Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Когда роботы заменят человека в поле

14 февраля 2019, 12:20 961 Время чтения ≈ 9 мин
Источник: Redenex
Александров Олег

Александров Олег

Александров Олег

Александров Олег

В мире активно обсуждают тему внедрения автоматизации с применением технологии Интернета вещей для сбережения ресурсов. Современные сельхозмашины оснащены трекерами, датчиками расхода топлива, идентификаторами и сенсорами, которые агрегируют большие данные. Целый ряд разработчиков ведут работу над платформами для работы с большими данными в сельхозотрасли: от метеоданных до снимков с мультиспектральных и гиперспектральных камер. По мнению одного из экспертов отрасли, руководителя проекта ГК Ростсельмаш Олега Александрова, в ближайшее время в сельскохозяйственной отрасли появятся комплексные решения, которые помогут  в первую очередь оптимизировать затраты и повысить эффективность.

Цифровизация в сельском хозяйстве – какова история вопроса? 

Главной задачей для аграриев на данном этапе является оптимизация затрат. Этот вопрос был всегда актуален, но сейчас, когда время получения сверхприбылей ушло пришло время оптимизировать затраты. В первую очередь – это операционные расходы на семена, удобрения, средства защиты растений, оптимизация парка техники. Одним из решений этих задач может стать внедрение цифровых технологий. Сейчас в отрасли работает множество систем и решений, связанных с автопилотированием и позиционирования техники и оборудования. Практически каждый второй трактор оснащен трекером и системой автоматического подруливания. Именно этот начальный элемент мониторинга машин является отправной точкой для многих предприятий. Функция мониторинга позволяет отслеживать и корректировать использования техники в части внесения удобрений и средств химзащиты, семян, потребления топлива. 

По некоторым оценкам до 80% сельхозпредприятий применяет трекеры и  датчики уровня топлива. Это отраслевое решение из сферы грузоперевозок и автотранспорта достаточно гармонично интегрировано в сельском хозяйстве. Действительно в первую очередь аграрии научились контролировать расход топлива. Стоимость таких решений, как правило, окупается уже в первый сезон, за счет экономии, которая наступает неминуемо. Следующим этапом становится решения, позволяющие контролировать расход удобрений, СЗР и семян. Для контроля процессов разрабатываются новые виды датчиков, которые не только позволяют  осуществлять мониторинг, но и регулировать. Дифференциация внесения позволяет серьезно сокращать издержки и делать сельское хозяйство действительно умным. К примеру: одни и те же 150 кг удобрений на гектаре можно распределить по полю равномерно, а можно вносить умно, изменяя норму внесения в зависимости от потребности почвы и культуры.

Оптимизация и экономия должны быть разумными, и, для этого к средствам контроля и мониторинга техники подключаются сервисы, связанные со спутниковым или БПЛА мониторингом посевов.  Эти сервисы позволяют идентифицировать различные проблемы в поле и дают возможность оперативно влиять на процесс вегетации растений.

Какие решения Вы считаете наиболее перспективными? 

Над созданием цифровых платформ работают многие компании. Наиболее интересные решения находятся в плоскости комплексных решений, которые связывают процесс наблюдения за растениями в поле, мониторингом техники и оборудования, сложным анализом больших данных, которые агрегируют многочисленные датчики и сенсоры. Основная задача комплексных платформ – помочь контролировать все процессы, которые проходят на поле, предлагать предиктивные механизмы и превентивные меры, чтобы избежать поломок техники, стрессовых ситуаций для агрокультур, таких как недостаточная влажность, болезни и вредители, недостаток или переизбыток минерального питания.  

Комплексные платформы востребованы крупными хозяйствами и агрохолдингами по всему миру. Для них возможность существенно сократить издержки и минимизировать неблагоприятное влияние человеческого фактора. Известно, что нагрузка на один трактор в России в несколько раз больше, чем в США и Западной Европе. Оборудование одно, а за ним работает несколько операторов. Автоматика позволит выявить, в чью смену происходило неэффективное использование техники, перегрузки и т.д. 

Расскажите, пожалуйста, каковы перспективы автономного вождения и роботизации в аграрной отрасли?

Существует пять основных фаз автопилотирования. В автомобильной отрасли  передовые компании продвинулись уже до 3 уровня. Технологии машинного зрения и интеллекта развиваются очень высокими темпами. Связано это в первую очередь с серьезным финансированием и востребованностью технологий в автомобилестроении.  Наряду с расширением сегмента электромобилей развитие автопилотирования является логичным продолжением и будущее электромобилей- автопилотов представляется уже совсем близким. Пожалуй единственный фактор, который может немного сдерживать развитие – это юридическая сторона вопроса в части ответственности за возможные инциденты с автомобилем- автопилотом.

Что же касается сельскохозяйственного комбайна-автопилота, то здесь используются те же разработки, но к ним добавляются функции, связанные с интеллектуальными настройками оборудования. В этом направлении работают многие компании и, в частности Ростсельмаш. В отличие от автомобильного автопилота сельскохозяйственный нужно научить распознавать большое количество образов в различных полевых условиях на различных культурах, снабдить массой различных датчиков для того, чтобы сделать процесс, скажем уборки пшеницы действительно интеллектуальным. Полностью автономный трактор или комбайн это перспектива ближайших 5-10 лет. Связано это в первую очередь даже не с вопросом автовождения, но с сопутствующими процессами: агрегатирования прицепными орудиями, например, или выгрузкой зерна, заправкой топливом.  Роботизация многих процессов в поле добавит точности полевым работам и позволит справляться с задачами намного быстрее, чем это бы сделает тракторист или комбайнёр. Ведь современная техника может работать круглые сутки без перерыва на обед.

Но есть всё же и технические ограничения: трактор не может пока сам выехать и агрегатироваться с бороной или плугом. Остаются еще вопросы заправки и выгрузки. Решить эти вопросы позволит создание центра управления беспилотной техникой, который должен появиться в каждом крупном хозяйстве как некое комплексное решение.  

Автономное вождение это еще и решение экологичности и безопасности. К примеру, оснащение автономным вождением опрыскивающей техники существенно скажется на здоровье сотен тысяч операторов опрыскивателей, которые рискуют здоровье применяя средства защиты растений.  

Роботизация в сельском хозяйстве отнюдь не повод думать, что человек перестанет быть востребованным в поле. Скорее будут появляться новые профессии, связанные с обслуживанием парка роботизированных комбайнов и тракторов, операторы для контроля работы машин, агрономы- аналитики… 

Подробнее об управлении агропромышленной энергетикой Олег Александров расскажет на World Smart Energy Summit Russia

Узнать об условия участия можно на сайте www.smartenergysummit.ru

Обсудить на форуме

Подпишитесь на бесплатный еженедельный журнал RusCable Insider
Уже больше 3000+ подписчиков с нами! Главные новости и дайджест за неделю в удобном формате!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Мероприятия
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
RusCable Live
+