Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

МИЭЭ — 10 лет! Первые успехи и добрые дела

Справка. В конце 1997 г. органы госэнергонадзора Указом президента РФ выведены из состава территориальных энергосбытов РАО ЕЭС и подчинены непосредственно Министерству топлива и энергетики РФ. По сути в этой реорганизации Мосгосэнергонадзор пережил второе рождение. Проблемы кадровые на поднадзорных объектах, помноженные на сложную ситуацию с техногенной энергобезопасностью на предприятиях и организациях, обусловили необходимость воссоздания системы оперативной подготовки электротехнического и теплотехнического персонала и, в первую очередь, ответственных за электрохозяйство и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Формирование системы повышения квалификации энергетиков

В основу разрабатываемых учебных программ краткосрочного повышения квалификации энергетиков были положены требования государственных стандартов по безопасности, правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок и теплоэнергоустановок и другие нормативные документы. При этом были тщательно проанализированы первые результаты проверок предприятий и организаций новым инспекторским составом Мосгосэнергонадзора. Особенно подробно рассматривались сведения об электротравматизме и пожарах из-за неправильной эксплуатации электрооборудования и теплоэнергоустановок и их причинах.

Важную роль при разработке образовательных программ сыграли сборники информационных писем Главгосэнергонадзора России как источники современных требований к устройству и эксплуатации электро- и теплоэнергоустановок. Особенно хочется отметить и поблагодарить одного из авторов этих информационных писем Виктора Ивановича Энговатова ( в то время занимавшего должность начальника отдела Главгосэнергонадзора России) за поддержку и конкретные советы в организации такой важной работы по повышению квалификации энергетиков предприятий и организаций г. Москвы.

Большое внимание уделял становлению УМИТЦ, разработке и согласованию учебных программ и учебно-методических материалов, принимал активное участие в методических совещаниях с преподавательским составом, которые их готовили к занятиям, в организации комиссий по проверке знаний энергетиков, прошедших обучение в УМИТЦ, заместитель начальника Мосгосэнергонадзора, кандидат технических наук, доцент Гордиенко Валерий Михайлович.

Первые занятия со слушателями промышленных предприятий были проведены группой специалистов Мосгосэнергонадзора под руководством Гордиенко В.М., в состав которой входили начальник ПТО Бурцев А.С., начальник отдела охраны труда Самсонова Н.Н., ведущий специалист по подготовке кадров Толмачев В.Д. Активное участие в организации этих занятий принимала Черкес-Заде А.А. Установка на высокое качество учебных занятий со слушателями на основе тщательной подготовки к занятиям и высокого профессионального мастерства преподавательского состава стала девизом нашего педагогического коллектива.

Расширяя учебную работу по повышению квалификации энергетиков г. Москвы, УМИТЦ приглашает на педагогическую работу профессоров Бухарова А.И., Гурова А.А., Капелько К.В., доцентов Косенкова П.В. В сжатые сроки разработаны и изданы первые учебные пособия, изготовлены плакаты и другие учебно-методические материалы.

УМИТЦ активно готовится к лицензированию образовательной деятельности. Собственно сам процесс подготовки документов и учебно-методической базы, проверки санэпиднадзора и госпожнадзора, лицензионная экспертиза готовности УМИТЦ к ведению образовательной деятельности заслуживают отдельных мемуаров автора. Здесь только отметим: «дорогу осилит идущий», — 30 августа 1998 года получена первая лицензия на право ведения образовательной деятельности.

На этом этапе УМИТЦ Мосгосэнергонадзора щедро делится своими наработками и первым опытом учебно-методической работы, образцами учредительных документов, методологией лицензирования образовательной деятельности с представителями территориальных органов госэнергонадзора: Санкт-Петербурга, Вологды, Курска, Саратова, Якутска, Краснодара и др.

Сегодня краткосрочное повышение квалификации энергетиков непосредственно реализуется на базе Учебного центра Института (руководитель Черемисин В.В.) и в трех его учебно-консультационных пунктах, которые возглавляет Мешкова И.В., Юнусов Ф.Я., и Горбунова Н.Р. Качество обучения, методическое обеспечение занятий, современные технологии обучения и контроля знаний ставят нашу систему повышения квалификации энергетиков по электробезопасности в разряд лучших образовательных учреждений не только в городе Москвы, но и в России. Здесь уместно отметить значительный вклад в разработку курсов для специалистов энергоснабжающих организаций заведующего кафедрой Электроснабжения и диагностики электрооборудования Балакова Ю.Н. и руководителя отдела Мосгосэнергонадзора Пащенко Е.И.

Сложившаяся в Институте к настоящему времени система повышения квалификации работников предприятий и организаций включает: 12 специальных курсов по направлениям техногенной энергобезопасности; 14 образовательных семинаров в год по актуальным проблемам энергобезопасности и энергосбережения; комплекс компьютерных тренажеров и тестирования; современный компьютерный класс для проектировщиков; профессионально-ориентированную библиотеку, в т.ч. комплекс учебно-методических материалов. Здесь следует особо выделить курсы для наладчиков-испытателей электроустановок и электрооборудования зданий и сооружений. Уникальность их заключается, во-первых, в новизне авторского курса, удачно сочетающего теоретические основы методик испытаний электрооборудования и практику испытаний с применением самых современных средств, в т.ч. приборов собственной разработки МИЭЭ. Во–вторых, это высочайшая квалификация преподавательского состава к.т.н. Гудкова В.В., Юрова К.М., Степина В.И. Неоценимый вклад в разработку этих курсов внес Сакара А.В. Его книга «Организационные и методические рекомендации по проведению испытаний» для специалистов сегодня является своего рода бестселлером — настольной книгой.

Сегодня институт активно разрабатывает и внедряет новый вид образовательных услуг — проведение выездных корпоративных образовательных семинаров. Например, по заказу нефтяников наши преподаватели выезжали в Уренгой, на Загорскую ГЭС, в управление «Хабаровск электромонтаж» и т.д. Для заказчиков такая организация повышения квалификации работников в ряде случаев оказывается наиболее эффективной: жестко согласована тематика занятий; сокращается отрыв персонала от работы; экономия на транспортных и командировочных расходах. В последнее время мы предлагаем образовательные услуги на базе нашего учебно-оздоровительного центра. Это тоже позволяет руководителям и специалистам сэкономить время и средства, объединяя в одном и повышение квалификации и отдых.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени в институте система повышения квалификации энергетиков находится в постоянном развитии и получает высокие отзывы наших слушателей и заказчиков  образовательных услуг.

Высшее профессиональное образование

По своей сути, создание УМИТЦ — предшественника МИЭЭ, обеспечило кадровые, научно-методические и финансово-материальные основы для высшего энергетического образования. Понимая всю сложность реализации образовательных программ по такому направлению как «Электроэнергетика», и в тоже время, учитывая острый дефицит на предприятиях и в организациях специалистов-энергетиков, Ученый совет института убедил учредителей в необходимости, целесообразности и социальной значимости нового вида деятельности — высшего профессионального образования.

30 августа 2001 года получено свидетельство о регистрации негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт Энергобезопасности и Энергосбережения при Мосгоэнергонадзоре», вскоре переименованный в Московский Институт Энергобезопасности и Энергосбережения.

При подготовке Института к лицензированию в Рособрнадзоре, разработке учебных планов и программ большую помощь и поддержку оказали руководство и профессорско-преподавательский состав МЭИ. Здесь неоценимый вклад в дело разработки основной образовательной программы по специальности «Электроснабжение» внес зав. кафедрой, к.т.н., доцент Балаков Ю.Н. Кроме того, мы сегодня выражаем большую благодарность Совету ректоров г. Москвы за поддержку на этом этапе нашего Института.

10 марта 2005 года Институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования: 650900 «Электроэнергетика», 100400 «Электроснабжение». В этом направлении среди негосударственных вузов России наш институт пролицензировался первым.

За прошедшие три года сотрудники института выполнили колоссальную творческую работу: рабочие учебные планы с учетом специализаций, учебные программы по дисциплинам специализаций, учебно-методические комплексы, учебно-материальная база кафедр, электронные обучающие курсы, система дистанционного обучения. Всю эту работу возглавили и настойчиво реализуют в учебном процессе: проректор Косенков П.В.; деканы Азаров В.С.; декан, зав. кафедрой «Энергетика и Энергосбережение» Аванесов В.М.; заведующие кафедрами Иньшин С.Я., Киян И.В., Семенов С.В., Белов Н.В., Стащенюк В.В., Мироновский Л.В., Даценко А.И., Балаков И.Н., начальник учебного отдела Черемисин В.В. и его заместитель Соколов А.А.

Качество учебной работы — это деловой показатель, принятый за критерий оценки работы преподавательского состава Института. Здесь кроме традиционной системы контроля со стороны руководящего состава, широко используются анкеты — отзывы студентов. На основе анализа итогов учебной работы звание лучшего педагога второй год подряд заслужили Ерохин С.В. и Семенов С.В.

В части работ по созданию учебно-лабораторной базы руководство института отмечает кафедру «Электротехника и электроника» (Белов Н.В.).

Ученый совет института, анализируя работу кафедр и подразделений, результаты учебы студентов по реализации и освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования, принял решение о совершенствовании заочного обучения путем разработки электронных образовательных курсов по учебным дисциплинам и внедрения системы дистанционного обучения. Сегодня здесь уже есть первый положительный опыт педагогов Ерохина С.В. (Математика), Семенова С.В., Лысенко В.Г. (Физика), Губского Е.Г. (Информатика), Киян И.В. (дисциплины гуманитарного цикла). Есть первые рузультаты и в лаборатории электронных образовательных ресурсов (Губский Е.Г.) За совсем непродолжительное время своей работы лаборатория сумела показать высокий потенциал и результативность электронных образовательных ресурсов (Губский Е.Г.). Работники лаборатории не только участвуют в разработке электронных обучающих курсов, но и оказывают большую помощь преподавательскому составу в освоении инновационных образовательных технологий (Орлов А.А.).

Профессорско-преподавательский состав Института  в целях совершенствования обучения специалистов-энергетиков ставит перед собой задачу усиления профессиональной ориентации всех учебных дисциплин, включая цикл гуманитарных естественнонаучных и математических дисциплин. При этом важное значение уделяется обеспечению эффективных междисциплинарных и внутридисциплинарных логических связей.

Таким образом, мы выходим на разработку единой учебно-инженерной и научной задачи института, на фоне которой должен быть построен весь образовательный процесс и научные исследования.

В последовательном и настойчивом решении поставленных задач мы видим основы хорошей подготовки специалистов.

Наука и опытно-конструкторские работы

Интеграция научных и ОКР с учебной работой — это один из важных принципов высшего профессионального образования и здесь наш профессорско-преподавательский состав и специалисты не только его поддерживают, но и активно реализуют. В институте формируется четыре научных направления:
Первое. Нормативно-техническое обеспечение устройства и безопасной эксплуатации электроустановок;
Второе. Техническая диагностика электрооборудования и электроустановок зданий и сооружений;
Третье. Энергосберегающие технологии и экология;
Четвертое. Информационные образовательные технологии.

Перечислим и коротко охарактеризуем наши результаты и достижения в каждом направлении.

Первое направление. В 2002 году Институт заключил договор с Минэнерго России на участие в качестве одного из соисполнителей — разработчиков новой редакции «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». Предложения Института нашли свое отражение в Новых правилах, которые зарегистрированы Минюстом России 22 января 2003 г.

С 2004 года преподавательский состав активно участвует в рецензировании разрабатываемых проектов Технических регламентов в области электробезопасности и готовит свои предложения.

В 2006 году наши специалисты (Шалыгин А.А.) в составе рабочей группы специалистов ВНИИНМАШ и МИЭЭ подготовили проект Национального стандарта РФ: «Электроустановки зданий. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений». Данный стандарт утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. №413-ст и издан в 2007 году как ГОСТ Р 50571.28 — 2006.

Второе направление. За последние годы специалистами учебно-конструкторского бюро института разработаны ряд устройств и измерительных приборов для диагностики параметров электро- и пожаробезопасности электроустановок зданий. Организовано на базе института их малосерийное производство и обеспечена их реализация электротехническим лабораториям. Такие приборы, как измерители токов к.з. «Вектор» и «Вымпел», приборы для измерения временных параметров устройств коммутации «Висмут» и «Висмут-М», прибор для измерения параметров УЗО «Вега-500» включены в государственный реестр средств измерений.

По договору с компанией ДСК-1 разработано устройство контроля электропроводки, закладываемой в строительные конструкции, в т.ч. в сантехкабины в процессе их производства на заводах.

По другому договору с государственным Малым театром разработано устройство контроля состояния изоляции и непрерывности защитного проводника переносного сценического электрооборудования.

Новый наш прибор «Метео-10» обеспечивает достоверность результатов измерений электротехнических лабораторий за счет учета температуры, давления и влажности окружающей среды.

А такой прибор как «Вымпел» — измеритель модуля и аргумента полного сопротивления в обесточенной цепи по своему функционалу и точности не имеет зарубежных аналогов. В последнее время наши заказчики этого прибора активно его применяют для измерения параметров вторичных цепей измерительных трансформаторов. Специалисты МИЭЭ и ФГУП «ВНИИМС» совместно разработали методику выполнения измерений потерь напряжения в цепи вторичной обмотки трансформатора напряжения, которая аттестована как МВИ №206/40/06 от 05.06.2006 г. и внесена в Федеральный реестр методик выполнения измерений.

Таким образом, в Институте разработан комплекс приборов диагностики параметров электро- и пожаробезопасности, которым могут пользоваться не только специалисты Электротехнических лабораторий, но и инспектора госпожнадзора, жилинспекции при контроле электроустановок зданий.

Новизна и качество наших разработок подтверждены патентом на изобретение и 4 медалями международных выставок.

Ученые и специалисты Института, работающие в этом направлении, наметили серьезные планы НИР и ОКР и мы уверены, что они будут реализованы.

Третье направление связано с разработкой автономных и нетрадиционных источников электрической и тепловой энергии. Выполнены 2 ОКР, в результате которых выбраны направления по сокращению удельных расходов топлива и, соответственно, улучшению экологических параметров. По двум техническим решениям оформлены заявки о выдаче патентов на изобретения.

Четвертое направление, — разработан целый комплекс обучающих компьютерных программ, которые применяются в различных образовательных программах и позволяют повысить качество учебного процесса. 4 компьютерные программы зарегистрированы в отраслевом фонде алгоритмов и программ.

И это только начало наших исследований и полученных результатов в этом направлении. Здесь предстоит решить комплекс дидактических задач, направленных на совершенствование процесса подготовки специалистов-энергетиков и непрерывного повышения их квалификации. Тематика исследований весьма актуальная. Характеризуется рядом научных проблем и научно-педагогических задач, которые могут быть решены в рамках докторских и кандидатских диссертаций.

Важно еще раз подчеркнуть: вузовская наука должна обязательно быть интегрирована с учебной работой при широком приобщении к науке студентов.

В заключении своего выступления на страницах нашего журнала хотел бы поздравить с юбилеем институт и поблагодарить всех преподавателей и студентов, специалистов и техников, всех наших сотрудников и помощников за то, что поверили в реализуемость наших грандиозных социально значимых планов, за ваш напряженный, ответственный и творческий труд. Желаю Вам и Вашим близким здоровья, счастья и добра.


С уважением к Вам,
ректор МИЭЭ В.Д. Толмачев

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно