Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

«РОЛЬФ Импорт» развивает российский рынок электромобилей

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ В МИРЕ

Рынок электромобилей в мире развивается семимильными шагами. Ещё 2—3 года назад при упоминании термина «электротранспорт» в голове любого обывателя возникали образы троллейбуса и трамвая, иногда — электрички. Сегодня же, ломая стереотипы, в ряды флегматичных представителей общественного транспорта бодро втиснулся представитель новой эры — персональный электромобиль.

Столь пристальное внимание к электромобилям, как перспективным средствам передвижения, обусловлено в первую очередь экологическими и энергетическими аспектами. Ежегодно количество автомобилей в России и мире неуклонно растёт. По прогнозам ООН к 2030 году общемировой автопарк вырастет вдвое — с 800 млн до 1,6 млрд транспортных средств. Сегодня примерно половина всей добываемой нефти перерабатывается в моторное топливо, и эта доля постоянно растёт. Автомобили поглощают примерно три четверти общего объёма потребности транспорта в топливе, а оставшаяся четверть почти поровну делится между авиацией и водным транспортом. Например, в России в масштабах страны вредные выбросы автомобильного транспорта составляют 40 процентов от общего объёма загрязнения, а если рассматривать крупные российские города, такие как Москва и Санкт-Петербург, то этот показатель может достигать 80 процентов. Совершенно естественно, что такой сильный рост числа автомобилей провоцирует серьёзные климатические изменения. В таких условиях выходом из сложившейся ситуации является переход на транспортные средства, исключающие или минимизирующие количество вредных выбросов в атмосферу.

Не секрет, что многие ведущие автопроизводители потратили 30—40 лет до того момента, пока появились первые электромобили, которые могли быть выпущены на дороги. И фактически первые продажи серийных автомобилей на электротяге начались в 2009 г., тогда компания Mitsubishi явилась одной из первых компаний, которая начала выпускать серийный электромобиль. Первые машины появились в Японии, в 2010 г. — уже в Европе, а в 2011-м, кто бы мог подумать, продажи начались и в России!

По прогнозам мировых экспертов, к 2020 г. доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире. Россия же во многих вопросах развития транспорта соответствует общемировым тенденциям.


ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ИЛИ ЗАРЯДКИ — ЧТО ПЕРВИЧНО?


Долгое время одним из наиболее существенных препятствий широкому распространению электромобилей в мире являлось отсутствие зарядной инфраструктуры. И это совершенно понятно. Любой потребитель будет гораздо сильнее замотивирован на приобретение товара, если производитель обеспечивает его необходимым уровнем поддержки, создаёт и развивает новые сопутствующие сервисы. Весь парадокс заключался в том, что без электромобиля невозможна инфраструктура, но увеличение объёма продаж электромобилей, замещение в парке обычных автомобилей невозможно без соответствующей инфраструктуры.

Существенный сдвиг произошёл около двух лет назад, когда в электросетевом комплексе получила массовое распространение идеология Smart Grid, когда точки зарядки электромобилей стали рассматривать не только в качестве потребителей электрической энергии, но также как средства сглаживания графиков нагрузки и распределённую малую генерацию для покрытия пиковых нагрузок. И вот началось взрывное развитие зарядной инфраструктуры.


ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ В РОССИИ

Mitsubishi i-MiEV — первый и на сегодняшний день единственный серийный 100% электромобиль, продаваемый в России. Компания «РОЛЬФ Импорт», эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi Motors Corporation (ММС), объявила о начале продаж Mitsubishi i-MiEV в июне 2011 г., а первые машины уже поступили в продажу в октябре 2011 г. По итогам первых трёх месяцев с начала продаж в России был продан 41 электромобиль, что больше чем в ряде европейских стран за аналогичный период — в 1,2 раза больше, чем в Швейцарии, в 2,4 — чем во Франции, и в 2,6 раза больше, чем в Нидерландах. Несмотря на то, что Mitsubishi i-MiEV продавался только в Москве, высокий интерес к электромобилю продемонстрировали и региональные покупатели.

В феврале 2012 г. в Санкт-Петербурге «РОЛЬФ Импорт» объявил о начале масштабной региональной экспансии электромобиля Mitsubishi i-MiEV. Согласно планам компании, до конца 2012 г. Mitsubishi i-MiEV будут представлены в 80% дилерской сети «РОЛЬФ Импорт» по всей России.

«Поставка электромобилей в Россию является исключительно важной составляющей долгосрочной стратегии «РОЛЬФ Импорт» и MMC, направленной на разработку, развитие и активное внедрение инновационных решений для снижения негативного влияния выбросов СО2 в атмосферу, — говорит Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «РОЛЬФ Импорт»1, — ММС видит будущее за автомобилями на электротяге, поэтому планирует к 2015 г. выпустить на рынок ещё семь моделей электромобилей, в том числе электромобилей с увеличенным запасом хода».

Санкт-Петербург был выбран первым городом экспансии не случайно, ведь он не только показал себя стабильным, но и продемонстрировал быстрое восстановление после кризиса. На мероприятии, посвящённом началу региональной экспансии, был проведён массовый тест-драйв для журналистов, где электромобиль протестировали в -23°С и он не ударил в снег лицом — электромобиль показал, что лютые морозы ему не помеха. Кроме Санкт-Петербурга электромобили уже представлены в Казани, Краснодаре, Сочи и Екатеринбурге. На очереди ещё десятки городов.


ЭНЕРГЕТИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ


Безусловно, широкое распространение электромобили могут получить только при развитии соответствующей инфраструктуры, но в этом направлении на сегодня ведутся интенсивные работы всеми заинтересованными участниками, начиная от производителей элементов такой инфраструктуры и заканчивая электросетевыми компаниями. Уже сегодня в России и за рубежом реализуются масштабные проекты, направленные на создание такой инфраструктуры. К примеру, только во Франции к 2020 г. откроется 400 тыс. зарядных терминалов для электромобилей. С 2012 г. все новые здания во Франции строятся с учётом необходимости оснащения заправочными станциями.

В России процессы формирования зарядной сетевой инфраструктуры тоже набирают обороты. В 2011 г. была достигнута договорённость между компанией «РОЛЬФ Импорт» и ОАО «МОЭСК» о начале реализации пилотного проекта по установке ряда подзарядных станций. В 2012 г. в рамках этого проекта, который получил название «МОЭСК-EV», планируется активное развитие заправочной инфраструктуры для электромобилей в Москве и Подмосковье — установка 28 электроподзарядных станций трёх типов. Первый — зарядные станции с переменным током мощностью до 3,5 кВт, напряжением 220 В и максимальным током 16 А. Второй тип — трёхфазные зарядные станции напряжением 380 В с максимальным током 32 А и мощностью до 22 кВт. Зарядные станции третьего типа — это станции с постоянным током стандарта CHAdeMO2, мощностью 50 кВт и напряжением 600 В. Эти типы станций соответствуют всем принятым мировым стандартам и являются универсальными.

Данным «пилотным» проектом уже сегодня заинтересовался Холдинг МРСК и ряд его дочерних компаний, осуществляющих свою деятельность в крупных городах. В первую очередь это ОАО «Ленэнерго» (г. Санкт-Петербург) и ОАО «ЕЭСК» (г. Екатеринбург). На территории этих сетевых компаний уже в течение 2012 г. планируется опытная «обкатка» электромобилей Mitsubishi i-MiEV, а также реализованы проекты по интеграции станций подзарядки в существующую электросетевую инфраструктуру.

Кроме вышеописанных проектов можно отметить, что компания «Револьта», занимающаяся установкой зарядных станций, в начале года получила грант в 1,5 млрд рублей от американского венчурного фонда и планирует установку заправок в целом ряде регионов России.


ЕЩЁ ОДИН КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ —
ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА


Безусловно, для успешного продвижения электромобильного транспорта в России, наряду с развитием соответствующей технической инфраструктуры, необходима реализация комплекса организационных мер, и в первую очередь — мероприятий государственной поддержки.

Рассмотрим опыт европейских стран. В целях дополнительного стимулирования распространения электромобилей практически во всех странах введены определённые льготы для владельцев электромобилей. Также для владельцев «зелёного» транспорта существуют определённые налоговые льготы, скидки на страхование, привилегии по организации уличного движения, бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным дорогам и др.

Сегодня в России несомненным достижением, дополнительно стимулирующим распространение электромобилей, является поддержка на федеральном и региональном уровнях. Например, в конце прошлого года правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию Правительства РФ поддержала инициативу «РОЛЬФ Импорт» о введении нулевой ввозной пошлины для электромобилей сроком на один год, и, как только это решение будет принято на уровне Таможенного союза, появится возможность говорить о снижении цены на электромобиль, в стоимости которого сегодня 20% — это таможенные пошлины. Калужская область отменила для покупателей электромобилей транспортный налог и стала первым регионом в России, предоставившим льготы для покупателей электромобилей.

В Торгово-промышленной палате РФ в конце февраля 2012 г. Комитет ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере принял решение создать Подкомитет по стратегическими инновациям в автомобильной сфере, и в качестве его председателя был приглашён Андрей Панков — главный исполнительный директор «РОЛЬФ Импорт». Его кандидатуру единогласно поддержали все члены Подкомитета — ОАО «АвтоВАЗ», ООО «ЛИОТЕХ», НП «Объединение автопроизводителей России», Союз производителей средств альтернативной энергетики и транспорта при Общественной Палате РФ, ФГУП НАМИ, Goltsblat BLP. Сегодня, мы уже наблюдаем консолидацию нескольких индустрий, вовлечённых в развитие электротранспорта в России.

Таким образом, комплексные меры господдержки являют собой третью, недостающую часть для полноценного развития рынка электромобилей в России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не прошло и года после того, как россияне лишь узнали о запуске электромобилей в России, а сегодня уже вовсю идёт строительство инфраструктуры, машины продаются десятками, правительство вот-вот примет первый пакет господдержки. Обсуждение развития рынка электромобилей идёт на всех уровнях — в государстве, СМИ, обществе. Электромобили i-MiEV уже представлены в десятке регионов, а к концу года это будет более 80 дилерских центров в ряде городов России. Ведётся планомерная работа по переоснащению дилеров для обслуживания электротранспорта, их обучению, потому что, естественно, подход к электротранспорту совершенно другой, чем к автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Маховик набирает обороты и его уже не остановить.

Будет развиваться сотрудничество с энергетиками, другими автопроизводителями, потому что создаваемая в рамках совместных проектов инфраструктура работает на все электромобили, а появление подобных видов транспорта от других производителей в России не заставит себя ждать. Для компании Mitsubishi i-MiEV — это лишь первый шаг, так как до 2015 г. компания планирует вывести на мировой рынок ещё семь электромобилей, в том числе и с увеличенным запасом хода.

В заключение можно сказать, что тяжёл путь первопроходца, особенно когда необходимо продвигать тот вид транспорта, который пока ещё не был представлен в нашей стране. Но если в начале 2010 г., когда «РОЛЬФ Импорт» принимала решение о начале продвижения подобной продукции, у неё были какие-то сомнения, опасения, то теперь есть абсолютно чёткая уверенность, что электромобили как личный вид транспорта в России, по крайней мере в мегаполисах — это всерьёз и надолго.


1 Интервью с главным исполнительным директором компании «РОЛЬФ Импорт» А. Панковым читайте в № 1 (январь-февраль) 2012 г., с. 36–38, нашего журнала.
2 Если при обычной зарядке «заправить полный бак» можно за 6—8 часов, то от «быстрых заправок» с напряжением в 600 В электромобиль зарядится до 80% за 15—20 минут.



КОММЕНТАРИИ


Борис Механошин,
заместитель генерального директора — технический директор ОАО «Холдинг МРСК»:

ОАО «Холдинг МРСК» заинтересовано в распространении единой технической политики в распределительном электросетевом комплексе по всей территории России. Одним из наиболее перспективных направлений развития сетей, учитывая общемировые тенденции, мы видим в распространении электроподзарядной сетевой инфраструктуры, интеграцию её с существующими электрическими сетями и, в частности, одной из современных идеологий их развития — Smart Grid.

Диалог с компанией «РОЛЬФ Импорт», который мы ведём с 2011 года, позволяет ОАО «Холдинг МРСК» не только получать самые актуальные сведения об основных трендах в сфере развития электрического автомобильного транспорта, но и уже на ранних стадиях реализации ключевых «пилотных» проектов оценить положительные и отрицательные стороны всех элементов новой системы, технологии которой будут в будущем оказывать существенное влияние на электрическую сеть.

Кроме того, не могу не отметить, что специалисты компании имеют уникальную возможность оценить не только технические характеристики оборудования и электромобилей, но и потребительские свойства этого товара. Первые результаты опытной эксплуатации электромобилей показали высокое удобство их эксплуатации, достойный уровень энергоэффективности и комфорта.

ОАО «Холдинг МРСК» планирует в ближайшие годы развивать направление поддержки развития электромобильного транспорта в России с целью создания универсальной и удобной инфраструктуры, которая подходит для всех видов и моделей этого вида транспорта.


Андрей Сорочинский,
генеральный директор ОАО «Ленэнерго»:

Учитывая высокие темпы распространения электромобилей на территории России в последние годы, ОАО «Ленэнерго» начинает развитие соответствующей инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга и области. Совсем недавно достигнуты договорённости с компанией «РОЛЬФ Импорт» и фирмами-производителями зарядных станций об установке подобных устройств на территории нашего региона.

Помимо участия в проектах по установке заправочных станций для электромобилей ОАО «Ленэнерго» планирует совместно с производителем машин провести опытную «обкатку» нескольких электромобилей в условиях северных регионов европейской части России. Мы надеемся, что участие в подобных проектах позволит компании сформировать объективные технические требования для этих установок, спланировать мероприятия по адаптации существующих сетей к новым условиям, сформулировать организационные задачи. Также реализация подобных проектов за счёт средств их участников позволит в будущем сократить нагрузку на бюджет города и области при массовом развитии индивидуального электротранспорта, а значит, стоимость владения электромобилем для петербуржцев будет ниже.


Александр Карпенко,
заместитель директора ОАО «ЕЭСК» по стратегическому развитию:

В современном обществе любая компания должна развиваться и постоянно совершенствоваться. ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» уже давно уделяет особое внимание веяниям современной техники и новым технологиям. По мнению руководителей компании, в основе любой инновации лежит идея, однако выбранное направление должно быть научно проработано. Именно поэтому в ОАО «ЕЭСК» каждый год формируется план по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Одной из самых важных тем 2012 г. по праву является «Развитие транспортных средств на электротяге», а по простому — «Электромобили». В некоторых крупных городах Российской Федерации данное направление уже получило некоторое развитие. Однако нужно понимать, что развитие электротранспорта невозможно только в столицах регионов. Совершенно ясно, что рано или поздно электротранспорт начнёт появляться и в самих регионах.

В свою очередь системное развёртывание инфраструктуры для электромобилей возможно только в том случае, если направление хорошо изучено. Осознавая высокую ответственность за надёжность распределительного электросетевого комплекса на территории г. Екатеринбурга, ОАО «ЕЭСК» приняло решение запустить в 2012 г. пилотный проект. Данный проект направлен на разработку концепции развития инфраструктуры для электромобилей в г. Екатеринбурге. А также будет получен опыт эксплуатации серийного электромобиля и нескольких типов зарядных станций. В ОАО «ЕЭСК» не сомневаются, что массовое распространение электромобили получат уже в ближайшем будущем, и поэтому в компании ставят задачу обеспечить возможность развития данного направления в своём регионе.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
RusCable Live
+