производителями промышленных источников бесперебойного питания. Они свою продукцию поставляют на ЦОДы, в телеком-сегмент. Здесь достаточно большой спрос, мы видим этот рынок весьма перспективным в России, где всерьез смотрят на литий-ионные технологии, потому что они реально компактнее и эффективнее, хотя в некоторых случаях и дороже, если сравнивать со свинцово-кислотной технологией «в лоб». Системы постоянного оперативного тока для сетевых компаний – это большая ниша. Мощные энергетические накопители, в том числе для децентрализованной генерации. Для России это вообще интересный момент, ведь у нас Зауралье, Сибирь, Дальний Восток с децентрализованной энергетикой, где очень много дизельных станций. Внедрение возобновляемых источников энергии (ветряков, солнечных панелей) с дополнением к ним системы накопления энергии серьезно улучшает экономику проектов, поэтому мы видим огромное будущее за развитием таких удаленных регионов. Вариантов применения литий-ионной технологии огромное множество, мы даже все до конца еще не знаем. Постоянно возникают какие-то идеи, и литий-ионную технологию можно применять даже там, где на первый взгляд не очевидно ее применение, но она может помочь. Допустим, атомный ледокол, у которого есть поступательное и реверсивное движение при проламывании льда. И вот на реверсивном ходу возникает большой избыток энергии. Имея накопитель на борту, эту энергию можно накапливать и потом использовать. Вот новое применение литий-ионных технологий. На свинце это не сделаешь, потому что он очень тяжелый, поставить такое на корабль – это увеличить вес судна. Поэтому мы в постоянном поиске новых идей применения литий-ионной технологии, и зачастую идеи опережают наши возможности по разработке каких-то решений для рынка. Мы видим перспективу, но не хватает человеческих ресурсов для реализации идеи. Литий-ионные накопители – это огромный рынок и огромный потенциал, и мы идем к его освоению. 

 

Системы накопления энергии это пока еще дорого, хотя литий-ионные аккумуляторы с каждым годом становятся дешевле. Как вы продвигаете свой продукт с учетом того, что это пока еще дорого?

Дорого, наверное, неправильное слово. В любом случае, для клиента эти решения стоят своих денег, иначе он бы их не покупал. Но там, где до этого применялась свинцово-кислотная технология, в большинстве случаев она оказывается дешевле, чем литий-ионная, если проводить прямое сравнение. Тут все зависит от подхода. Если смотреть на весь жизненный цикл и экономическую эффективность от применения, то литий-ионная выигрывает у свинцово-кислотной. И для тех, кто считает деньги не просто “я сейчас заплачу и все”, а “сколько мне будет стоит обслуживание, какие возможности передо мной открываются», «есть ли какое-то более эффективное решение» – литий-ионная технология обгоняет. Поэтому эта цена оправдана уже сейчас. Плюс технология постепенно становится более доступной, и на горизонте 2–3 лет мы ожидаем снижение цены около 15%. Мы понимаем, что входной билет на эту территорию рынка достаточно дорогостоящ, мы разрабатываем для клиентов различные коммерческие схемы (аренда, лизинг). Грубо говоря, если вы хотите потратить 200 тысяч на свинцово-кислотную батарею, а литий-ионная будет стоит 800 тысяч рублей, то на протяжении 2–3 лет вы получите такой эффект, что эти цены сравняются, а с учетом срока службы литий-ионных батарей 5–10 лет, вы уже получаете конкретный экономический эффект. Для снижения CAPEX наша компания предлагает аренду с последующим выкупом оборудования, есть еще лизинговые схемы, договор жизненного цикла. Сейчас направили предложение в “Мосгортранс” по поводу поставки батарей по схеме продажи электроэнергии с накопителя за киловатт-час: то есть, грубо говоря, мы поставляем ее условно бесплатно, а клиент, потребляя энергию с нее, платит по согласованному тарифу за киловатт-час потребленной энергии из батареи. По trade-in, к сожалению, пока ни одного запроса не получили, но по факту мы и его делаем. Если какой-то клиент придет и скажет, что у него есть старые батареи и что он хочет поменять их на новые, мы это просчитаем и предложим клиенту какую-то интересную для него схему. В том числе мы предлагаем и утилизацию батарей, что немаловажно, потому что сама химия, которая в них используется, вредна для окружающей среды, и вопросы утилизации, особенно в Европе, стоят достаточно остро. Клиентам в России мы сразу можем предложить договор жизненного цикла с последующей утилизацией, то есть у них не будет потом проблемы, куда эту батарею деть. Также для дорогих для нас клиентов мы предлагаем отсрочки платежа на 2–3 месяца, что иногда помогает клиентам принять решение в нашу пользу.

 

Рубрика "Электросетевой комплекс России"

"Россети Сибирь" поддерживает развитие науки

В компании «Россети Сибирь» определен список финалистов открытого конкурса научных работ 2020 г. Пройдя все испытания, в финал вышли 12 участников – сотрудники энергокомпании из Бурятии, Омска и Кузбасса, а также представители профильных вузов Барнаула, Улан-Удэ и Томска.

По итогам первого этапа конкурса определены призеры в трех номинациях – «Инновационное оборудование и технологии распределительного электросетевого комплекса Сибири», «Информационные системы в распределительном электросетевом комплексе Сибири» и «Инновации в экономике и управлении распределительным электросетевым комплексом Сибири».

 

Группа "Россети" получила паспорта готовности к осенне-зимнему периоду 2020/2021 г.

Приказ подписан Министерством энергетики Российской Федерации. Документ подтверждает полную готовность «Россетей» к отопительному сезону 2020/2021 г. во всех 80 регионах присутствия. Все ДЗО и филиалы Группы получили паспорта в срок. Таким образом компании в полной мере соответствуют требованиям, установленным правилами подготовки к ОЗП Минэнерго России.

Финансирование программы ТОиР «Россетей» 2020 года составило 70 млрд рублей. Произведен ремонт 45 191 км ЛЭП от 35 кВ и 613 трансформаторов. На 100% сформирован запас оборудования. В резерве – 6014 передвижных источников питания мощностью 482 МВт. Для ликвидации нештатных ситуаций обеспечена готовность 50 305 человек и 24 721 ед. авто и спецтехники, сформировано 10 082 аварийно-восстановительных бригады.

 

РусГидро ввело в эксплуатацию Усть-Джегутинскую малую ГЭС в Карачаево-Черкесии

В Карачаево-Черкесской Республике РусГидро ввело в эксплуатацию Усть-Джегутинскую малую ГЭС мощностью 5,6 МВт. В торжественной церемонии пуска приняли участие первый заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Андрей Казаченков и глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов.

Среднегодовая выработка электроэнергии Усть-Джегутинской МГЭС составит более 25 млн кВт·ч.

 

Материалы ЭНЕРГОСМИ

Международная морская судоходная промышленность рассматривает ядерные двигательные установки

Международная морская организация приняла обязательные меры по сокращению выбросов парниковых газов от международного судоходства в соответствии со своим договором о предотвращении загрязнения (MARPOL) с использованием своего расчетного индекса энергоэффективности (EEDI), обязательного для новых судов, и своего плана управления энергоэффективностью судов (SEEMP).
IMO нацелена на снижение углеродоемкости международных перевозок по крайней мере на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 2008 года и на 70% к 2050 году. IMO приняла эти меры в поддержку цели № 13 Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития, чтобы принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

На долю международного судоходства приходится около 90% мировой торговли товарами, и в настоящее время в Мировом океане работает более 53 000 торговых судов. На их долю приходится более 6% мирового потребления нефти, или около 5 млрд баррелей в год.
IMO рассматривает целый ряд долгосрочных решений для топлива с нулевым содержанием углерода, таких как аммиак и водород, но именно ядерные технологии дают наибольшие перспективы в отношении стоимости топлива и производительности.


IMO рассматривает вопрос о небольших ядерных реакторах, подобных тем, которые сделали ядерный флот столь успешным. Так же, как и флот, большие морские флотилии имеют очень большие корабли, которые требуют огромного количества ископаемого топлива.
Новый контейнеровоз OOCL Hong Kong имеет длину 1300 футов (400 м), что больше, чем любой авианосец. И есть еще много таких же размеров в морском флоте. OOCL был разработан, чтобы быть супер энергоэффективным, как и все новые корабли. Он использует только 21 000 галлонов топлива в день и выделяет на 60% меньше парниковых газов, чем традиционные суда. IMO считает, что наибольшая экономия выбросов в ближайшие десять лет будет обеспечена за счет таких усовершенствований конструкции.

Экономия углерода от атомных судов лучше всего демонстрируется путем сравнения судов аналогичного размера. Один только Военно-морской флот Соединенных Штатов располагает более чем сотней ядерных реакторов, которые питают 86 подводных лодок и авианосцев, производя электричество и тепло.
Соединенные Штаты построили два авианосца одинакового размера с разницей в несколько лет, USS John F. Kennedy [CV-67, 1052 фута (321 м) в целом] и USS Dwight D. Eisenhower [CVN-69, 1092 фута (332,8 м) в целом]. «Айк» работает на атомной энергии, а «Кеннеди» сжигает нефть.

Как указывает Гэри Хоу, при движении всех четырех винтов вперед по всей длине, запуске самолета со всех трех паровых катапультов, приготовлении 4500 блюд на обед и опреснении морской воды, «Кеннеди» получил 13 дюймов к галлону морского дистиллятного мазута. Это означает, что 1000 галлонов были сожжены только для того, чтобы пройти свою собственную длину. Или более 125 миллионов галлонов, чтобы один раз обогнуть Тихий океан.

Читать полную версию

 

Рубрика "Научно-технический прогресс"

Физики нашли новый тип низкотемпературной сверхпроводимости

Изучая свойства твердого конденсата Бозе – Эйнштейна – экзотической формы материи, которая ведет себя как один гигантский атом, – физики открыли новую форму низкотемпературной сверхпроводимости. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"До недавнего времени о том, что конденсат Бозе – Эйнштейна может обладать сверхпроводящими свойствами, предполагали только теоретики. Мы впервые доказали это в нашей лаборатории с помощью нового материала на основе железа и селена", – прокомментировал открытие один из его авторов, доцент Токийского университета Козо Оказаки.

Конденсат Бозе – Эйнштейна – это экзотическая квантовая форма материи, которая похожа на газ и жидкость и состоит из множества атомов, охлажденных почти до абсолютного нуля. Это облако частиц ведет себя как один гигантский атом, подчиняясь законам квантовой физики. Благодаря этому ученые могут легко манипулировать свойствами подобных искусственных атомов и использовать их в качестве кубитов – ячеек памяти квантовых компьютеров – и прототипа сверхпроводников.

Классическая теория сверхпроводимости, которую в середине прошлого века сформулировали Джон Бардин, Леон Купер и Джон Шриффер, указывает, что конденсат Бозе – Эйштейна может быть сверхпроводником. Однако проверить эту гипотезу сложно из-за того, что обычно конденсат находится в газообразной форме, поэтому ученые не могли измерить ее сопротивление и другие свойства, связанные со сверхпроводимостью.

Новые сверхпроводники

Оказаки и его коллеги решили эту проблему. Они изучали свойства разных форм классических сверхпроводников, которые состоят из смешанных в разных пропорциях атомов железа, серы и селена. Меняя количество серы и селена, физики изучали, как в материале менялся характер движения электронов при охлаждении до температуры, близкой к переходу в сверхпроводящее состояние.

Читать полную версию

 

Рубрика "Цифровая трансформация"

Обрабатывать данные предложили в Арктике

Совет по цифровой экономике при Совете федерации предлагает создать в Арктике льготные условия для развития центров обработки данных (ЦОД) на базе отечественного оборудования. Предполагается, что компании, которые запустят ЦОДы в Арктике, смогут сэкономить на их охлаждении. Но эксперты предупреждают, что строительство дата-центров на таком отдалении от основной массы интернет-пользователей грозит задержками в передаче информации.

По словам президента Ассоциации участников рынка ЦОДов Игоря Дорофеева, предложение будет интересно лишь госкомпаниям, которые будут строить ЦОДы в государственных интересах. Для частных же компаний запуск дата-центров в Арктической зоне, по его словам, практически бесперспективен. «ЦОДы должны находиться максимум в 300 км от потребителя, только такое расстояние гарантирует отсутствие задержек в передаче информации. Сейчас их строят в основном в Москве, потому что пока даже столичный рынок полностью не занят. Зачем устанавливать ЦОДы в малонаселенных регионах, где у них практически нет потребителей? Проблема и в том, что специалистов для обслуживания ЦОДов нужно как-то перевезти в Арктику, платить им высокие северные зарплаты», – рассуждает он.

 

Качество энергоснабжения повысят с помощью новых технологий

В России стартует пилотный проект по улучшению надежности и качества электроснабжения потребителей за счет внедрения новых технологий и оптимизации работы электросетевых компаний. Распоряжение, утвердившее паспорт пилотного проекта, подписано правительством РФ. Речь идет о внедрении на основе цифровой модели электросетей онлайн-систем принятия решений и механизмов мониторинга, независимых от человека. До 1 июля 2021 года будут отобраны участники эксперимента.

Показатели, по которым будут оцениваться участники «пилота», – это, прежде всего, сокращение частоты и продолжительности отключений энергоснабжения, экономическая эффективность (снижение капитальных затрат и операционных расходов). По итогам реализации пилотных проектов часть из них будут признаны типовыми и будут масштабироваться.

 

Правительство расширяет поддержку разработчиков цифровых платформ

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о расширении поддержки разработчиков цифровых платформ для производства высокотехнологичной промышленной продукции.

В обновленной версии правил увеличивается размер компенсации по расходам организации на оплату труда сотрудников. Если раньше он зависел от средней зарплаты по региону, то теперь – от средней региональной зарплаты специалистов в области информационных технологий. Кроме того, отменяются процентные ограничения по затратам на покупку оборудования и по договорам на выполнение научных и конструкторских работ, что позволит организациям самостоятельно выбирать объемы господдержки по каждому направлению в зависимости от проекта.

 

Рубрика "Инвестпроекты"

"Крымэнерго" потратит 2 млрд рублей на строительство ЛЭП из Севастополя на ЮБК

«Крымэнерго» потратит 1,914 млрд рублей на строительство транзитной линии 110 кВ из Севастополя в село Лучистое через Ялту. Тендер разыгрывают на портале госзакупок.

Согласно документации, деньги потратят на реконструкцию подстанции 110 кВ «Заря», строительство транзита, реконструкции подстанции «Алупка», строительство на подстанции в Лучистом источников реактивной мощности 25 мегавар. Это первый и четвертый этапы строительства. Ожидается, что строительные работы завершатся к 30 июня 2022 года, а к сентябрю объекты введут в эксплуатацию. За каждый день просрочки предусмотрены штрафные санкции – по 100 тысяч рублей.

 

К 300-летию Екатеринбурга построят концертный зал филармонии по проекту Захи Хадид

 Новое здание филармонии планируют построить в 2023 году и открыть к трехсотлетию Екатеринбурга.

Проект концертного зала выполнен в виде здания с волнистой крышей и прозрачным фронтальным экраном, сквозь который просматриваются и необычные дугообразные линии внутреннего пространства концертного зала. Всего в филармонии будет пять залов, включая Большой зал на 1600 мест и Камерный на 350 мест. При этом особое внимание в объемно-планировочных и конструктивных решениях концертных площадок уделено видимости и акустике. Более того, по замыслу авторов проекта, волнообразные линии в филармоническом пространстве служат еще и визуальной метафорой звуковой волны. Для достижения наилучшего акустического эффекта в отделке стен Большого зала будут применены современные звукоотражающие материалы. А специальная система расположения кресел в зрительном зале позволит увидеть происходящее на сцене с любого места.

 

Правительство одобрило четыре проекта электрификации БАМа и Транссиба

Правительство РФ одобрило четыре проекта строительства генерации для электрификации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей мощностью до 1,4 гигаватт.

Согласовано строительство ТЭС «Пеледуй» в Бодайбинском районе Иркутской области на 456 мегаватт, расширение угольной Нерюнгринской ГРЭС «РусГидро» на два энергоблока по 215 мегаватт каждый, новых угольных ТЭС в Советской Гавани (в районе порта Ванино) на 260 мегаватт и в Находке на юге Приморского края мощностью до 280 мегаватт. В совокупности планируется построить около 1,43 гигаватта новой мощности. Инвестиции в сооружение генерации для Восточного полигона составят около 200–250 миллиардов рублей, еще около 100 миллиардов рублей — строительство электросетей.

 

Рубрика "Правительство и экономика"

Кабмин включил радиоэлектронику в перечень приоритетной экспортной продукции

Экспорт российской радиоэлектроники будет поддерживаться государством в приоритетном порядке. Распоряжение об этом подписал председатель правительства России Михаил Мишустин.

Продвижение продукции российской радиоэлектронной промышленности на мировой рынок предусмотрено стратегией развития отрасли до 2030 года. Правительство разработало ее по поручению президента и утвердило в январе 2020 года. Одна из основных целей развития отрасли на ближайшие 10 лет – рост выручки в 2,5 раза, а также почти трехкратное увеличение экспорта.

 

Рубрика "Электротехника"

Осознанный подход к электричеству: полезные советы Legrand ко Дню энергосбережения

11 ноября отмечается Международный день энергосбережения. Праздник посвящен привлечению внимания властей и общественности к осознанному потреблению энергоресурсов, что стало особенно актуально в наши дни.

Компания Legrand предлагает несколько советов, которые помогут сократить потребление электроэнергии, тем самым минимизировав воздействие на окружающую среду и сократив расходы на электричество.

  • Выходя из комнаты, выключайте свет.
  • Используйте светодиодные лампочки.
  • Управляйте светом.
  • Замените обычные розетки и выключатели на умные.
  • Не забывайте про зарядные устройства в розетке.
  • Отключайте ноутбуки/телефоны от зарядного устройства после полной зарядки.
  • Установите датчики движения.

 

Огнестойкое решение СКС CAT 6А/6/5е на основе кабеля FRHF

Компания ДКС презентовала новое решение – структурированную кабельную систему на основе огнестойких кабелей в исполнении FRHF (согласно ГОСТ IEC 60331-23-2011). Такие СКС предназначены для построения систем противопожарной обороны и жизнеобеспечения в условиях пожара, а также для обеспечения непрерывной передачи информации даже в такой ситуации. Огнестойкость кабеля в исполнении FRHF – 180 минут. При этом обеспечивается скорость передачи информации от 100 Мбит/сек и выше.

Эти параметры позволяют использовать кабель для построения систем управления автоматическим пожаротушением, систем управления эвакуацией, удаления продуктов горения и т.п. Использование СКС на основе огнестойких кабелей позволяют продолжать управление, например, технологическим оборудованием даже при возгорании или же позволяют корректно завершить процессы. Для построения СКС в линейке продуктов представлены огнестойкие экранированные и неэкранированные кабели категорий 5е, 6, 6А, 7 и 7А.

 

Новые профессиональные источники бесперебойного питания

Компания ДКС расширила профессиональную линейку источников бесперебойного питания Extra TT. В серию вошли модели мощностью до 400 кВА и до 500 кВА. Новинки позволят наращивать мощность или производить резервирование по схеме N+1 при параллельной работе до 6 устройств (общая мощность – до 3 МВА).

Особенности линейки:

  • ИБП с топологией онлайн (двойного преобразования);
  • трехфазный вход, трехфазный выход (3:3);
  • Мощность от 60 до 500 кВА;
  • КПД – до 96% в режиме онлайн, до 98% - в эко-режиме;
  • Гибкость подключения благодаря доступным интерфейсам RS-232 и USB;
  • Возможность установки внешних батарей для увеличения автономии;
  • Встроенный сервисный байпас.

 

Металлические лотки IEK® – сделаны в России!

Металлические кабеленесущие системы IEK® имеют преимущество при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Об этом свидетельствует заключение Минпромторга о подтверждении производства в РФ металлических лотков IEK®.

Документ, который получила IEK GROUP, дает право экспортировать продукцию производства РФ для последующего использования российскими предприятиями в иностранных государствах. Металлические кабеленесущие системы IEK® производятся на предприятии IEK GROUP в Ясногорске (Тульская область).

 

В Великобритании представили первую масштабную установку для накопления энергии в воздухе

В Великобритании представили первую в мире крупную установку по накоплению энергии в виде жидкого воздуха. Она будет использовать избыток электроэнергии от ветряных электростанций в ночное время, чтобы сжимать воздух при температуре –196 градусов по Цельсию. Затем, во время пика спроса на энергию, жидкий воздух нагревается и расширяется.

В результате этого приток воздуха приведет в движение турбину для производства электричества, которое может быть продано обратно в сеть. На установке мощностью 50 МВт, расположенной недалеко от Манчестера, будет храниться достаточно электроэнергии для питания примерно 50 тыс. домов. Исследователи отмечают, что установка может быть эффективна на 60–70%, в зависимости от того, как она используется. Это менее эффективно, чем батареи, но преимущество жидкого воздуха заключается в низкой стоимости резервуаров для хранения – так что ее можно легко масштабировать.

 

В Японии представили футуристичный проект плавучего космопорта для космического туризма

Архитекторы японского архитектурного бюро Noiz разработали концепцию футуристического четырехэтажного космопорта, расположенного на острове в Токийском заливе. Космопорт – это аэропорт будущего, предназначенный для запуска туристов в космос. Структура проекта практически не отличается от традиционных аэропортов за исключением того, что на посадочных полосах будут располагаться летательные аппараты, которые могут выходить на околоземную орбиту, а не самолеты.

Крыша космопорта покрыта солнечными панелями, однако их расположение позволяет проникать прямым лучам солнца внутрь здания. Это очень важный момент, так как, по словам архитекторов проекта, такая конструкция позволит создать внутренние дворики и даже сады, которые будут находиться «будто под открытым небом». Над общей площадью космопорта возвышаются две башни, каждая из которых отвечает за прибытие и отправление пассажиров.

 

В Норвегии построили офисное здание, которое полностью работает на солнечной электроэнергии

В городе Порсгрунн (Норвегия) построили офисное здание Powerhouse Telemark из экологически чистых материалов, которое полностью работает на электроэнергии, сгенерированной солнечными панелями, и отдает излишки в сеть.

Фасад 11-этажного здания немного перекошен. Часть его крыши на восточной части наклонена под углом 45 градусов. Там установлены солнечные панели. Архитекторы спроектировали остекление здания таким образом, чтобы как можно больше снизить необходимость в искусственном освещении. Powerhouse Telemark была построена с использованием экологически чистых материалов: древесины, гипса и плитки для кровли, состоящей на 70% из переработанных рыболовных сетей. Деревянный настил сделан из золы от древесной стружки. Также строители тщательно продумали теплоизоляцию здания, сделав его как можно более герметичной: излишнее тепло не покинет офиса. Для отопления в Powerhouse Telemark также используются геотермальные скважины глубиной 350 м.

 

В Словакии успешно прошел испытания летающий автомобиль-трансформер

Созданное компанией Klein Vision из Словакии необычное транспортное средство AirCar совершило тестовые полеты в аэропорту Пьештяни. Машина AirCar способна перемещаться как по дорогам общего пользования, так и взлетать в воздух.

На данный момент AirCar совершил уже два взлета и две посадки — все успешные. Во время полетов машина суммарно преодолела в воздухе расстояние около километра на высоте в пару сотен метров. Технические характеристики AirCar впечатляют: максимальная дальность (пока не указывается, в каком режиме движения) – 1000 километров, максимальная скорость и на земле, и в воздухе – 200 километров в час, масса – около 1100 килограммов, грузоподъемность – два взрослых человека и 200 килограммов груза.

 

Французский стартап разработал антибликовое стекло, которое увеличивает эффективность солнечных панелей на 12%

Французский стартап разработал всенаправленное антибликовое стекло, которое увеличивает эффективность солнечных панелей на 12%.

Фотоэлектрические модули, оснащенные стеклом с антибликовым покрытием, раскрывают свой потенциал не только в полдень, когда солнце находится в зените, но и в начале, и в конце дня, тем самым рабочий диапазон солнечных панелей расширяется. При перпендикулярном падении света на фотопанель выигрыш по количеству производимой электроэнергии при установке стекла составляет 4–5%, а в начале и в конце дня, когда потребность в электричестве наиболее высокая, может производиться на 25% больше энергии.

 

В США успешно прошел пробный запуск Hyperloop с пассажирами на борту

В Лас-Вегасе (штат Невада, США) успешно прошел пробный запуск высокоскоростной транспортной системы Hyperloop с пассажирами на борту. Первыми пассажирами в истории этого вида транспорта стали сооснователь и технический директор Virgin Hyperloop Джош Гигель и директор по пассажирским перевозкам Сара Лучиан.

Запуск состоялся 8 ноября на испытательном полигоне DevLoop длиной в 500 м в двухместной капсуле XP-2, разработанной специально Bjarke Ingels Group. Она оснащена системой управления, которая способна оперативно определять аварийные ситуации и реагировать на них.

Когда капсула «выйдет в серию», ее пассажировместимость будет составлять 28 человек. Концепция Hyperloop основана на технологии магнитной левитации — груз и пассажиры предполагается перевозить в специальных капсулах, которые будут с высокой скоростью (1000 км/ч и выше) перемещаться в тоннеле, в котором создан частичный вакуум.

 

IEK GROUP и "Профильные техноотряды": как вырастить профессионалов

IEK GROUP стала партнером тематической смены «Профильные техноотряды», которая открылась в ВДЦ «Орленок» в начале ноября. Второй год подряд компания организует профориентационные занятия на базе одного из лучших детских центров России.

За три недели мальчишки и девчонки освоят профессию электромонтажника на базовом уровне и научатся коммутировать электроустановку. А в конце смены их ждет практический экзамен, во время которого надо будет собрать электрощит и схему освещения квартиры.

 

Рубрика "Мероприятия"

Объявлены победители Всероссийской премии "МедиаТЭК-2020"

На федеральный тур «МедиаТЭК-2020» поступило 586 заявок из 61 региона России. Среди компаний самыми активными стали подразделения ПАО «Газпром», ПАО «РусГидро» и ПАО «Россети».

Лучшей пресс-службой среди федеральных компаний ТЭК в 2020 году стала компания ПАО «РусГидро», среди межрегиональных – ООО «Сибирская генерирующая компания», а среди региональных компаний – ПАО «Мосэнерго». Традиционно Экспертный совет отметил ряд конкурсных работ специальным призом.

Церемония награждения победителей состоится в декабре текущего года. О точной дате и формате проведения будет сообщено позднее с учетом эпидемиологической ситуации.

 

Симпозиум Interlight+Building будет доступен онлайн

Симпозиум Interlight+Building и церемония награждения премии «Золотой Фотон» пройдут 26 ноября 2020 года в онлайн-режиме. Программа симпозиума состоит из трех сессий: Interlight, Building и Smart City. Всем слушателям будет предоставлена возможность общаться друг с другом в чате мероприятия, а также задавать спикерам свои вопросы с помощью модераторов сессий.

Церемония награждения премии «Золотой Фотон» начнется сразу по окончанию симпозиума.

 

Рубрика "Российский национальный комитет СИГРЭ"

В разделе Национального исследовательского комитета В3 РНК СИГРЭ доступна новая информация

В разделе НИК B3 РНК СИГРЭ «Подстанции и электроустановки» доступна актуальная информация по направлениям исследований НИК, его организационной структуре, новостям и результатам деятельности.

Новый материал: статья Жилкиной Ю.В. «Тарифная политика в электроэнергетике в условиях пандемии COVID-19», опубликованная в журнале ВАК «Вестник Тихоокеанского государственного университета», № 3, 2020.

 

 

Рубрика “Сервисы RusCable”

 

 

Скачать PDF. RusCable Insider Digest №198 от 16 ноября 2020 года

 

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Адрес редакции RusCable Insider Digest (РусКабель Инсайдер Дайджест)

111123, Москва, Электродный проезд, д.8а
Тел.: +7 (495) 229-33-36
WA/Viber/Telegram 8 999 831 73 74
E-mail: insider@ruscable.ru
Сайт: https://www.ruscable.ru/press/insider/

Мы в социальных сетях. Подписывайтесь!

Facebook: @ruscableinsider
Instagam: ruscable_insider_digest


Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир RusCable.Ru
+