Подписаться на новости
Инвестиции (проекты)

Проект порта-долгостроя в Тамани опять скорректировали

Проект порта-долгостроя в Тамани опять скорректировали

7 ноября 2018, 15:11
Рубрика: Инвестиции
Метки: ИНВЕСТИЦИИ
Отрасль: Строительство 

Обсудить на форуме

410 просмотров

“Ъ” выяснил подробности скорректированного проекта строительства порта Тамань, реализацию которого поручил ускорить вице-премьер Максим Акимов. Предполагается, что инвесторы-операторы сами будут строить терминалы, а четкая схема проекта должна стать понятна в начале 2019 года. По данным “Ъ”, крупнейшим грузом Тамани станет уголь, увеличены мощности для зерна, но снизились планы по перевалке нефтепродуктов, контейнеров и руды.

1 ноября у вице-премьера Максима Акимова прошло совещание о развитии порта Тамань — уже реализующегося проекта ОТЭКО Мишеля Литвака и перспективного сухогрузного района (СР), создание которого обсуждают не первый год. В аппарате чиновника это не комментировали. По словам источников “Ъ”, вице-премьер дал понять, что проект СР — один из ключевых в магистральном плане развития инфраструктуры.

Проект сухогрузного района еще в 2014 году получил положительное заключение Главгосэкспертизы, в 2015 году были заключены предварительные инвестмеморандумы. Но в 2017 году было решено реализовывать его из внебюджетных источников, что потребовало корректировки моделей. Как писал “Ъ”, проект СР обсуждали в Минтрансе 31 июля с новым составом терминалов и операторов. В октябре на основе данных от возможных инвесторов актуализировали прогнозы грузопотоков, пришлось переделывать генплан порта с исключением из проекта земельных участков ОТЭКО.

По данным “Ъ”, Максим Акимов поручил до 1 декабря завершить переговоры и либо договориться с ОТЭКО о продаже земель, либо делать проект при соблюдении текущих прав собственности. По словам собеседников “Ъ”, исключение из границ порта территорий ОТЭКО увеличило инвестиции: теперь нужны вдвое большие искусственные земельные участки. Как следует из презентации Минтранса к совещанию (есть у “Ъ”), по сравнению с 2014 годом затраты проекта выросли на 12,6 млрд руб., до 232 млрд руб. (в сравнении цен соответствующих лет).

По информации “Ъ”, Максим Акимов поручил к середине января 2019 года подготовить доклад по общей модели проекта, параметрам организационно-финансового и технологического дизайна. В феврале в правительство должны внести предложения о концессии, рассказывают источники “Ъ”. В презентации указано, что концессионером станет ООО "РМП-Тамань", 25% в нем — средства ФГУП "Росморпорт", а 75% — стратегических инвесторов. По словам собеседников “Ъ”, это 1 ноября детально не обсуждали. Концессионер создаст объекты федеральной собственности — земельные участки, внутрипортовую и часть причальной инфраструктуры, административные здания, акваторию и т. д.

Терминалы будут собственностью инвесторов и будут ими финансироваться, публичных терминалов не планируется, говорят источники “Ъ”. В презентации указаны два угольных терминала "Кузбассразрезугля" на 20 млн тонн и СУЭК на 12 млн тонн, терминалы металлогрузов "Металлоинвеста" (9 млн тонн), минудобрений "Еврохима" (11 млн тонн), нефтепродуктов "РН-Бункера" (входит в "Роснефть", 0,9 млн тонн) и грузовой терминал "Ростеха" на 40 тыс. тонн. Во второй очереди СР с 2025 года планируются терминалы для зерна и пищегрузов и контейнеров. NPV проекта — 132,8 млрд руб., внутренняя норма доходности — 19,8%, период окупаемости — 10,4 года, дисконтируемый период окупаемости — 13 лет, ставка дисконтирования — 10%.

В "Металлоинвесте" “Ъ” подтвердили заинтересованность в расширении портовой инфраструктуры на юге России, в том числе в глубоководном порте Тамань с железорудным терминалом на 9 млн тонн в год. Сейчас актуализируются изыскания и проектная документация для строительства порта, говорят в компании, к концу года будет определена полная стоимость строительства и объектов федеральной собственности, и терминалов. После этого на основе анализа финмодели проекта и с учетом возможных моделей сотрудничества можно будет обсуждать структуру финансирования строительства, управление портом, условия концессии, сказали в "Металлоинвесте". С учетом стратегической задачи по росту экспорта к 2024 году и при дефиците портовых мощностей на юге Тамань надо запустить в 2023 году, поэтому решения участникам процесса нужно будет принимать достаточно оперативно, заключают в компании.

В "Ростехе" также подтверждают заинтересованность в развитии портовой инфраструктуры в Тамани, проект позволит нарастить возможности госкорпорации по использованию портов РФ для размещения продукции предприятий. Но говорить о сроках, объемах, иных параметрах будущего сотрудничества с портом преждевременно, заключают в "Ростехе". Остальные компании и Минтранс это не комментируют.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что по сравнению с параметрами от 31 июля текущий вариант более сбалансирован и реалистичен, в частности, сокращены мощности контейнерного терминала, металлургического (с 11 млн до 9 млн тонн). "Роснефть" отказалась от терминала на 4,5 млн тонн, сохранив бункеровочную базу, продолжает эксперт, тогда как мощности по углю выросли на 8 млн тонн, а по зерну — с 20 млн до 32 млн тонн. Наиболее острый вопрос — конкуренция с навалочным терминалом "ОТЭКО-Портсервис". Источник “Ъ” говорит, что терминал ОТЭКО для угля сдвигается по срокам на март—апрель 2019 года и до полного запуска оборудования в 2019 году выгрузит 1–2 млн тонн при мощности в 10 млн тонн.

Коммерсант

Компания:

Добавьте «RusCable.Ru» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, так вы первыми узнаете о главных новостях и важнейших событиях дня.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно