Петербургские «Лазерные системы» увеличат производство 3D-принтеров в четыре раза

Петербургское АО «Лазерные системы» в 2025 г. планирует нарастить производство 3D-принтеров для промышленного изготовления запчастей, комплектующих и оборудования в четыре раза. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал директор департамента аддитивных технологий компании Алексей Ким.

Компания занимается разработкой и изготовлением высокотехнологичного оборудования на базе лазерных технологий, в том числе 3D-принтеров (металлопорошковых 3D-станков). Производственная площадка расположена в Стрельне на территории Особой экономической зоны «Санкт-Петербург».

Речь идет об увеличении выпуска промышленных 3D-принтеров, их стоимость составляет от 20 до 75 млн руб. за одну единицу. По итогам текущего года объем производства 3D-принтеров составит порядка 15 единиц. За 2025 г. планируется произвести не менее 60 3D-принтеров. По предварительным оценкам, выручка компании от продажи этой продукции за 2024 г. составит порядка 500 млн руб., а в 2025 г. – 2 млрд руб.

Решение увеличить объемы производства связано с ростом заказов. «Лазерные системы» начали серийно выпускать 3D-станки еще до 2020 г., но как пояснил Ким, заказов на отечественную аддитивную продукцию тогда практически не было. Спрос на такие станки в России находится на начальном этапе развития, те же компании, которые были готовы использовать 3D-принтеры, покупали европейские станки.

 «Но в 2022 г. на фоне санкций возникли сложности с поставками из Европы. И затем спрос разделился: часть компаний стала приобретать российские 3D-принтеры, другие переориентировались на Китай», – отметил он, добавив, что при покупке китайских станков российские компании сталкиваются с рисками. Китайские производители продают станки через дилеров (посредников) на территории России, которые осуществляют техподдержку этого оборудования. Но их компетенций для осуществления техподдержки зачастую оказывается недостаточно. Кроме того, для китайских производителей есть угроза вторичных санкций при продаже оборудования российским компаниям. По словам Кима, в пользу отечественной продукции выступает и фактор цены. Российские 3D-станки стоят на 10-20% дешевле китайских аналогов.

3D-станки фактически позволяют печатать любые металлические детали и оборудование. Во многом технология сейчас направлена на производство запчастей для оборудования, которое лишилось техподдержки после ухода иностранных компаний. Кроме того, они позволяют печать детали специфической номенклатуры, которые нельзя произвести традиционным способом. 3D-принтеры применяются компаниями, которые работают в сфере машиностроения, металлообработки, нефтегазовой отрасли, аэрокосмической отрасли для изготовления прототипов, деталей двигателей и оснастки, а также в медицине, протезировании и т.д.

Среди заказчиков 3D-станков, которые производит компания, ПАО «Северсталь», Центр аддитивных технологий (ЦАТ) госкорпорации «Ростех», Уральский завод гражданской авиации, Московский авиационный институт, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева и др.

Несмотря на актуальность технологии в текущих реалиях, в России она пока далека от массового применения, что с одной стороны, связано с высокой стоимостью продукции, с другой, с определенным консерватизмом в сфере промышленности. Кроме того, потенциальной проблемой может стать подготовка соответствующих кадров.

Как пояснила изданию генеральный директор Академии аддитивных технологий «Цифра Цифра» Дарья Дмитриева, в России есть кафедры соответствующих технологий, но для подготовки специалистов нужно больше практико-ориентированных программ. Однако она добавила, что их нехватку компенсирует дополнительное образование в сфере аддитивных технологий. По оценкам Дмитриевой, у российских производителей 3D- принтеров сейчас есть потенциал для роста. «Пока рынок не насыщен предложением, и центры контрактной печати уже загружены. В течение примерно пяти лет отечественный рынок будет расти, далее будет сформирована конкуренция», – добавила она.

Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев отмечает, что спрос на российском рынке на данное 3D-оборудование будет расти, поскольку аддитивные технологии позволяют повысить эффективность производственного процесса, особенно деталей со сложной геометрией и характеристиками, связанными с точностью изготовления.

«Также преимуществом является то, что готовая продукция будет появляться сразу в месте ее непосредственного потребления, и не будет необходимости в поставках, занимающих долгое время. Нормативная база и ГОСТы в части аддитивных технологий активно развиваются, поэтому в скором времени качество изделий, произведенных с помощью 3D-принтеров будет сравнимо с деталями, изготовленными традиционным способом или, даже превысят их»,  – добавил он.

С другой стороны, потенциальным вызовом для российских производителей может стать возвращение на российских рынок европейский производителей, если геополитическая ситуация изменится. Однако Дмитриева полагает, что с учетом наработанной технологической базы, российские производители укрепят свои позиции, кроме того переориентация на отечественную продукцию позволит избежать проблем, связанных с сервисом и поставками оборудования.

На Троицком мосту обновят трамвайные пути и асфальт за 411 млн рублей
На обновление асфальтобетонного покрытия и трамвайных путей на Троицком мосту в Санкт-Петербурге потратят 411 млн рублей. Закупка для поиска подрядчика опубликована 10 октября. Заказчик работ — ГБУ «Мостотрест». В проекте контракта не уточняется, в какой период исполнитель должен приступить к замене покрытия дороги. Однако указано, что первый этап исполнения договора определен...
В Вологодской области открыт расширенный до четырех полос участок трассы А-114
Речь идет о реконструированном отрезке с 14-го по 35-й км, работы на котором начались в 2020 году. Расширенный с двух до четырех полос движения участок расположен между населенными пунктами Лесково и Стризнево. Напомним, что в виду высокой загруженности автодороги А-114 на участке Вологда – Череповец в регионе поэтапно реализуется масштабный проект по расширению магистрали. Так, до 2020 г...
Участок ВСМ от Зеленограда до Обухово начнут строить до конца 2024 года
Строительство концессионного участка первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург от Зеленограда до Обухово начнётся до конца 2024 года. Об этом 11 октября в ходе выступления на Общероссийском форуме стратегов заявил генеральный директор ООО "ВСМ Две столицы" Олег Тони. "Практически в конце этого года мы должны приступить уже к...
Правительство профинансирует завершение строительства автодороги для жителей нового микрорайона в Саранске
Правительство продолжает помогать регионам в развитии транспортной инфраструктуры. До конца 2024 года в столице Мордовии Саранске планируется завершить строительство автодороги в одном из новых микрорайонов города. Распоряжение о выделении финансирования на эти цели подписано.  Новая дорога протяжённостью более 3,6 км улучшит транспортную связан...
Одобрен проект мостового перехода через Волгу на южном обходе Саратова
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первый этап строительства южного обхода г. Саратов. Он предусматривает возведение мостового перехода через реку Волгу. Реализация объекта позволит переключить движение транзитных грузопотоков с федеральных трасс на объездную дорогу, тем самым снизит транспортную загрузку города. По с...
Транспортная развязка на М-1 «Беларусь» с дорогой А-108 готова более чем наполовину
На трассе М-1 «Беларусь» в Рузском городском округе Московской области продолжается строительство транспортной развязки на пересечении с дорогой А-108 «Московское большое кольцо». Работы по возведению искусственного сооружения развёрнуты с 84-го по 87-й км М-1 «Беларусь» вблизи посёлка Дорохово. На сегодня общая готовность...
В Свердловской области построят лабораторный комплекс для «Полиметалла»
В индустриальном парке "Богословский" под Краснотурьинском в Свердловской области началось строительство современного лабораторного комплекса для золотодобывающей компании "Полиметалл". Объем инвестиций в проект составит около 1,5 млрд рублей, сообщила пресс-служба "Полиметалла". В компании отметили, что лабораторию построит резидент парка - компания "МинералЛ...
Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие железнодорожной инфраструктуры Кузбасса превысили 13 млрд рублей в январе – сентябре
В январе – сентябре 2024 года ОАО «РЖД» направило более 13 млрд рублей в развитие железнодорожной инфраструктуры Кемеровской области. В частности, в рамках сезонной путевой кампании было отремонтировано почти 100 км железнодорожного пути, включая участки Транссибирской магистрали: Тайга – Анжерская-Западная, Анжерская – Судженка и Берикульская – Антибесский....
Марат Хуснуллин: Одобрен проект модернизации ЖКХ в Курской области
Президиум Правительственной комиссии по региональному развитию под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина одобрил проект модернизации коммунальной инфраструктуры с привлечением льготного займа за счёт средств Фонда национального благосостояния в Курской области. «Несмотря на непростые условия, Курская область продолжает развиваться, в том числе в...
Правительство профинансирует модернизацию Елизаветинского гидроузла в Луганской Народной Республике
В 2024–2025 годах на ремонт и модернизацию гидроузла Елизаветинского водохранилища в Луганской Народной Республике будет направлено более 200 млн рублей. Распоряжение об этом подписано.  Гидроузел на Елизаветинском водохранилище – один из главных источников питьевого водоснабжения для жителей региона. В ходе ремонта там будет во...
Дмитрий Чернышенко: Совет директоров корпорации «Туризм.РФ» принял мастер-план курорта «Новая Анапа»
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко провёл заседание совета директоров АО «Корпорация “Туризм.РФ„». На нём участники рассмотрели и приняли мастер-план развития туристской территории «Новая Анапа» в Краснодарском крае. Запуск первой очереди объектов инфраструктуры намечен на 2030 год. В заседании приняли учас...
Правительство профинансирует строительство энергетической инфраструктуры для реализации инвестпроектов на Чукотке
Правительство направит 5,1 млрд рублей на реализацию инвестиционных проектов по добыче и переработке многокомпонентных руд, содержащих в том числе цветные и благородные металлы, в Чукотском автономном округе. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. За счёт федерального финансирования будут построены воздушные линии электр...
60 км автодороги Р-132 «Золотое кольцо» отремонтировали в Смоленской области
Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск завершило ремонт отрезка автомобильной дороги Р-132 «Золотое кольцо» с 999-го по 1059-й км. Ремонтные работы были начаты в прошлом году. Обновлённый участок не только улучшит качество движения, но и повысит безопасность на дорогах. Специалистами проведена холодная регенерация изношенных слоев покрытия, а также выполнено...
«Узола» при участии ФРП открыла завод по производству оборудования для промышленной автоматизации
Компания «Континент ЭТС», входящая в ГК «Узола», открыла в Нижнем Новгороде завод по производству программируемых логических контроллеров. Они используются для автоматизации на промышленных предприятиях. Инвестиции в создание нового завода превысили 400 млн рублей, из которых в виде льготных займов 63 млн рублей предоставил федеральный Фонд развития промышленности (ФРП),...
В Чебоксарах начинается капремонт Гагаринского моста
В Чебоксарах (Чувашская Республика) приступают к капитальному ремонту Гагаринского моста, который был введен в эксплуатацию в 1973 году и с того момента ни разу не обновлялся. Работы выполнят в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с завершением в октябре 2026 года. В связи с началом ремонта с 11 октября движение по мосту будет ограничено, сообщает пресс-служба правительст...
На трассе Р-256 «Чуйский тракт» завершен капитальный ремонт моста через Койниху
В процессе капитального ремонта полностью заменили конструкции моста, значительно увеличили его высоту и ширину проезжей части. Сооружение расположено на 58-м км федеральной автодороги Р-256 «Чуйский тракт» в Искитимском районе Новосибирской области. Для увеличения пропускной способности моста трехполосную проезжую часть довели до четырех полос, а для защиты от подтопления в периоды...
Минвостокразвития России выделит более 5 млрд рублей на строительство инженерной инфраструктуры для «Дальневосточного квартала» в Хабаровске
Более пяти миллиардов рублей выделит Минвостокразвития России на строительство инженерной инфраструктуры в ходе реализации первого этапа программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровском крае. Одновременно с этим Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) объявила о начале приема заявок для конкурсного отбора, который определит инвестора-застройщика для второго этапа реализа...
В Щелково появится производство электрооборудования благодаря региональной поддержке
Компания «ТЕХЭНЕРГОГРУПП» планирует построить новый современный завод по производству импортозамещающего электрооборудования в подмосковном Щелково. Земельный участок предоставлен по региональной программе «Земля за 1 рубль». Предприятие будет выпускать импортозамещающее электрооборудование: распределительные шкафы, трансформаторные подстанции, дизель-генераторные установки...
В Кемеровской области отремонтируют участок трассы Р-255 «Сибирь»
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первый этап капитального ремонта автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» на участке км 299+000 – км 309+000. Протяженность четырехполосной трассы, на которой пройдут работы, составит более 8,63 километров. Трасса Р-255 «Сибирь» – важнейшая транспортная...
На Бамовском перегоне Камнега – Дугда в Амурской области открыто движение по второму пути
Для этого были построены две двухпутные вставки между разъездами Камнега – Тангомен и Тангомен – Дугда. Строители уложили почти 5 километров пути, четыре стрелочных перевода и возвели три моста. Новая инфраструктура позволила отказаться от разъезда Тангомен и объединить смежные перегоны в один общей длиной 29 километров. С целью снижения влияния паводковых вод были обустроены защитн...