Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

29 июня 2010 года Комитет Госдумы по энергетике провел парламентские слушания на тему "О проблемах правового регулирования использования газомоторного топлива"

29 июня 2010, 14:17 1866 Время чтения ≈ 10 мин

Участники парламентских слушаний, представители федеральных органов исполнительной власти, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители компаний ТЭК и общественных организаций, рассмотрев различные аспекты правового регулирования использования газомоторного топлива, отметили, что в стране не только имеются благоприятные условия  использования альтернативных видов моторного топлива, прежде всего, природного газа (метана) и пропан-бутана, но и накоплен опыт использования компримированного и сжиженного метана на автомобильном, железнодорожном, воздушном и речном транспорте, а также в сельскохозяйственной технике.

Автомобильный транспорт России является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Автопарк страны (более 34 млн. единиц) выбрасывает с отработавшими газами 14 млн. т вредных веществ в год, что составляет 40 % общих промышленных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 90% и представляют серьезную экологическую угрозу здоровью населения. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ и пропан-бутан, по наиболее вредным компонентам в 2 - 5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах.

    Мировая практика показывает, что практически всеми развитыми странами уделяется большое внимание расширению использования газомоторного топлива. Внедряются пакеты законодательных и нормативных актов, стимулирующих  использование альтернативных видов топлива. Так Энергетической Комиссией ООН принята резолюция  от 12 декабря 2001 г., предусматривающая перевод к 2020 году 23% автомобилей парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ - 10% (23,5 млн. единиц), на биогаз - 8% (18,8 млн. единиц) и на водород - 5% (11,7 млн. ед.).

В Российской Федерации парк автомобилей на газомоторном топливе оценивается величиной около 50 тыс. единиц - автомобилей, работающих на природном газе, и около 800 тыс. единиц, работающих на сжиженном углеводородном газе.

В ходе дискуссии было подчеркнуто, что в настоящее время  в нашей стране не уделяется должного внимания ни на федеральном, ни на региональном уровнях созданию предпосылок для расширения использования моторного топлива альтернативных видов.

На текущий момент в России действуют два нормативных акта: постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», а также периодически принимаемые Федеральной службой по тарифам постановления «Об оптовых ценах на природный газ, используемый в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС)», однако они не оказывают должного влияния на развитие использования газомоторного топлива.  В 2004 году вышло поручение Президента Российской Федерации    В.В. Путина "О стимулировании широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо" (№ Пр-1686 ГС от 18.10.04) и поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева "О необходимости развития рынка газомоторного топлива" (ДМ-П9-5169 от 02.11.06).

Вместе с тем, в целом, существующая нормативная база не дает достаточных правовых инструментов развития использования газомоторного топлива в Российской Федерации, которое было бы сравнимо по масштабам и результатам в этой области с ситуацией в развитых странах Европы и Америки.

В Комитете находится на рассмотрении проект федерального закона № 130858-4 "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". Участниками многочисленных обсуждений законопроекта подтверждается  актуальность и необходимость развития использования газомоторного топлива.

Новым импульсом для развития существующей нормативной базы послужило принятие Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ставшего одним из важнейших Федеральных законов последних лет. В то же время необходимо отметить, что основное содержание Федеральный закон № 261-ФЗ посвящено вопросам жилищного и градостроительного законодательства и законодательства в области ЖКХ.  Нормы по повышению энергоэффективности и энергосбережению на транспорте, в частности, использование газомоторного топлива, только намечены и требуется отдельный Федеральный закон, который дал бы развернутое изложение применения основных норм и инструментов энергосбережения применительно к транспорту.

В соответствии с этим ряд основных норм и правовых инструментов законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности может быть перенесен в новую версию законопроекта "Об использовании альтернативных видов моторного топлива».

Участники парламентских слушаний  рекомендовали: Комитету Государственной Думы по энергетике подготовить новую редакцию проекта федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива", используя при подготовке новой редакции текста законопроекта основные положения концепции, обсужденной в ходе настоящих парламентских слушаний, а также создать совместно с Министерством энергетики, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, комитетами Государственной Думы, представителями Совета Федерации, рабочую группу по доработке новой редакции законопроекта «Об использовании альтернативных видов моторного топлива»; Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить прохождение проекта федерального закона № 130858-4 "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" (новая редакция), для чего отнести законопроект к числу первоочередных в планах работы Комитета по энергетике; Правительству Российской Федерации  сформировать в рамках Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы постоянную Рабочую группу по использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива, поручив ей сформировать план работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов, а также комплекса мер для использования газомоторного топлива, рассмотреть на отдельном заседании вопрос о стимулировании  перевода первоочередных категорий транспортных средств на  газомоторное топливо, разработать проект федеральной целевой программы «Газомоторное топливо»; органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации разработать и принять законодательные и нормативные акты, регулирующие и стимулирующие  использование альтернативных видов моторного топлива  на региональном уровне, включить в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в обязательном порядке мероприятия по расширению использования альтернативных видов моторного топлива, органам местного самоуправления  в пределах своих полномочий по использованию газомоторного топлива разрабатывать, утверждать и реализовывать муниципальные программы по использованию газомоторного топлива.

В обсуждении приняли участие: ЯЗЕВ Валерий Афонасьевич, Заместитель Председателя Государственной Думы; ЗИНОВЬЕВ Василий Васильевич, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике; КУДРЯШОВ Сергей Иванович, Заместитель Министра энергетики РФ; ПРОНИН Евгений Николаевич,  заместитель  начальника Управления по газификации и использованию  газа – начальник отдела по использованию газа в качестве моторного топлива ОАО "ГАЗПРОМ"; ЖАМБАЛНИМБУЕВ Бато-Жаргал, Член Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям; ШМАЛЬ Геннадий Иосифович, Президент Союза нефтегазопромышленников России; ТКАЧЕНКО Игорь Григорьевич, Первый заместитель генерального директора - главный инженер ООО "Газпром трансгаз Ставрополь"; ИВАНОВ Леонид Юрьевич, Начальник службы внутреннего аудита ОАО "Газэнергосеть"; КИРЖНЕР Давид Львович, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»; ЗАЙЦЕВ Вячеслав Петрович, Генеральный директор ОАО "Интеравиагаз"; МАЛЮГА Александр Григорьевич, Главный конструктор по нефтегазовому комплексу ОАО "КАМАЗ"; БИРЮКОВ Андрей Иванович, Президент холдинга «ЯРОВИТ»

Обсудить на форуме

Подпишитесь на бесплатный еженедельный журнал RusCable Insider
Уже больше 3000+ подписчиков с нами! Главные новости и дайджест за неделю в удобном формате!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Энергетика
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+