Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Юрий Липатов: "Удешевление теплоснабжения для потребителей возможно только за счет повышения эффективности пользования тепловой энергией, снижения уровня потерь, контроля за направлением денежных потоков"

7 сентября 2011, 13:49 1044 Время чтения ≈ 9 мин

Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов на конференции «Теплоснабжение – 2011: инновационный сценарий развития», проходящей 7 сентября в Москве.

В своем выступлении «ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ"»  Ю.Липатов отметил:
«В законе содержатся положения о процедуре ограничения теплоснабжения при невнесении платы за теплоснабжение. Эти положения носят в основном отсылочный характер, но вполне конкретны. Одним из основных положений закона является переход к коммерческому учету в теплоснабжении, основанному на показаниях приборов учета потребления и передачи тепловой энергии и теплоносителя.

К сожалению, теплоснабжение никогда больше не будет дешевой услугой ЖКХ, каким оно было в советское время. Оно будет дорожать в соответствии с подорожанием углеводородов на мировом и внутреннем рынках.

Удешевление теплоснабжения для потребителей, в первую очередь для населения возможно, только за счет повышения эффективности пользования тепловой энергией, снижения уровня потерь, контроля за направлением денежных потоков.
Немалые средства, которые сегодня российские граждане платят и, надо смотреть правде в глаза, будут платить за тепло должны направляться на повышение надежности, улучшение качества и эффективности теплоснабжения, сокращение потерь в тепловых сетях, при условии исключения из этой сферы деятельности перепродавцов и посредников, некомпетентных хозяйствующих субъектов, устаревших проектных решений и методов строительства.

Граждане должны иметь механизмы экономии платежей за тепло и горячее водоснабжение. Главным здесь является установление приборов учета и ликвидация, на основе показаний этих приборов, источников потерь.

Другим существенным механизмом повышения эффективности и снижения стоимости теплоснабжения является применение комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Для развития такого вида выработки предложен стимулирующий механизм тарифного регулирования.

При принятии Федерального закона предполагалось, что конкретизация его основных положений будет проведена через соответствующие подзаконные акты. Законом был установлен перечень таких подзаконных актов и определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за их разработку и принятие. Был определен срок в 4 месяца для принятия указанных подзаконных актов.

Такой перечень и порядок принятия был предложен представителями исполнительных органов власти, принимавших самое деятельное участие в доработке закона, по чьей инициативе неоднократно менялись и переписывались целые статьи, фактически весь текст закона.

На практике после вступления закона в силу полтора года ушло только на определение того, какие федеральные органы власти должны разрабатывать те или иные подзаконные акты. В этих условиях практика применения закона сегодня намного опередила нормотворчество органов исполнительной власти. Федеральный закон является своего рода живым организмом, который растет и развивается по мере реализации его положений. Сегодня мы можем и должны сформулировать положения, которые должны быть уточнены в Федеральном законе "О теплоснабжении" Это, конечно, подразумевает, что поправки в закон имеет  смысл вносить после принятия хотя бы основных подзаконных актов из определенного законом перечня».

В числе основных вопросов, возникших после вступления в силу Федерального закона "О теплоснабжении" Ю. Липатов перечислил пять:

«1. Во многих документах и программах Правительства указывается на необходимость создания современной малой энергетики, в первую очередь путем замены тепловых котельных, на когенерацию энергии, то есть одновременную выработку электрической и тепловой энергии. Однако 35 и 190 Федеральные законы совершенно по разному определяют источники финансирования  создания тепловой и электрической генерации, порядок и оплату технологического присоединения. В связи с этим при действующем сегодня законодательстве строительство мощностей когенерации почти невозможно. Эти вопросы должны быть урегулированы в 190 Федеральном законе, в первую очередь путем снижения или ликвидации для таких источников платы на присоединение к электрическим сетям. Другим направлением, не учтенным пока в законе, должно стать стимулирование использование для теплоснабжения местных (лес, торф, отходы сельского хозяйства) и возобновляемых источников энергии.

2. При разработке закона сознательно не были проработаны вопросы определения цен и тарифов на горячее водоснабжение. В Комитет по энергетике поступают многочисленные письма с просьбой разъяснить, как все-таки при новом законодательстве рассчитывать тарифы на горячее водоснабжение и кому их платить (по закону теплоснабжающие организации не оказывают услуги по горячему водоснабжению). Дощло до того, что Федеральная служба по тарифам не смогла разъяснить региональным энергетическим комиссиям порядок определения тарифов на горячее водоснабжение и предложила им просто рассчитывать все по-старому, возложив всю ответственность на Государственную Думу.

3. Закон по-прежнему возлагает ответственность за теплоснабжение населенных пунктов на органы местного самоуправления, хотя все механизмы воздействия на теплоснабжающие организации переданы субъекту Российской Федерации. Органы местного самоуправления из своих скудных бюджетов вынуждены оказывать помощь теплоснабжающим организациям, в частности, по внеплановым закупкам топлива, при этом никаких механизмов дотаций или субсидий из бюджета субъекта, который утверждает тарифы и программы этих организаций, не существует.

4. Комитет по энергетике по-прежнему считает правильным положение о добровольности членства в СРО. Обязательность такого членства, принятая, например для строительных организаций, к теплоснабжающим организациям неприменима по тем самым основаниям, которые приводят в качестве аргументов для ее введения. Отсутствие допуска или прекращение членства в СРО может стать механизмом самовольного прекращения теплоснабжения и вывода объектов теплоснабжения из эксплуатации недобросовестными лицами в сфере теплоснабжения. Здесь надо отметить необходимость исправления опечатки в тексте закона о ссылке в пункте 3 части 1 статьи 24 закона на несуществующую  часть 4 указанной статьи.

5. Большое количество обращений граждан поступило по вопросу о  содержащемся в законе запрете на установку индивидуальных систем отопления и компенсаций гражданам, которые закупили такое оборудование до вступления в силу закона. Эти вопросы необходимо урегулировать в подзаконном акте определяющем перечень таких индивидуальных систем отопления. При этом следует принять во внимание, что эта норма носит обязательный запретительный характер для потребителя, в то время как обязать теплоснабжающую организацию обеспечить необходимую температуру в жилых помещениях потребитель может только в результате длительного и индивидуального судебного разбирательства, в ходе которого он может просто замерзнуть.

Таким образом, хотя закон еще не заработал в полную силу, в самом начале следующего созыва Государственной Думы необходимо внесение поправок, которые позволят точнее и правильнее достичь целей, поставленных при его принятии»

Обсудить на форуме

Присоединяйтесь к порталу RusCable.Ru в ВКонтакте
Оперативные новости, статьи и крупные релизы портала в удобном формате.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Энергетика
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно