Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Промышленность России: итоги октября 2021 года

11 ноября 2021, 16:30 1390 Время чтения ≈ 8 мин

ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленности России в октябре 2021 года. По оценкам института, продолжается значительный рост производства и спроса на промышленную продукцию, однако нарушение глобальной цепочки поставок полупроводниковых компонентов и магния грозит сокращением объёма выпуска в автопроме, чёрной и цветной металлургии и других отраслях.

Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – в октябре 2021 года значительно выросли: индекс производства – на 11,0% (+9,6% за период январь – октябрь 2021 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс спроса – на 5,5% (+3,2%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно октября 2020, если не указано иное). При сравнении с октябрем 2019 года значение индекса ИПЕМ-производство также растет – на 5,6%, при этом значение индекса ИПЕМ-спрос снижается на 0,5%. О методологии расчета индексов – в справочной информации.

Продолжается рост спроса на продукцию добывающих отраслей: +5,8% (+4,5% за период январь – октябрь 2021 года).

В октябре 2021 года продолжила увеличиваться добыча нефти: +8,5% до 45,9 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 3,0% (20,0 млн тонн). При этом с августа уровень добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ продолжает ежемесячно увеличиваться на 400 тыс. барр. в сутки, что, как ожидается, позволит и дальше наращивать добычу и экспорт.

В октябре 2021 года темпы падения экспортных поставок газа снизились до 1,0% относительно аналогичного периода прошлого года. Продолжает сохраняться низкий уровень заполненности ПХГ в Европе (76,6% в октябре 2021 года против 94,9% в октябре 2020 года). При этом спотовые цены на газ в Европе октябре превысили исторические максимумы и достигли уровня более 1,9 тыс. долл/тыс. куб. м.

Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности вырос в октябре 2021 года на 5,4% к сентябрю 2020 года (+4,0% за период январь – октябрь 2021 года).

Внутренний спрос на черные металлы в октябре 2021 года вырос на 8,9% (-1,3% за период январь – октябрь 2021 года), экспортные поставки также увеличились на 9,5% (+6,5%) на фоне обратного снижения размера экспортных пошлин с сентября до 5% – уровня начала года.

Спрос на цветные металлы в октябре 2021 года со стороны внутреннего рынка продолжил значительный рост (+56,8%, +33,8%), поставки на внешний рынок, напротив, сократились (-13,8%, -12,6%). Спрос на химические и минеральные удобрения в октябре 2021 года снизился на внутреннем рынке (-3,8%, -1,8%), поставки на внешний рынок продолжили расти (+14,1%, +5,3%). Одной из причин роста экспорта стало сокращение мирового производства азотных удобрений, требующих большого объёма природного газа, цены на который значительно выросли.

Экспортные поставки цемента в октябре 2021 года увеличились на 4,0% (+1,7%), внутренний спрос на цемент снизился на 0,4% (+2,6%). Динамика внутреннего спроса на цемент хорошо коррелирует с динамикой в строительстве. По данным Росстата в сентябре 2021 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», незначительно увеличился на 0,1% относительно аналогичного периода прошлого года (+6,0% за период январь – сентября 2021 года), однако по итогам октября динамика может уйти в зону отрицательных значений.

Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в октябре 2021 года сократился на 4,9% к октябрю 2020 года (-4,7% за период январь – октябрь 2021 года). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в октябре 2021 года продолжила расти к аналогичному периоду прошлого года (+24,6%; +18,5% за период январь – октябрь 2021 года) за счёт роста поставок на внутренний рынок – на 33,2% (+19,7%), при этом поставки в экспортном направлении сократились на 15,6% (+1,0%).

Производство легковых автомобилей по данным Росстата в сентябре 2021 года сократилось на 25,5% (+20,5% за период январь – сентябрь 2021 года). По данным АЕБ продажи в октябре 2021 года также сократились на 18,1% (+10,5% за период январь – октябрь 2021 года). К причинам падения относится дефицит автомобилей, возникший в результате нехватки комплектующих (преимущественно микросхем), выпуск которых был сокращен из-за пандемии коронавируса.

«Текущий год наглядно демонстрирует российской и мировой промышленности степень зависимости от импорта из Китая и риски, которые при этом возникают, — рассказал заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. — Вслед за дефицитом полупроводниковых компонентов обострилась проблема дефицита магния на мировом рынке, основным поставщиком которого также является Китай. К высокотехнологичным отраслям, таким как автопром, уже несколько месяцев испытывающим проблемы с комплектующими, добавились чёрная и цветная металлургия, включая производство широкого перечня готовой металлургической продукции. Этот локальный кризис — наглядное подтверждение необходимости импортозамещения в наиболее зависимых от импорта сферах, причём вопросы национальной безопасности в ряде случае могут превалировать над соображениями экономической целесообразности».

 


 

Справочная информация:

Расчет индексов основывается на косвенных интегральных показателях, которые отличаются высокой достоверностью и оперативностью – потребление электроэнергии и погрузка грузов на железнодорожном транспорте.

В основу расчета индекса промышленного производства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что электроэнергия является средством производства для любого промышленного процесса. Индекс рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов.

Индекс спроса на промышленную продукцию (ИПЕМ-спрос) рассчитывается на базе оперативных данных о погрузке промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Железнодорожным транспортом в России перевозится до 80% промышленных товаров и сырья, поэтому именно характеристика работы железнодорожного транспорта отражает совокупный показатель спроса на промышленную продукцию в экономике.

 

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – российский независимый исследовательский центр в сфере инфраструктурных и смежных отраслей экономики. Основан в 2005 году. Исследовательский коллектив Института включает 30 специалистов, среди которых 5 докторов и 5 кандидатов наук. За время работы выполнено более 500 научно-исследовательских работ. ИПЕМ активно работает в более чем 30 экспертных советах и рабочих группах органов власти, инфраструктурных компаний и отраслевых объединений. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru.

Обсудить на форуме

Мы запустили подписку RusCable Плюс!

Это формат эксклюзивного экспертного контента, который будет доступен по подписной модели. Подписка - это личный выбор каждого!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Инвестиции
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+