Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Контуры и масштабы

4 июня 2015, 15:13 2315 Время чтения ≈ 9 мин
Источник: ООО Томсккабель

О системах координат внутри и вокруг дорожной карты сотрудничества «Россетей» и Томской области.

До недавнего времени словосочетание «дорожная карта» было прочно привязано к дипломатическому лексикону. За этим понятием закрепился смысл «протокола о намерениях». Между тем, как известно, универсальных карт не бывает в принципе. Содержание здесь определяется функциональностью. Например, у геологов эта функциональность одна, у дипломатов — уже совсем другая. Внутри российской экономики — совсем уже третья. И если Томская область появилась на одной из далеко не самых «обобщенных» карт крупнейшей российской энергетической компании, то это о чем-то да говорит…

Область

Одной из главных проблем производственного комплекса Томской области является малый ресурс по наращиванию объемов продукции — и не столько по мощностям, сколько по наличному спросу. Комплекс, собственно, создавался под другой спрос и другие объемы. Сейчас, когда, по заверениям профильных региональных ведомств, пресловутая «нижняя точка» уже пройдена (то есть исчезло все, что должно было исчезнуть в новых геоэкономических условиях, а остальное будет жить), потенциальный рост купируется именно препятствиями по объемам. Серийная продукция дешевле мелкосерийной, массовая — ощутимо дешевле серийной. Объемы создают ресурс для инвестиций, инвестиции обеспечивают дальнейший рост. Нет объемов и потоков — нет инвестиций в региональную промышленность. Нет инвестиций — и об объемах можно забыть. Казалось бы… тупик.

Между тем российской электротехнической промышленности в целом удалось удержать репутацию и планку. Дополнить это можно тем, что Томская область традиционно считалась развитым центром по производству электротехники и центром соответствующих компетенций. И это тот самый случай, когда заработанное некогда имя продолжает работать — хотя бы в той же системе полуофициальных рекомендаций, столь распространенных в постсоветской производственной среде.

Итак, еще один импортозамещающий контур, создаваемый «Россетями» в рамках программы импортозамещения, заводится в территориальные производственные комплексы. Преимущественно те, где для этого созданы условия и где сохранились соответствующие компетенции. К примеру, в Санкт-Петербурге «Россетями» создается Федеральный испытательный центр электротехнического оборудования (начало строительства запланировано на июнь 2015, окончание — на декабрь 2017 года), на площадках которого будут размещены уникальные для страны испытательные стенды. Именно там будет проводиться весь спектр квалификационных тестов разрабатываемого и нового оборудования для нужд компании. Пока же испытания проводятся за рубежом и не всегда доступны по цене и прочим издержкам для российских производителей.

Томская область, помимо существующих компетенций, предложила «Россетям» уже в целом отработанный механизм по созданию «корпоративных» дорожных карт. Присутствие в процессе региональной власти считывается его участниками как нечто, способное обеспечить стабилизацию, прозрачность и дополнительный рычаг по обеспечению гарантий.

Если подходить к предмету дотошно, то речь, в первую очередь, идет о совместном проекте под названием «Расширение использования продукции и технологий предприятий Томской области, в том числе импортозамещающих, для нужд ОАО «Россети». Собственно, дорожная карта, как утвержденная последовательность этапов реализации, является частью этого проекта. Подписание этого документа состоялось 30 сентября 2014 года, подписи под ним поставили глава области Сергей Жвачкин, и генеральный директор «Россетей» Олег Бударгин. Уже в октябре ввиду ужесточения санкционного давления на экономику страны в «Россетях» принимают решение о корректировке закупочных программ и, соответственно, создании обновленной программы импортозамещения. В самом начале января Олегом Бударгиным подписан приказ, в рамках которого, кроме всего прочего, прописано максимальное ускорение реализации импортозамещающих программ. И уже в начале апреля Томская распределительная компания (ТРК), как территориальное ДЗО «Россетей», анонсирует начало реализации дорожной карты совместного проекта компании и Томской области.

Речь идет о рамочной договоренности между руководством ТРК и ООО «Томсккабель» по поводу перехода на прямые поставки (пока в этом процессе присутствуют посредники) по завершению процесса аттестации продукции предприятия (должна завершиться в мае). В настоящий момент номенклатура электротехнической продукции «Томсккабеля» насчитывает около 50 000 наименований. Заметному сокращению сроков аттестации продукции в «Россетях», а также расширению линейки аттестуемой продукции как раз и способствуют механизмы, прописанные в дорожной карте.

Кроме того, стороны пришли к взаимопониманию по вопросам комплексного сопровождения поставок кабельной продукции. В частности, руководством «Томсккабеля» была выражена заинтересованность в запуске производства современных соединительных элементов (от их качества зависит продолжительность безаварийной службы кабеля), а также организации монтажного сервиса в отношении новых для местных сетей типов кабельных линий.

Отдельным пунктом для обсуждения стали перспективные возможности «Томсккабеля» по производству современных и более совершенных типов высоковольтных кабелей с изоляцией из этиленпропиленовой резины и сшитого полиэтилена: в настоящее время на предприятии идет строительство нового корпуса площадью 10 000 м² под массовый выпуск именно этого типа продукции. По состоянию на сегодняшний день подавляющая их часть поступает в «Россети» от зарубежных производителей — аналогов им в России либо нет, либо они не всегда соответствуют заявленным нормам качества. Новое производство «Томсккабеля» будет способно закрыть значимые объемы потребностей «Россетей» по этому виду продукции.

Таким образом, ТРК, а в перспективе и другие ДЗО «Россетей» смогут получить современную отечественную продукцию с улучшенными пропускными характеристиками, более гибкую, прочную и долговечную. Кроме того, именно в Томской области отработан прецедент по гибкому взаимодействию производственных предприятий с заказчиком федерального уровня — к примеру, руководством «Томсккабеля» было высказано предложение об участии «Россетей» в корректировке будущего производства под специфику своих потребностей. Выглядеть все это может сколь угодно сверхоптимистично, хотя в принципе никакой фантастики здесь нет. Те же самые этапы в той же самой логике выгоды всех задействованных сторон.

Статика и динамика

Доля импортного оборудования, используемого к настоящему времени на объектах «Россетей», в среднем составляет 40%, однако по отдельным направлениям доходит до 90%. Основные статьи импорта приходятся на КРУЭ, силовой кабель и трансформаторы. По экспертным оценкам, загруженность российских предприятий, выпускающих продукцию для отрасли, составляет от 50% до 80%, что предполагает возможность относительно быстрого наращивания внутрироссийского производства. К 2019 году зависимость от импортной продукции должна снизиться с нынешних 40% до 14%.

Источник информации: «Бизнес-журнал», Дмитрий Охмин, №5 (230), 04.05.2015

Обсудить на форуме
TOMK
8.0

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Присоединяйтесь к порталу RusCable.Ru в Телеграм
Актуальные новости, обзоры и публикации портала в удобном формате.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Новости компаний
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
RusCable Live
+